Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-71/2022 (2-1427/2021;) ~ М-1517/2021 от 02.12.2021

Дело № 2-71/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2022 года                                                                             г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

Председательствующего судьи                                            Сатиной И.П.,

при секретаре                                                                        Тимаковой О.В.,

с участием прокурора                                                           Галекбарова Г.В.,

представителя ответчика                                                      Гайлиса Я.Ю.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Шилкинкого межрайонного прокурора к администрации городского поселения «Первомайское» об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

    Заместитель Шилкинского межрайонного прокурора обратился в суд с исковым заявлением ссылаясь на то, что по результатам проверки деятельности администрации городского поселения «Первомайское» были выявлены нарушения требований законодательства в сфере жилищного законодательства в части не принятия мер по выявлению аварийного жилого фонда.

С учетом изложенного, по уточненным требованиям заместитель прокурора просит суд обязать администрацию городского поселения «Первомайское» (ул. Пролетарская, д. 3, п. Первомайский, Забайкальский край, ИНН 7527007212, ОГРН 1057527013466, дата регистрации 21.12.2005), осуществляющую полномочия собственника в отношении жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Пролетарская, дом 6, дом 26 п. Первомайский (2 квартиры), ул. Ленина, дом 6, дом 16 п. Первомайский (2 квартиры), ул. Забайкальская, дом 18 п. Первомайский (1 квартира), ул. Ингодинская, дом 1 (1 квартира), дом 3 (3 квартиры), дом 5 (3 квартиры), дом 7 (2 квартиры), дом 7а (1 квартира), дом 9 (2 квартиры), дом 9а (3 квартиры), дом 19 (1 квартира), ул. Белинского, дом 6 (1 квартира), дом 8 (1 квартира), ул. Мира, дом 10 (1 квартира), ул. Кошевого, дом 3 (1 квартира), ул. Чехова, дом 3 (1 квартира), дом 4 (1 квартира), дом 5 (2 квартиры), дом 6 (1 квартира), ул. Спортивная, дом 9 (2 квартиры), дом 11 (3 квартиры), дом 13 (2 квартиры), дом 15 (5 квартир), дом 17 (2 квартиры), дом 19 (4 квартиры), ул. Чернышевского, дом 9 (3 квартиры), дом 9а (2 квартиры), ул. Забайкальского, дом 4а (3 квартиры) п. Первомайский Шилкинского района Забайкальского края, обратиться в межведомственную комиссию городского поселения «Первомайское» с заявлением в целях проведения оценки соответствия указанных помещений установленным в Положении о признании помещения жилим помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, требованиям и принятия решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 указанного Положения.

В судебном заседании, участвующий в деле прокурор предоставил заявление об отказе от требований в части обязания ответчика обратиться в межведомственную комиссию городского поселения «Первомайское» с заявлением в целях проведения оценки соответствия указанных помещений установленным в Положении о признании помещения жилим помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, требованиям и принятия решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 указанного Положения в отношении жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Пролетарская, дом 6, дом 26 п. Первомайский (2 квартиры), ул. Ленина, дом 6, дом 16 п. Первомайский (2 квартиры), ул. Забайкальская, дом 18 п. Первомайский (1 квартира), ул. Белинского, дом 6 (1 квартира), дом 8 (1 квартира), ул. Мира, дом 10 (1 квартира), ул. Кошевого, дом 3 (1 квартира), ул. Чехова, дом 3 (1 квартира), дом 4 (1 квартира), дом 5 (2 квартиры), дом 6 (1 квартира), ул. Спортивная, дом 9 (2 квартиры), дом 11 (3 квартиры), дом 13 (2 квартиры), дом 15 (5 квартир), дом 17 (2 квартиры), дом 19 (4 квартиры), ул. Чернышевского, дом 9 (3 квартиры), дом 9а (2 квартиры), ул. Забайкальского, дом 4а (3 квартиры).

Определением Шилкинского районного суда от 29 марта 2022 года производство по делу в части указанных требований прекращено.

В оставшейся части участвующий в деле прокурор заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в иске, дополнительно пояснил, что дома по ул. Ингодинская в п. Первомайский эксплуатируются с 1959 и 1963 годов, при этом, до настоящего времени администрацией не принято мер по их обследованию, существует вероятность угрозы для жизни и здоровья проживающих в домах граждан.

Представитель администрации городского поселения «Первомайское» Гайлис Я.Ю., действующий на основании доверенности с требованиями прокурора в оставшейся части не согласен, пояснил суду, что в муниципальных квартирах по ул. Ингодинская проживают наниматели, которые не обращались в администрацию с заявлениями об обследовании их квартир, ссылается на то, что указанные в иске прокурора дома являются многоквартирными, при этом, большинство квартир находится в собственности проживающих. Также приводит доводы о том, что в администрации отсутствуют специалисты, необходимые для создания межведомственной комиссии, в частности, не имеется архитектора.

Позицию, изложенную в отзыве на иск он полностью поддержал, считает, что оснований для признания квартир аварийными не имеется.

Свидетель Шнырёва И.А. пояснила суду, что она занимает должность специалиста по имуществу администрации городского поселения «Первомайское», в домах по улице Ингодинская имеются муниципальные квартиры, которые закреплены за нанимателями, при этом, заявлений от них о проведении обследований на пригодность не поступало, по своим параметрам, все квартиры соответствуют условиям для проживания. Дома по ул. Ингодинская шлакоблочные, нарушений конструкций домов не установлено.

    Выслушав пояснения участников судебного разбирательства,     исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По смыслу части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее Положение №47).

В силу абзаца 1 пункта 7 Положения №47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.

В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (абз.3 п.7 Положения №47).

Согласно абзаца 4 пункта 7 Положения №47 в состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию (абз.5 п.7 Положения №47).

В силу пункта 8 Положения №47 орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

В силу пункта 42 Положения №47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 1082 "Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Согласно пункта 43 Положения №47 при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом, проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В соответствии с пунктом 44 Положения №47, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

- прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных пунктом 42 настоящего Положения;

- определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

- определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

- работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

- составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1;

- составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

- принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

- передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

На основании пункта 47 Положения №47, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии.

Решением совета городского поселения «Первомайское» № 17 от 18 ноября 2021 года утверждено «Положение о признании помещения жилымпомещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Содержание указанного муниципального правового акта полностью соответствует Положению № 47.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, по улице Ингодинская п. Первомайский расположены многоквартирные дома, в которых имеются муниципальные квартиры, а именно: дом 1 (одна квартира), дом 3 (три квартиры), дом 5 (три квартиры), дом 7 (две квартиры), дом 7а (одна квартира), дом 9 (две квартиры), дом 9а (три квартиры), дом 19 (одна квартира).

Из ответа главы администрации городского поселения «Первомайское» Номоконова И.А. от 28.04.2021 № 591 следует, что экспертиза домов на предмет их аварийности не проводилась.

Как следует из информации, размещенной на официальном сайте ГИС ЖКХ, по улице Ингодинская в п. Первомайский Шилкинского района Забайкальского края:

- жилой дом № 1 введен в эксплуатацию в 1963 году, процент его износа составляет 42%;

- жилой дом № 3 введен в эксплуатацию в 1960 году, процент износа составляет 44%;

- жилой дом № 5 введен в эксплуатацию в 1960 году, процент износа составляет 44%;

- жилой дом № 7 введен в эксплуатацию в 1960 году, процент износа составляет 44%;

- жилой дом № 7а введен в эксплуатацию в 1960 году, процент износа не установлен;

- жилой дом № 9 введен в эксплуатацию в 1960 году, процент износа составляет 44%;

- жилой дом № 9а введен в эксплуатацию в 1960 году, процент износа не установлен;

- жилой дом № 19 введен в эксплуатацию в 1959 году, процент износа составляет 99%.

Аналогичные ведения содержатся в акте проверки от 02 февраля 2022 года.

Из ответа заместителя министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края Роговой Н.А. следует, что по состоянию на 12 января 2021 года уточненная площадь жилых домов, находящихся в аварийном состоянии составляет 673953,19 м2 (1839 домов), из них: 258 многоквартирных домов признаны аварийными и подлежащими сносу и включены в Реестр аварийного жилищного фонда, по 142 домам осуществляются мероприятия по обследованию технического состояния домов специализированной организацией, в отношении 1439 домов органами местного самоуправления мероприятия по признанию домов аварийными не проводятся в связи с отсутствием финансовых средств на заключение договора со специализированной организацией для проведения обследования технического состояния многоквартирных домов.

01 апреля 2021 года заместителем Шилкинского межрайонного прокурора на имя главы городского поселения «Первомайское» было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в части не проведения обследования несущих конструкций ветхих многоквартирных жилых домов специализированной организацией.

Из ответа на представление следует, что по части ветхих домов ведется работа по их обследованию, для обследования 71 дома не имеется денежных средств, при этом, не все дома требуют длительного обследования на предмет их аварийности, все дома числятся в Региональной адресной программе капитального ремонта домов.

Проанализировав предоставленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что неисполнение администрацией городского поселения «Первомайское» должным образом полномочий по выявлению жилых помещений непригодных для проживания, аварийных жилых помещений, с учетом срока их эксплуатации, нарушает права проживающих в домах граждан, непосредственно влияет на безопасность их жизни и здоровья.

Поскольку полномочия по оценки соответствия жилых помещений для проживания граждан возложены на межведомственную комиссию, для принятия соответствующего решения необходимо соблюдение установленной процедуры, в рассматриваемом случае обращение с заявлением собственника или нанимателя жилых помещений.

Поскольку от имени собственника муниципального жилищного фонда действует администрация городского поселения «Первомайское», по мнению суда, в целях соблюдения прав нанимателей, представитель администрации поселения правомочен обратиться в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением.

Предоставленные в материалы дела фотографии муниципальных квартир по ул. Ингодинская, не свидетельствуют о соответствии указанных помещений для проживания граждан, поскольку решение по оценке технического состояния жилья может быть принято только уполномоченным органом.

С учетом изложенного, заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования заместителя Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения «Первомайское» (ул. Пролетарская, 3, п. Первомайский, Шилкинский район, Забайкальский край, ИНН 752700000441, ОГРН 1057527013466), осуществляющую полномочия собственника в отношении жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: улица Ингодинская, дом 1 (одна квартира), дом 3 (три квартиры), дом 5 (три квартиры), дом 7 (две квартиры), дом 7а (одна квартира), дом 9 (две квартиры), дом 9а (три квартиры), дом 19 (одна квартира) п. Первомайский Шилкинского района Забайкальского края, обратиться в межведомственную комиссию городского поселения «Первомайское» с заявлением в целях проведения оценки соответствия указанных помещений установленным в Положении о признании помещения жилим помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, требованиям и принятия решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 указанного Положения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Шилкинский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2022 года.

Судья                                                                                                     И.П. Сатина

2-71/2022 (2-1427/2021;) ~ М-1517/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шилкинская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация ГП Первомайское
Суд
Шилкинский районный суд Забайкальского края
Судья
Сатина Ирина Петровна
Дело на странице суда
shilka--cht.sudrf.ru
02.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2021Передача материалов судье
03.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2022Судебное заседание
31.01.2022Судебное заседание
08.02.2022Судебное заседание
29.03.2022Судебное заседание
04.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2022Дело оформлено
28.06.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее