Мотивированное решение составлено 01 октября 2013 года
Дело № 2-1180/2013
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
24 сентября 2013 года Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Романовой Ж. В., при секретаре БердюгинойО.С., с участием
представителя заявителя Жукова И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Привалова С. А. об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления,
установил:
Привалов С.А. обратилась в суд с заявлением, которым просил признать незаконными действия администрации Березовского городского округа Свердловской области, выразившиеся в оставлении его заявления от дата без рассмотрения по существу и непринятии решения о предоставления в его собственность земельного участка с кадастровым номером №, а также обязать орган местного самоуправления предоставить ему в собственность вышеуказанный земельный участок и направить в его адрес проект договора купли-продажи данного земельного участка.
В обоснование требований заявитель ссылался на следующие обстоятельства. Являясь владельцем на основании договора аренды № от дата земельного участка, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в *** м на северо-запад от <адрес> в интервале домов № и №, кадастровый номер: №, а также собственником расположенных на нем жилого дома и хозяйственных построек, дата он обратился в администрацию Березовского городского округа с заявлением о предоставлении в собственность данного земельного участка в порядке ст. 36 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ответом администрации Березовского городского округа от дата № его заявление оставлено без рассмотрения по существу, по тем основаниям, что он не предоставил документы, подтверждающие возведение на земельном участке объектов индивидуального жилищного строительства, в том числе документы о государственной регистрации прав на них. Действия администрации Березовского городского округа Свердловской области противоречат положениям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», нарушают его права и законные интересы.
Заявитель и представитель заинтересованного лица, чье действие (бездействие) обжалуется, в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены. Судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц в судебное заседание в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя доводы заявления поддержал, просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица в письменном отзыве по существу заявления возражал, ссылаясь на законность действий органов местного самоуправления, а также на то, что права и законные интересы заявителя не нарушены.
Заслушав представителя заявителя, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив его фактические обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Для признания судом незаконным решения органа местного самоуправления, в соответствии со ст.ст. 254, 255, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации необходимо наличие совокупности следующих условий: незаконность этого решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности.
Как следует из материалов дела, заявитель Привалов С.А., являясь владельцем на основании договора аренды № от дата земельного участка, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в *** м на северо-запад от <адрес> в интервале домов № и №, кадастровый номер: №, а также собственником расположенных на нем жилого дома и хозяйственных построек, о чем имеются сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обратился в органы местного самоуправления Березовского городского округа с заявлением от дата о предоставлении в собственность земельного участка в порядке ст.36Земельного кодекса Российской Федерации. Заявление зарегистрировано уполномоченным лицом в журнале входящей корреспонденции от дата за №.
Ответом администрации Березовского городского округа от дата № заявление Привалова С.А. оставлено без рассмотрения по существу, по тем основаниям, что он не предоставил документы, подтверждающие возведение на земельном участке объектов индивидуального жилищного строительства, в том числе документы о государственной регистрации прав на них.
Оспаривая действие администрации Березовского городского округа Свердловской области, выразившиеся в оставлении его заявления от дата без рассмотрения по существу и непринятии решения о предоставления в его собственность земельного участка, заявитель ссылается на отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, а также на несостоятельность выводов изложенных в письме администрации Березовского городского округа.
Согласно п.6 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Аналогичные положения содержатся в подп.2 п.1 ст.7 ФЗ от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
При этом перечень документов, обязательных для предоставления заявителем в государственные органы и органы местного самоуправления, установленный п.6 ст.7 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», не содержит указания на необходимость предоставления документов, подтверждающих возведение на земельном участке объектов недвижимости и государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимости, если права на объекты недвижимости зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поскольку на испрашиваемом земельном участке заявителем возведены объекты индивидуального жилищного строительства, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, администрация силу п.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.7 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обязана была самостоятельно получить сведения о регистрации заявителем права собственности на объекты недвижимости, возведенные на земельном участке, в Управлении государственной регистрации, кадастра им картографии по Свердловской области. У заявителя отсутствовала обязанность по предоставлению в администрацию документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимости, возведенные на земельном участке.
В связи с изложенным, действия администрации, выразившиеся в оставлении заявления от дата без рассмотрения по существу и непринятии решения о предоставления земельного участка в собственность заявителя, являются неправомерными, противоречат п.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, влекут нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 28 Земельного Кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Ни одного из вышеуказанных случаев, предусмотренных ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации и препятствующих реализации исключительного права на приватизацию земельного участка, в спорной ситуации нет.
Таким образом, администрация в сроки, установленные п.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, неправомерно не приняла решение о предоставлении в собственность заявителя земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ему на праве собственности.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Привалова С. А. удовлетворить:
признать незаконными действия администрации Березовского городского округа Свердловской области, выразившиеся в оставлении заявления Привалова С. А. от дата без рассмотрения по существу и непринятии решения о предоставления в его собственность земельного участка с кадастровым номером №;
обязать администрацию Березовского городского округа Свердловской области предоставить Привалову С. А. в собственность вышеуказанный земельный участок и направить в его адрес проект договора купли-продажи данного земельного участка.
Взыскать с администрации Березовского городского округа Свердловской области в пользу Привалова С. А. расходы по оплате государственной пошлины 200 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области.
Председательствующий: судья Березовского
городского суда Свердловской области п/п Ж. В. Романова
***
***
***
***
***