12 – 147/18
Р Е Ш Е Н И Е
10 июля 2018 года город Ижевск
Судья Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики Дмитрошкин А.Н., при секретаре Зариповой Г.Р., с участием: представителя ООО «Удмуртнефтегеофизика» Рубаненко В.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица ООО «Удмуртнетегеофизика» на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в УР Ш.Р.С. от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и решение по жалобе на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Удмуртнефтегеофизика» (далее Общество) привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 110 000 рублей. Решением от ДД.ММ.ГГГГ. жалоба на постановление о назначении административного наказания, оставлена без удовлетворения.
Не согласивший с данными постановлениям и решением Общество обратилось с жалобой в суд, указав, что считает постановление незаконным, подлежащим отмене в виду малозначительности совершенного правонарушения, т.к. все было устранено до проведения проверки, в связи с чем, просит постановление и решение отменить.
Представитель Общества Рубаненко В.Ф., действующая на основании доверенности, доводы изложенные в жалобе поддержал в полном объеме.
Представитель ГИТ в УР извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не представил, в связи с чем, жалоба заявителя рассмотрена без их участия.
Выслушав представителя Общества Рубаненко, проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнение вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В силу ч.2 ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ч.2 ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.
В силу ст.76 ТК РФ на работодателя возложена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В силу положений ч.1 и ч.2 ст.213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011г. №н «Об утверждении Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее Приказ №н) утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее – Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры работников).
Из материалов дела следует, что Общество действуют на основании Устава, утвержденного протоколом № внеочередного собрания участников от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения руководителя ГИТ в УР от ДД.ММ.ГГГГ. № была о проведении внеплановая, выездная проверки юридического лица ООО «Удмуртнефтегеофизика», данное распоряжение согласовано с прокуратурой УР. Проверка проводилась в рамках государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Цель проверки: защита прав и интересов работников Общества. Срок проверки 5 рабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов, а именно: ст.ст. 22, 76, 212, 213 ТК РФ, Приказ №.
В нарушении указанных требований закона, согласно трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. Н.А.М. принят на работу в Общество на должность рабочего на геофизических работах 3 разряда. Приказом о переводе работника на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ. № был переведен на новое место работы, а именно с должности рабочий геофизических работах 3 разряда на должность взрывник 4 разряда. В нарушение указанных требований переведенный на новое место работы взрывник 4 разряда Н.А.М., не прошел в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, по п.п.1.2.32.2 Приложения № Приказа № так же п.4.3 и п.6 Приложения № Приказа №. Н. был допущен работодателем к исполнению своих трудовых обязанностей без прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра. Приказ об отстранении вышеуказанного работника от работы в Обществе отсутствует.
Согласно трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. Ч.Л.В. принята на работу в Общество на должность диспетчера. Приказом о переводе работника на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ. № была переведена на новое место работы, а именно с должности диспетчера на должность заведующий складом РБ. В нарушение указанных требований переведенная на новое место работы диспетчер Ч. не прошла в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, по п.3.2.2.4 Приложения № Приказа №н, так же по п.6 Приложения № Приказа №н. Ч. была допущена работодателем к исполнению своих трудовых обязанностей без прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра. Приказ об отстранении вышеуказанного работника от работы в Обществе отсутствует.
Согласно трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. С.А.Н. принят на работу в Общество на должность машиниста буровой установки сейсморазведочной партии №. Приказом о переводе работника на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ. № был переведен на новое место работы, а именно с должности машиниста буровой установки сейсморазведочной партии № на должность водителя спецавтомобиля с грузоподъемностью свыше 7 до 10 тон. В нарушение указанных требований переведенный на новое место работы водитель спецавтомобиля с грузоподъемностью свыше 7 до 10 тон С. не прошел в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, по п.3.5, п.3.4.2 Приложения № Приказа №н, так же по п.4.3, п.27.6 Приложения № Приказа №н. С. был допущен работодателем к исполнению своих трудовых обязанностей без прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра. Приказ об отстранении вышеуказанного работника от работы в Обществе отсутствует.
Согласно трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. Л.А.В. принят на работу в Общество на должность машиниста буровой установки сейсморазведочной партии №. Приказом о переводе работника на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ. № был переведен на новое место работы, а именно с должности машиниста буровой установки сейсморазведочной партии № на должность водителя спецавтомобиля с грузоподъемностью свыше 5 до 7 тон. В нарушение указанных требований переведенный на новое место работы водителя спецавтомобиля с грузоподъемностью свыше 5 до 7 тон Л., не прошел в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, по п.3.5, п.3.4.2 Приложения № Приказа №н, так же по п.4.3, и п.27.6 Приложения № Приказа №н. Л. был допущен работодателем к исполнению своих трудовых обязанностей без прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра. Приказ об отстранении вышеуказанного работника от работы в Обществе отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ. гос. инспектором труда ГИТ в УР в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, и ДД.ММ.ГГГГ. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Факт совершения данного нарушения объективно подтвержден собранными по делу доказательствами: распоряжением о проведении внеплановой, выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. №; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.; заключениями предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования): Н.А.М. от ДД.ММ.ГГГГ., Ч.Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ., Л.А.В. от ДД.ММ.ГГГГ., С.А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ., приказами о переводе на другую работу на Ч.Е.И. № от ДД.ММ.ГГГГ., К.Е.С. № от ДД.ММ.ГГГГ., Н.А.М. № от ДД.ММ.ГГГГ., Ч.Л.В. № от ДД.ММ.ГГГГ., К.Г.Г. № от ДД.ММ.ГГГГ.; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. о переводе на другую работу Б.С.М., Д.А.В., М.Л.Э.; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. о переводе Л.А.В., Ш.Е.Д., С.А.Н.; расчетными листками; кадровыми данными на ДД.ММ.ГГГГ. и другими материалами дела, допустимость, достоверность, достаточность которых у суда сомнений не вызывает.
Общество обоснованно признано виновным в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ.
Общество в силу своего положения как работодателя должно было и могло предпринять все необходимые меры по недопущению нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вина выражается в том, что оно не предприняло всех мер и допустило нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в то время как имело реальную возможность по их соблюдению, однако, не предприняло действий по предупреждению выявленных нарушений, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Суд полагает, что в судебном заседании совокупностью доказательств, отвечающих требованиям допустимости, вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ – допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - нашла свое подтверждение.
Изучение представленных материалов свидетельствует, что при рассмотрении дела должностное лицо всесторонне, полно и объективно исследовало все доказательства по правилам, установленным в ст.26.11 КоАП РФ. Оснований не соглашаться с оценкой, данной должностным лицом, не имеется.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Суд соглашается с доводом жалобы Общества о применении ст.2.9 КоАП РФ, основываясь на том, что на момент проведения проверки нарушение было устранено, и не повлекло существенных вредных последствий для охраняемых законом правонарушений.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена к составам административных правонарушений, носящим формальный характер, поскольку иное не следует из норм КоАП РФ.
Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № (ред.ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья вправе принять решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.2.9 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, и установлено при рассмотрении жалобы, допущенные Обществом нарушения, связанные с допуском работников организации к работе без прохождения предварительного медицинского осмотра, были незамедлительно устранены.
Принимая во внимание вышеизложенное, все обстоятельства по делу, оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, допущенного юридическим лицом, учитывая то, что оно не повлекло вредных последствий и существенного нарушения охраняемых общественных отношений в области трудового законодательства, не причинило вреда интересам общества и государства, суд полагает возможным признать административное правонарушение малозначительным, освободить ООО «Удмуртнефтегеофизика» от административной ответственности, и ограничиться устным замечанием.
Руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.6 – 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу ООО «Удмуртнефтегеофизика» - удовлетворить.
Постановления Главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Ш.Р.С. № от ДД.ММ.ГГГГ и решение по жалобе на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, отменить.
Освободить ООО «Удмуртнефтегеофизика» от административного наказания, предусмотренного ч.3 ст.5.27 КоАП РФ, и ограничиться устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения копии решения, через Ленинский районный суд г.Ижевска.
Судья: Дмитрошкин А.Н.