Дело № 2а-1212/2019 (10RS0016-01-2019-001510-48)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сегежа 22 октября 2019 года
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Скрипко Н.В.,
при секретаре Якушевой А.М.,
с участием административного истца Малыгина С.В.,
представителя ответчика ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК Дубининой И.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Малыгина С.В. к Федеральному казенному учреждению исправительной колонии № 7 УФСИН России по Республике Карелия о признании действий незаконными, -
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд по тем основаниям, что в ранее отбывал наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК, в настоящее время содержится в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК, где в ходе вечерней проверки 16 сентября 2019 года он узнал о том, что ответчиком поставлен на профилактический учет, как лицо склонное к побегу. О том, что он был поставлен на указанный профилактический учет, ему никто не сообщал, законных оснований для этого у администрации ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК не имелось, в связи с чем просит суд признать действия ответчика незаконными и необоснованными, обязать ответчика устранить нарушения, отменив решение о постановке его на учет, как лица склонного к побегу.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что ранее состоял на профилактическом учете, как лицо склонное к побегу, однако в 2016 году указанный вид учета был с него снят, в учреждении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК он на такой вид учета и не ставился, считает, что ответчиком в материалы дела не представлено достоверных доказательств тому, что у него имеются побеговые намерения. Просил суд восстановить ему срок для подачи искового заявления, так как он добросовестно заблуждался относительно того, что срок исковой давности им пропущен не был, с учетом незначительного его пропуска.
Представитель ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК Дубинина И.А. заявленные требования не признала, дополнительно пояснила, что решением административной комиссии ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК от 7 июня 2019 года Малыгин С.В. был поставлен на учет, как лицо, склонное к совершению побега. В день вынесения решения Малыгину С.В. было предложено ознакомиться с решением комиссии о постановке на профилактический учет, от чего истец отказался, о чем был составлен соответствующий акт. Основанием для постановки Малыгина С.В. на указанный профилактический учет стал рапорт начальника отряда – капитана внутренней службы ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК С., который, проанализировав личное дело истца, пришел к выводу, что в целях недопущения правонарушений с его стороны, необходимо рассмотреть вопрос о постановке его на профилактический учет как лица, склонного к совершению побега, как склонного к членовредительству и суициду, как склонного к систематическому нарушению ПВР. Кроме того, в материалах дела имеется выписка из психологической характеристики, согласно которой психологом ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК дана рекомендация о рассмотрении вопроса о постановке на спорный профилактический учет в том числе. Медицинские и психологические показания также являются основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет. Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий, указанное свидетельствует, что постановка на профилактический учет влечет возникновение дополнительных обязанностей у администрации исправительного учреждения в виде проведения с осужденным индивидуальной профилактической работы, не налагая на осужденного каких-либо дополнительных ограничений или взысканий. Принимая во внимание, что постановка административного истца на профилактический учет, нахождение его на таком учете не противоречат положениям закона, регулирующим спорные правоотношения, прав и законных интересов административного истца не нарушают, в связи с чем заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Заслушав мнения сторон, исследовав письменные материалы дела, материалы личного дела Малыгина С.В. (том 28), суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ).
На основании ч. 6 ст. 216 Кодекса административного судопроизводства РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В судебном заседании установлено, что заседание административной комиссии, решение которой обжаловано в рамках настоящего административного дела, состоялось 7 июня 2019 года, Малыгин С.В. на нем присутствовал, что подтверждается показаниями свидетеля С., суд приходит к выводу, что срок исковой давности для предъявления настоящих требований истек 7 сентября 2019 года, исковое заявление направлено в адрес суда посредством Почты России через администрацию ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК 18 сентября 2019 года.
Принимая во внимание небольшой период пропуска срока для подачи административного искового заявления (11 дней), факт постановки истца одновременно на несколько видов профилактических учетов, нахождения осужденного в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия с августа 2019 года, состояние здоровья истца, а также его юридическую неграмотность, суд признает указанные причины пропуска срока уважительными и оснований для отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока его подачи не находит.
Статьей 20 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
На основании ст. 84 УИК РФ В соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции.
Пункт 2 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 20 мая 2013 года № 72, предусматривает, что основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий.
Согласно п. 24 Инструкции на профилактический учет берутся осужденные, склонные к совершению побега.
На основании п. 8 указанной Инструкции основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.
Оперативные отделы учреждений УИС при поступлении в оперативный отдел рапортов сотрудников учреждения УИС о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет проводят предварительную проверку обоснованности и достоверности изложенных в них сведений; совместно с сотрудниками заинтересованных подразделений учреждений УИС готовят материалы к рассмотрению на заседаниях комиссии администрации учреждения УИС по вопросам постановки подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактический учет (п. 16 Инструкции).
Из пункта 20 Инструкции следует, что психологические службы учреждений УИС совместно с сотрудниками, ведущими профилактическую работу с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, по психологическим показаниям определяют круг лиц, требующих постановки на профилактический учет, усиленного наблюдения, проводят с ними психокоррекционные мероприятия.
Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС, который после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку (п. 26-28 Инструкции).
В соответствии с п. 29 сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным.
Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС.
Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен подозреваемый, обвиняемый и осужденный, готовит соответствующий материал для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого и осужденного и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие подозреваемого, обвиняемого и осужденного), предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС.
На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются.
По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии (п. 30-33 Инструкции).
Из положений п. 39 Инструкции следует, что при поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках. На заседании комиссии учреждения УИС в отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются сотрудники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев. Результаты рассмотрения и решение комиссии оформляются протоколом. По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содержатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации учреждения УИС, куда вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятия их с профилактического учета.
В судебном заседании установлено, что Малыгин С.В. 5 июня 2019 года прибыл в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия для дальнейшего отбывания наказания.
6 июня 2019 года начальникам отряда ОВР с осужденными ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия С. составлен рапорт, в соответствии с которым последний в целях недопущения правонарушений со стороны осужденного Малыгина С.В. посредством профилактических мероприятий, руководствуясь приказом МЮ РФ от 20 мая 2013 года № 72, полагал бы рассмотреть вопрос на административной комиссии о постановке осужденного на профилактический учет, как склонного к совершению побега, как склонного к совершению суицида и членовредительству, как склонного к систематическому нарушению ПВР. В качестве обоснования при этом указано, что в материалах личного дела осужденного имеется информация о том, что, находясь в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК г. Петрозаводск, последний был поставлен на профилактический учет, как склонный к совершению побега, как склонный к совершению суицида и членовредительству, как склонный к систематическому нарушению ПВР (выписка из протокола № 30 от 27 мая 2019 года).
Из представленной в материалы дела психологической характеристики от 7 июня 2019 года следует, что начальник ПЛ майор внутренней службы Л. пришел к выводу о том, что со стороны Малыгина С.В. высок риск дезадаптивного поведения, возможно проявление в поведении протестных реакций, склонен к аутоагрессивному поведению. Рекомендовано рассмотреть вопрос о постановке на профилактический учет, как склонный к совершению суицида и членовредительству, как склонный к побегу, склонный к систематическому нарушению ПВР.
7 июня 2019 года была проведена административная комиссия ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК, в соответствии с выпиской из протокола № 36 которой следует, что было принято решение о постановке осужденного, в том числе на профилактический учет, как склонного к совершению побега.
В соответствии с актом от 7 июня 2019 года Малыгин С.В. в категорической форме отказался расписываться в выписке из протокола.
Допрошенный в судебном заседании свидетель С. пояснил, что принимал участие в административной комиссии ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК при принятии решения о постановке Малыгина С.В. на профилактический учет. Осужденный присутствовал на комиссии, с ее членами не общался, в беседу ни с кем не вступал. Всего на комиссии было принято решение о постановке административного истца на профилактический учет по трем основаниям, помимо спорного, также как лица, склонного к совершению суицида и членовредительству, склонного к нарушению ПВР. После комиссии Малыгину С.В. было предложено расписаться в выписке, тот категорически от этого отказался. До проведения комиссии истец категорически отказался проходить психологическое обследование.
Из справки от 16 октября 2019 года начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК Заблоцкого В.И. следует, что видеосъемка административных комиссий ведется только в части рассмотрения вопросов об условно-досрочном освобождении, замены наказания более мягким видом наказания и перевода в колонию-поселение.
Вместе с тем из представленной в материалы дела копии рапорта оперуполномоченного оперативной группы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК лейтенанта внутренней службы П. от 27 мая 2019 года следует, что в указанном учреждении административный истец был поставлен только на два вида профилактических учета, о продлении которых и ставится вопрос в указанном рапорте – как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительства, а также как склонный к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка, что также подтверждается листом ознакомления Малыгина С.В. от 27 мая 2019 года.
В материалах личного дела также имеется рапорт психолога учреждения – Врио начальника ПЛ ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК С. от 6 июня 2019 года, в соответствии с которым последняя полагала бы необходимым поставить административного истца на профилактический учет, как склонного к совершению суицида и членовредительству (протокол от 27 мая 2019 года).
Иных достоверных и проверенных сведений о намерениях Малыгина С.В. совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинских и психологических показаний, иных доказательств правомерности постановки Малыгина С.В. на профилактический учет административным ответчиком суду не представлено.
Принимая во внимание, что административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что на профилактический учет административный истец был поставлен в связи с достоверно установленными сведениями о его склонности к побегу, суд приходит к выводу, что исковые требования Малыгина С.В. подлежат удовлетворению, решение административной комиссии ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК от 7 июня 2019 года в части постановки истца на профилактический учет, как лица склонного к побегу – признанию незаконным и подлежащим отмене.
Довод стороны административного ответчика о том, что постановка на профилактический учет не нарушает права административного истца, является несостоятельным, поскольку документы о постановке на профилактический учет передаются в отдел специального учета для приобщения к личному делу осужденного, а результаты профилактической работы с ним фиксируются в характеризующих данных (п. 37 Инструкции). В соответствии с п. 23 Инструкции индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом учреждения УИС закрепляются сотрудники учреждения УИС. Кроме того, постановка на профилактический учет имеет отрицательный уклон при характеризующих данных осужденного, поэтому может иметь негативное значение при применении к осужденному в дальнейшем мер поощрения и взыскания, что, безусловно, затрагивает права административного истца.
Руководствуясь ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Малыгина С.В. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение административной комиссии ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК от 7 июня 2019 года в части постановки Малыгина С.В. на профилактический учет в качестве лица, склонного к побегу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
Решение в окончательной форме изготовлено 25 октября 2019 года.