Дело № 2-554/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 марта 2018 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе,
председательствующего судьи Залугина С.В.
при секретаре Русановой М.С.,
с участием: Потёминой Л.И., Потапова С.Н. и представителя Потаповой Г.Я. по доверенности Богодуховой Е.Н., представителя ответчика администрации Минераловодского городского округа по доверенности Головченко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело иску Потаповой Г.Я., Потеминой Л.И. и Потапова С.Н. к администрации Минераловодского городского округа и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной/частичной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе и признания права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000,00 рублей, выплачиваемых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»,
У С Т А Н О В И Л:
Потёмина Л.И., Потапов С.Н. и Потапова Г.Я. обратилась в суд с указанным иском к администрации Минераловодского городского округа и к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в обоснование которого указали, что продолжительными ливневыми дождями и подъемом уровня воды в реке Кума на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края в ночь с 23 по 24 мая 2017 года произошло подтопление дворовых участков и нанесен значительный материальный ущерб жителям, в связи с чем, постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24.05.2017 № 1216 с 10 час. 00 мин. 24.05.2017 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Постановлением Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 27.07.2017 № 1910 утвержден перечень домовладений на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации - выпадение значительного количества осадков, повышение уровня воды в реках Кума, Суркуль и Джемуха выше неблагоприятных отметок и подтопление территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, произошедшей 24.05.2017, в новой редакции, в который вошло домовладение, расположенное по адресу: ..............
Они обратились с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении в списки на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором они проживают, оказался в зоне чрезвычайной ситуации, при этом они полностью утратили имущество первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка.
Согласно Акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в мае 2017 года от 30.06.2017 года, они были признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной помощи. Установлено, что имущество было утрачено частично.
Таким образом, они утратили имущество первой необходимости.
Однако после обращения в администрацию Минераловодского городского округа мне был дан письменный отказ, о включении в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения в Минераловодеком районе в период с 24.05.2017 года.
Им было предложено обратиться в суд для того, чтобы признать факт постоянного проживания по адресу, попавшему в зону затопления .............., и о признании права на получение финансовой помощи.
Поскольку они постоянно проживают в доме, который подвергся затоплению, то имеют право на получение финансовой помощи, однако до сих пор не могут ее получить.
В связи с чем, просили возложить на администрацию Минераловодского городского округа обязанность включить их в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной/частичной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе и признания права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000,00 рублей, выплачиваемых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», обратить решение к немедленному исполнению.
Истец Потапова Г.Я., извещенная судом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, её интересы в судебном заседании по доверенности представляет Богодухова Е.Н.
Согласно статье 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через своего представителя.
Представитель ответчика - Министерство труда и социальной защиты населения, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 4 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц Правительства Ставропольского края, Министерства финансов Ставропольского края, Главного управления МВД России по Ставропольскому краю и Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, также надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и не представили сведения о причинах неявки.
Согласно части 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В связи с чем, а также с учетом мнения других лиц, участвующих в деле, не возражавших о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании истцы Потёмина Л.И., Потапов С.Н. и представитель Потаповой Г.Я. по доверенности Богодухова Е.Н., заявленные требования поддержали в полном объеме, дали суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Просят суд удовлетворить их требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Минераловодского городского округа по доверенности Головченко А.Ю. просила исковые требования разрешить на усмотрения суда.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, считает необходимым заявленные требования удовлетворить частично по следующим основаниям.
Так в судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что Потапов С.Н. с 11 февраля 2003 года по настоящее время, Потемина Л.И. с 26 апреля 2007 года по настоящее время, и Потапова Г.Я. с 07 февраля 1973 года по настоящее время зарегистрированы на постоянное место жительства по адресу: .............. ..............
Также в судебном заседании установлено, что Потаповой Г.Я. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от .............. и договора купли-продажи строения от .............. является собственником жилого дома площадью 62,7 кв.м., и земельного участка площадью 300 кв.м., расположенных по адресу: .............., .............., что подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
В мае 2017 года на территории Ставропольского края сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Указанный жилой дом находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2017 года.
В результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек, в мае 2017 г., истцы по настоящему делу были признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, о чем был составлен акт обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период с 24 мая 2017 в Минераловодском городском округе.
Согласно акту обследования имущества администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 30 июня 2017 года установлено, что в жилом помещении по адресу: .............., что со слов собственника вода зашла из-под пола в нишу, в которой стоит напольный котел, стоимостью 15 000рублей. Пострадали хоз.постройки, уровень воды стоял коло 40 см. Степень повреждения имущества - частичная.
26 сентября 2017 года Богодуховой Е.Н. администрацией Минераловодского городского округа отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества перовой необходимости (полной или частичной) в связи с тем, что вода в дом не зашла (в акте обследования не было указано, что вода была в жилом доме), не пострадало имущество первой необходимости.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р «О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации» в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.
При разрешении данного спора суд исходит из того, что в соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных конституционных положений, статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2).
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).
При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в силу подпунктов "а" и "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны», целью которого согласно его ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае".
Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).
Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которым, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующих выплат: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека подпункт "г"; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости /из расчета за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 000 рублей (п. 2).
Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены 3 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 Методические рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Из требований вышеприведенных актов следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта утраты имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
В акте от 30 июня 2017 года обследования имущества, указано, что в жилом помещении по адресу: .............., что со слов собственника вода зашла из-под пола в нишу, в которой стоит напольный котел, стоимостью 15 000рублей. Пострадали хоз.постройки, уровень воды стоял коло 40 см. Степень повреждения имущества - частичная.
Согласно пояснениям истца Потапова С.Н., данными им в судебном заседании, он, а также члены его семьи: жена - Потемина Л.И. и мать - Потапова Г.Я. на основании поданного заявления были включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – сильного дождя в ночь на 23-24 мая 2017 года на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, по месту регистрации по адресу: .............., и указанные денежные средства были ими получены. Также указал, что в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2017 года у них утрачено имущество первой необходимости: котел, телевизор, стул, холодильник.
При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения спора по существу в материалы дела не было представлено доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности факта полной утраты имущества первой необходимости.
Поэтому суд считает необходимым удовлетворить требования Потёминой Л.И., Потапова С.Н. и Потаповой Г.Я., только в части признания за ними права на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Разрешая исковые требования, суд, руководствуясь вышеуказанными нормативными актами, исходит из того, что выплата гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой ими имущества первой необходимости пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, вызванными выпадением значительного количества осадков, повышение уровня воды в реках Кума, Суркуль и Джемуха выше неблагоприятных отметок и подтопление территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, произошедшей 24.05.2017, производится в соответствии со списками, формирование списков пострадавших граждан, производится на основании заявлений пострадавших граждан, документов, подтверждающих их регистрацию по месту жительства в жилых домах, квартирах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, и актов обследования жилых домов, квартир, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.
Таким образом, право на выплату единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой ими имущества первой необходимости за счет средств резервного фронда Правительства РФ, признается за гражданами, факты повреждения имущества которых подтверждены актами, составленными комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у Потёминой Л.И., Потапова С.Н. и Потаповой Г.Я. права на финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей, выплачиваемых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» подлежат удовлетворению.
При этом суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований Потёминой Л.И., Потапова С.Н. и Потаповой Г.Я. о включении истцов в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.
Также суд считает возможным удовлетворить и заявление истцов об обращении настоящего решения к немедленному исполнению по следующим основаниям.
Так, ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая социальных характер настоящего спора, а также значимость принятого судебного решения для истца, суд полагает, что его приведение к немедленному исполнению позволит незамедлительно получить соответствующие материальные выплаты и направить их по своему усмотрению на устранение последствий вызванных чрезвычайной ситуацией, что полностью соответствует целям и задачам ст. 212 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Потаповой Г.Я., Потеминой Л.И. и Потапова С.Н. к администрации Минераловодского городского округа и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края удовлетворить частично. Признать за Потаповой Г.Я., Потеминой Л.И. и Потаповым С.Н. право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере по 50 000,00 рублей, выплачиваемых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Возложить на администрацию Минераловодского городского округа обязанность включить Потапову Г.Я., Потемину Л.И. и Потапова С.Н. в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе.
Решение суда в указанной части обратить к немедленному исполнению.
В удовлетворении требований Потаповой Г.Я., Потеминой Л.И. и Потапова С.Н. к администрации Минераловодского городского округа и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе и признания права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000,00 рублей, выплачиваемых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда будет составлено 10 марта 2018 года.
Судья
Копия верна:
Судья Минераловодского городского суда Залугин С.В.