Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1273/2018 ~ М-1516/2018 от 03.10.2018

Дело № 3а-1273/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2018 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Леганова А.В.,

при секретаре Осиповой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Каландина Игоря Владимировича, Каландиной Елены Геннадьевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной,

установил:

Каландин И.В., Каландина Е.Г. обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просят установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, собственником которых они являются, в размере их рыночной стоимости определенной на основании отчетов об оценке от 1 октября 2018 года №№ ОЦ-022/18, ОЦ-023/18, ОЦ-024/18, подготовленных <...>

Административные истцы мотивируют свои требования тем, что они уплачивают имущественный налог, рассчитываемый из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению имущественного налога.

В судебное заседание 31 октября 2018 года лица, участвующие в деле, в не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений части 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.

На основании определения суда от 31 октября 2018 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Проверив доводы административного искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от 4 апреля 2016 года № 3368-КЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установить единую дату начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.

Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.

Из материалов дела следует, что Каландин И.В. является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>, а Каландина Е.Г. – собственником объекта с кадастровым номером <...>, что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов и свидетельствами о государственной регистрации права. Таким образом, административные истцы вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...> определена уполномоченным органом по и составляет 40835098 рублей 9 копеек (по состоянию на 6 июня 2011 года), 48575162 рубля 94 копейки (по состоянию на 13 мая 2013 года), 29481010 рублей 34 копейки (по состоянию на 2 ноября 2011 года), соответственно.

Суд, рассматривая вопрос о датах определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иных дат определения кадастровой стоимости. В связи с чем, поскольку Федеральная кадастровая палата до 1 января 2017 года являлась уполномоченным органом по ведению реестра государственного кадастра, суд считает 6 июня 2011 года, 13 мая 2013 года и 2 ноября 2011 года верными датами определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, что также подтверждается ответом Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 7 сентября 2018 года № 11-134/32575.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно абзацам 2-3 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Как следует из материалов дела, оспариваемые административным истцом результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:11:0603030:100, 23:12:0601029:694 (собственник Каландин И.В.) внесены в государственный реестр недвижимости 22 февраля 2012 года и 13 мая 2013 года, соответственно, то есть более, чем за 5 лет до первоначального обращения с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости (3 октября 2018 года). Новые результаты определения кадастровой стоимости, полученные при поведении очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

С учетом положений статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, статьи 1 Закона Краснодарского края от 4 апреля 2016 года № 3368-КЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, стало затрагивать права и законные интересы Каландина И.В. только с 1 января 2017 года, поскольку именно эта дата стала началом применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным восстановить пропущенный Каландиным И.В. срок для оспаривания кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости (объекты с кадастровыми номерами <...>).

При этом, поскольку сведения о кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером <...>, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости, внесены в соответствующий реестр 25 августа 2016 года (то есть менее чем за 5 лет до подачи административного иска в суд), необходимости в разрешении вопроса о восстановлении срока оспаривания результатов определения кадастровой стоимости данного объекта не имеется.

Согласно данным отчетов об оценке от 1 октября 2018 года №№ ОЦ-022/18, ОЦ-023/18, ОЦ-024/18, представленных административными истцами и подготовленных <...>., рыночная стоимость спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...> по состоянию на даты определения кадастровой стоимости составляет 28613000 рублей, 34019000 рублей, 20880000 рублей, соответственно.

Указанные отчеты об оценке в полной мере соответствуют положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы оценщика не опровергнуты.

Применяемые в отчетах об оценке корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта недвижимости от ряда актуальных факторов.

В отчетах об оценке принята поправка на торг, корректировка на площадь с поправкой на различия в масштабе (площади) участка, корректировка на местоположение относительно территории населенного пункта, также внесена корректировка на вид разрешенного использования, расчет которой произведен по методу парных сравнений продаж.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая оценщиком рыночная стоимость объектов недвижимости является достоверной.

Кроме того, судом учитывается, что разница между результатами определения кадастровой стоимости земельного участка и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, составляет не более 30 процентов.

Суд считает, что административными истцами доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административных истцов, как собственника данных объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований и установленные факты суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, отраженной в выводах отчетов об оценке.

Установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Административные истцы первоначально обратились в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...> 3 октября 2018 года. Сведений об обращении административных истцов в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю материалы дела не содержат. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 3 октября 2018 года.

Таким образом, в отношении спорных объектов недвижимости следует установить кадастровую стоимость в размере их рыночной стоимости с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Каландина Игоря Владимировича, Каландиной Елены Геннадьевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной – удовлетворить.

Восстановить Каландину Игорю Владимировичу пропущенный срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>.

Установить в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> – нежилого здания с наименованием магазин промышленных товаров, расположенного по адресу: <...> кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 28613000 (двадцать восемь миллионов шестьсот тринадцать тысяч) рублей на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> – нежилого здания, расположенного по адресу: Краснодарский <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 13 мая 2013 года в размере 34019000 (тридцать четыре миллиона девятнадцать тысяч) рублей на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> – нежилого здания с наименованием магазин промышленных товаров, расположенного по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 2 ноября 2011 года в размере 20880000 (двадцать миллионов восемьсот восемьдесят тысяч) рублей на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...> считать 3 октября 2018 года.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья:

3а-1273/2018 ~ М-1516/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Каландин Игорь Владимирович
Ответчики
Управление Росреестра по КК
Администрация Краснодарского края
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю
Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Леганов Андрей Викторович
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
03.10.2018Регистрация административного искового заявления
03.10.2018Передача материалов судье
05.10.2018Решение вопроса о принятии к производству
05.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.10.2018Предварительное судебное заседание
17.10.2018Предварительное судебное заседание
31.10.2018Предварительное судебное заседание
31.10.2018Предварительное судебное заседание
31.10.2018Судебное заседание
31.10.2018Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
31.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2018Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее