Дело № 66RS0003-01-2021-006627-23
Производство № 2-736/2022
Мотивированное заочное решение изготовлено 25 февраля2022 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2022 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Марковой Н. А., при секретаре Смирновой А. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алалыкиной Светланы Петровны к администрации г. Екатеринбурга, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, администрации Первоуральского городского округа об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Алалыкина С. П. обратилась в суд с иском к администрации г. Екатеринбурга об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование требований указала, что является дочерью Очередько П. В., *** г.р. и Очередько Н. А., *** г.р. Брак между указанными лицами зарегистрирован ***. Во время брака приобретено имущество: квартира, расположенная по адресу: ***; жилой дом, расположенный по адресу: *** а также сберегательный вклад в ПАО «Сбербанк России». Очередько П. В. скончался ***. После его смерти истец с Очередько Н. А. являлись наследниками первой очереди и фактически приняли наследство.
21.12.2019 скончалась Очередько Н. А. Алалыкина С. П. в течение установленного срока не обращалась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Вместе с тем, фактически совершила действия по принятию наследства.
На основании изложенного, истец просит установить факт принятия наследства, открывшегося после смерти Очередько П. В., умершего *** и Очередько Н. А., умершей ***; признать право собственности на имущество: квартиру, расположенную по адресу: ***; жилой дом, расположенный по адресу: ***; а также на счета, открытые в ПАО «Сбербанк России», либо в других банках.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве соответчика привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области и администрация Первоуральского городского округа.
Определением суда от *** принято уточнение исковых требований, согласно которым истец просит признать в порядке наследования право собственности на счета № <***> и № <***>, открытые в ПАО «Сбербанк России».
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом и в срок, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчики: администрация г. Екатеринбурга, ТУ Росимущество в Свердловской области, администрация Первоуральского городского округа в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и в срок, причины неявки суду не сообщили.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом был решен вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика и третьих лиц в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Согласно ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
Из материалов дела следует, что Очередько Петр Васильевич, *** г.р., умер *** (л.д. 21).
В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как следует из материалов дела, на момент смерти Очередько П. В. с *** состоял в браке с Очередько Н. А. (л.д. 18).
В период брака, супругами приобретено имущество: квартира, расположенная по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, 64-90 и жилой дом, расположенный по адресу: ***
Согласно ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации общим имуществом супругов являются, в том числе, приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Пунктами 1, 3 ст. 39 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Анализ названных норм права, а также фактических обстоятельств по делу, свидетельствует о том, что доли Очередько П. В. и Очередько Н. А. в праве собственности на недвижимое имущества являются равными (по 1/2), поскольку имущество приобретено ими во время брака, в связи с чем, доля наследодателя Очередько П. В. в размере 1/2 подлежит включению в наследственную массу.
Также, судом установлено, что в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти Очередько П. В., входят денежный вклад № <***>, остаток 12750,22 руб. и № <***>, остаток 36690,03 руб., открытые в ПАО «Сбербанк России».
Как следует из материалов дела, завещания наследодатель Очередько П. В. не оставил.
В силу ч.1 ст.1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Таким образом, Очередько Н. А. в силу п.1 ст.1142 Гражданского кодекса Российской Федерации являлся наследником первой очереди как супруга наследодателя (ч. 1 ст. 1142 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что наследственное дело после смерти Очередько П. В. не заводилось.
Согласно п.2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Исследованными в судебном заседании документами, судом установлено, что Очередько Н. А. фактически приняла наследство, вступив во владение и управление наследственным имуществом.
Из свидетельства о смерти следует, что Очередько Н. А. умерла *** (л.д. 20). Наследственное дело после ее смерти не заводилось.
Принимая во внимание, что Очередько Н. А. фактически приняла наследство после смерти Очередько П. В., суд считает, что спорное недвижимое имущество и денежные средства наследодателя подлежат включению в наследственную массу.
В силу ч.1 ст.1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Из свидетельства о рождении следует, что Очередько С. П. (после заключения брака с *** присвоена фамилия Алалыкина) является дочерью Очередько П. В. и Очередько Н. А.
Таким образом, истец в силу п.1 ст.1142 Гражданского кодекса Российской Федерации является наследником первой очереди как дочь наследодателя. Иных наследников судом не установлено.
Наследники в установленный законом шестимесячный срок после смерти Очередько Н. А. с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращались.
Как установлено в судебном заседании и следует из доводов, истец фактически приняла наследство, оставшееся после смерти родителя.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследованными в судебном заседании документами, судом установлено, что Алалыкина С. П. фактически приняла наследство, вступив во владение и управление наследственным имуществом. Так, из доводов истца следует, что ей производится оплата коммунальных услуг за содержание жилья, все личные вещи умершей оставила себе, которыми впоследствии распорядилась.
То обстоятельство, что наследник после смерти наследодателя осуществляет меры по содержанию жилого помещения, пользуется спорными объектами, свидетельствует о том, что лицо владеет недвижимым имуществом, это признается, пока не доказано иное, принятием наследства, поскольку такое владение и пользование наследственным имуществом объективно входит в перечень действий, прямо указывающих на фактическое принятие наследства (п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации и пп. 34, 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании").
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец в течение 6 месяцев после смерти Очередько Н. А. фактически приняла наследство, открывшееся после смерти последней.
Согласно п.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Поскольку в судебном заседании установлен факт принятия Алалыкиной С. П. наследства после смерти Очередько Н. А., суд приходит к выводу, что к ней переходит право собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, 64-90; жилой дом, расположенный по адресу: *** и на денежные средства по счетам № <***>, № <***> в порядке наследования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Алалыкиной Светланы Петровны к администрации г. Екатеринбурга, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области, администрации Первоуральского городского округа об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования - удовлетворить.
Установить факт принятия Алалыкиной Светланой Петровной наследства после смерти Очередько Нины Андреевны, последовавшей ***.
Признать за Алалыкиной Светланой Петровной право собственности на квартиру, расположенную по адресу: *** жилой дом, расположенный по адресу: ***, и на денежные средства, хранящиеся в ПАО «Сбербанк России» на счетах № <***> и № <***>, в порядке наследования.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области права собственности за Алалыкиной Светланой Петровной на указанные объекты недвижимости.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья <***> Н. А. Маркова
<***>
<***>