Дело № 2-85/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2018 года г. Дивногорск
Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Поповой Ю.А.,
при секретаре Мальчонко Ю.С.,
с участием истца Белоусова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белоусова В.В. к администрации г. Дивногорска Красноярского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Белоусов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Дивногорска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, мотивируя тем, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот, не имеет закрепленного жилого помещения, жилой площадью не обеспечен. Его родители - мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - Белоусов В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ. После этого он проживал с опекуном ФИО3 до ДД.ММ.ГГГГ. Обучался в профессиональном лицее № 30 им. А.Е. Бочкина, окончил в 2011 году, в период обучения находился на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ призван комиссией отдела ВКК по г. Дивногорску на военную службу, а ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа МРОТ от 30.03.2012 № 650 уволен с военной службы. В 2014 года включен в список детей сирот, подлежащих обеспечению жильем на территории г. Дивногорска, но до настоящего времени жильем не обеспечен.
В судебном заседании истец Белоусов В.В. исковые требования поддержал по основаниям, аналогичным изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации г. Дивногорска надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным.
В письменных возражениях представитель администрации г. Дивногорска Гаврищук П.В. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку надлежащим ответчиком по делу является Министерство образования Красноярского края. Полномочия администрации г. Дивногорска по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей ограничено и поставлено в прямую зависимость от выделения субвенций из Министерства образования Красноярского края.
Представитель третьего лица - Министерства образования Красноярского края, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, однако его неявка, в силу ст. 167 ГПК РФ, не является препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав истца Белоусова В.В., исследовав материалы дела, суд приходит следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров (в ред. Закона Красноярского края от 24.12.2015 № 9-4103).
Как следует из материалов дела, мать истца Белоусова В.В. – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, отец – Белоусов В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти №.
Постановлением администрации г. Дивногорска от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 назначена попечителем над несовершеннолетним Белоусовым В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно справке КГБПОУ «Дивногорский гидроэнергетический техникум имени А.Е. Бочкина» от ДД.ММ.ГГГГ, Белоусов В.В. обучался по очной форме по основной образовательной программе по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В период обучения находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Белоусов В.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, проживает совместно с женой и ребенком по адресу: <адрес>.
Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, Министерства образования Красноярского края Белоусов В.В. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с учетом его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилья в городе <адрес>, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет порядковый номер очереди №.
До настоящего времени Белоусов В.В. жильем на территории Красноярского края не обеспечен, своего жилья в собственности не имеет, что подтверждается сведениями Управления Росреестра по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и справками ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, которыми также подтверждается отсутствие объектов недвижимого имущества у истца.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Белоусова В.В. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Белоусов В.В. имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в возрасте до 18 лет он остался без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет заявил о своем намерении получить гарантированную государством меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем; в Министерстве образования Красноярского края включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами законодательства возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность ответчиком не исполнена.
Доводы представителя ответчика, что надлежащим ответчиком по делу должно быть Министерство образования и науки Красноярского края, суд признает несостоятельными, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами Закона Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» возлагается исключительно на органы местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика о том, что внеочередное предоставление жилого помещения Белоусова В.В. повлечет нарушение прав иных лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в очереди перед Белоусовой В.В., суд находит необоснованными, поскольку ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. По своей сути, формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Белоусова В.В. к администрации г. Дивногорска Красноярского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию г. Дивногорска Красноярского края предоставить Белоусову В.В. жилое помещение на территории г. Дивногорска Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью исходя из нормы предоставления в 33 кв.м., с допусками установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» (не более 42 кв.метров и не менее 22 кв.метров).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Дивногорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30.03.2018 года.
Судья Ю.А. Попова
СОГЛАСОВАНО
Судья _________________________Ю.А. Попова