Решение по делу № 12-50/2018 (12-355/2017;) от 19.12.2017

Дело № 12-50/2018

Р Е Ш Е Н И Е

    г. Лысьва                                                                                      ДД.ММ.ГГГГ года

            Судья Лысьвенского городского суда Пермского края Собецкая А.В., при секретаре Галяутдиновой Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по жалобе Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на постановление мирового судьи судебного участка № 2 (и.о. мирового судьи судебного участка № 5) Лысьвенского судебного района Пермского края по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

    Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 (и.о. мирового судьи судебного участка № 5) Лысьвенского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа №5» по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава правонарушения.

Не согласившись с данным постановлением, представитель Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Н.А.Третьякова обратилась в суд с жалобой, в которой просит указанное судебное постановление отменить и возвратить дело на новое рассмотрение. Указывает, что в результате внеплановой выездной проверки, проведенной с 18.10.2017 по 23.10.2017 в отношении МБОУ «НОШ № 5», осуществляющей образовательную деятельность по адресу ДД.ММ.ГГГГ установлено нарушение исполнения предписания должностного лица Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ , а именно не устранено нарушение п. 4.9 СанПиН2.4.2.2821-10 по обеспечению расчетного количества обучающихся в классах исходя из расчета площади учебных кабинетов на одного обучающегося не менее 2.5 кв.м при фронтальных формах занятий. Площадь на одного обучающегося составляет менее размера, установленного санитарными нормами. Согласно изменений, внесенных в Устав МБОУ «НОШ № 5», наполняемость классов в Учреждении устанавливается в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства РФ. МБОУ «НОШ № 5» не исполнив в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ п.1 предписания должностного лица Роспотребнадзора, осуществляет образовательную деятельность с нарушением требований санитарного законодательства. Ответственность за неисполнение предписания возлагается на юридическое лицо - МБОУ «НОШ № 5», о чем учреждение было предупреждено. Считает, что изложенные в постановлении мирового судьи обстоятельства невыполнения действующего законодательства не могут служить основанием для отказа в привлечении виновного лица к административной ответственности. Кроме того, ссылается на п.2 ст. 24 ФЗ -52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении», в соответствии с которым юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, выполнения отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности нарушаются санитарные правила. Таким образом, МБОУ «НОШ № 5» совершило административное правонарушение, предусматривающее административную ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

    В судебном заседании представитель Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Третьякова Н.А. доводы жалобы поддержала.

Представитель МБОУ «НОШ № 5» Власова Т.И. с доводами жалобы не согласна. Она пояснила, что школа не располагает возможностью исполнить вынесенное предписание ввиду отсутствия необходимых площадей для организации занятий детей. Количество обучающихся превышает допустимое в соответствии с санитарными нормами количество детей из расчета площади на каждого обучающегося в размере <данные изъяты> кв.м. Однако отказать в приеме детей, проживающих на территории района, школа не может, поскольку этим был бы нарушен Федеральный закон «Об образовании» и право детей на получение начального общего образования на территории своего района. Она неоднократно направляла письма в Управление образования администрации г. Лысьвы с требованиями о перераспределении учащихся по другим районам либо о предоставлении дополнительных площадей, однако перераспределить детей не представляется возможным в связи с переполненностью других образовательных учреждений, а дополнительные площади появятся не ранее <данные изъяты> года после строительства новой школы. Кроме того, не имеется возможности организовать обучение детей в третью смену, что также нарушило бы действующее законодательство.

Выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, полагаю, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Административным правонарушением по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    Статья 2.1 КоАП РФ определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения установленных правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

         В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

    Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         В соответствие со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

         По смыслу ст.29.7, ст.29.9. и ст.29.10 КоАП РФ рассмотрение дела об административном правонарушении заключается в установлении всех элементов состава административного правонарушения (его отсутствии), его юридической квалификации, определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи КоАП РФ либо в освобождении лица от административной ответственности.

Так из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю дано распоряжение о проведении проверки в отношении МБОУ «НОШ №5» с целью выполнения утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Пермскому краю на 2017 год (л.д.22-24).

Согласно акту проверки Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБОУ «НОШ №5», было установлено, что в нарушение п 4.9. п.10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 не обеспечено количество учащихся в классах из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося (не менее 2.5 кв.м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий); согласно п. 4.3.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-13, п.11.2.3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-14 – не обеспечено плановое профилактическое обследование детей МБОУ «НОШ №5» на энтеробиоз и гименолепидоз; не проводится оценка качества блюд с внесением результатов бракеража согласно п. 14 6 СанПиН 2.4.5.2409-08 (л.д.15-21).

По результатам плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Третьяковой Н.А выдано предписание МБОУ «НОШ №5» об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-14).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> дано распоряжение о проведении проверки в отношении МБОУ «НОШ №5» с целью установления факта исполнения либо неисполнения предписания должностного лица Роспотребнадзора, уполномоченного проводить проверку от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-12).

Согласно акту проверки Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Третьяковой Н.А. проведена внеплановая выездная проверка в отношении МБОУ «НОШ №5» продолжительностью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой выявлено, что требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ выполнены не в полном объеме, а именно не исполнен п. предписания: количество учащихся в классах не обеспечено из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося (не менее 2.5 кв.м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий) в классах: <данные изъяты> что не соответствует требованиям п. 4.9., п.10.1 СаНПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидемиологических требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (л.д.9-10).

ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Третьяковой Н.А в отношении МБОУ «НОШ » составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д.4-6).

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 189 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10).

Указанные санитарно-эпидемиологические правила, и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.

Согласно пункту 4.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета: не менее 2.5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий.

Согласно Уставу МБОУ «НОШ № 5» является юридическим лицом - некоммерческой организацией, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учрежденным Администрацией <данные изъяты> МБОУ «НОШ № 5» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования, создает безопасные условия обучения, воспитание обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. МБОУ «НОШ № 5» несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций. Отнесенных к его компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников Учреждения. За нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности учреждения его должностные лица несут административную ответственность. Наполняемость классов в Учреждении устанавливается в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами (л.д.26-55)

Материалами дела установлено и не оспаривалось представителем МБОУ «НОШ № 5» Власовой Т.А. несоответствие площади ряда классных комнат школы установленному пунктом 4.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 нормативу 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий. При этом юридическим лицом неоднократно предпринимались меры к устранению данного нарушения.

Так из обращений МБОУ «НОШ № 5» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления образования Администрации г.Лысьвы и поступивших ответов на них (л.д.64-70) следует, что школа направляла письма с просьбой помочь в разрешении вопроса об устройстве детей в другие общеобразовательные учреждения. Управление образования Администрации г.Лысьва в ответах ссылается на невозможность устройства детей в другие общеобразовательные организации, так как близлежащие школы также переполнены. ДД.ММ.ГГГГ на заседании Лысьвенского городской думы была утверждена концепция по созданию новых мест в образовательных организациях, которой определено первоочередное строительство школы в <адрес>, устранение нарушений норм СанПиН возможно лишь после постройки новой школы.

Кроме того, приказом начальника Управления образования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность на руководителей образовательных учреждений при приеме детей в общеобразовательные учреждения скомплектовать первые классы с полным охватом детей, подлежащих обучению, зарегистрированных на территории, закрепленной за образовательным учреждением к ДД.ММ.ГГГГ, предусмотреть обучение учащихся первых классов в первую смену в течение учебного года, в соответствии с требованиями СанПин (л.д.71-72).

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что юридическим лицом МБОУ «НОШ № 5» не допущено нарушений, образующих объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку отсутствует вина юридического лица в совершении правонарушения. МБОУ «НОШ № 5» были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм СанПин и устранению допущенных нарушений. В судебном заседании установлено, что устранение нарушений п. 4.9. СанПин ДД.ММ.ГГГГ-10 МБОУ «НОШ № 5» возможно лишь путем изменения границ микрорайонов, перевода учащихся в другие общеобразовательные учреждения либо возведения нового здания школы, что в свою очередь требует принятия соответствующих решений иными компетентными органами, а также больших временных затрат. Не принятие данных доводов, приведет к существенным нарушениям прав и законных интересов, обучающихся в данной школе, что недопустимо.

Доказательств того, что МБОУ «НОШ №5» имело возможность в установленный в предписании срок устранить выявленные нарушения, суду не представлено.

Следовательно, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного обжалуемое постановление мирового судьи является законным и обоснованным.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

    Постановление мирового судьи судебного участка № 2 (и.о. мирового судьи судебного участка № 5) Лысьвенского судебного района Пермского края от 30.11.2017, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа №5» - оставить без изменения, жалобу Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю - без удовлетворения.

Судья:                                        А.В. Собецкая

12-50/2018 (12-355/2017;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
МБУ "Начальная общеобразовательная школа № 5"
Суд
Лысьвенский городской суд Пермского края
Судья
Собецкая А. В.
Статьи

КоАП: ст. 19.5 ч.1

Дело на странице суда
lysva--perm.sudrf.ru
20.12.2017Материалы переданы в производство судье
15.01.2018Судебное заседание
15.01.2018Вступило в законную силу
16.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2018Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее