16 октября 2014 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Борисовой В.И.,
при секретаре Масановой И.В.,
с участием прокурора Федулиной Ю.А.,
представителя ответчика Колокольцева С.А., представляющего интересы Федотова А.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Новгородской областной Думы Давыдовой Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Новгородской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц и государства об обязании депутата <адрес> Думы пятого созыва Федотова А.А. представить в Комиссию Новгородской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера, представляемых депутатами Новгородской областной Думы, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера за 2011-2013г.г.,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Новгородской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц и государства, обратился в суд с иском об обязании депутата Новгородской области Думы пятого созыва Федотова А.А. представить в Комиссию Новгородской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера, представляемых депутатами Новгородской областной Думы, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера за 2011-2013г.г. и сведения о доходах имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги и несовершеннолетнего сына.
В обоснование иска прокурор указал, что в силу требований ч 3.1 ст. 12 ФЗ РФ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным финансовым годом, представляет в комиссию законодательного органа государственной власти субъектов РФ по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатам законодательного органа государственной власти субъекта РФ, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Необходимость предоставления указанных сведений депутатами обусловлена их особым правовым статусом.
При этом предоставляемые депутатом сведения о доходах в соответствии с ч.3.8 ст12 ФЗ № 184-ФЗ подлежат размещению на официальном сайте законодательного органа государственной власти субъекта РФ в целях предоставления возможности ознакомления с данными сведениями неограниченного круга лиц.
Согласно ч.6 ст.2 областного Закона от 15.09.2006г. №719-ОЗ «О статусе депутата Новгородской областной Думы» Депутаты Новгородской областной Думы предоставляют сведения о своих доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера в комиссию Новгородской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Новгородской областной Думы по форме согласно приложению 1 к данному областному закону и сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, по форме согласно приложению 2 к указанному закону.
Проверкой прокуратуры установлено, что депутатом Новгородской областной Думы пятого созыва Федотовым А.А. не поданы в комиссию справки о доходах за 2011 - 2013г.г..
20.08.2014г. Новгородским районным судом заявление заместителя прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц и государства, об обязании депутата Новгородской обл. Думы пятого созыва Федотова А.А. представить в Комиссию Новгородской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера, представляемых депутатами Новгородской областной Думы, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера за 2011 -2013г..
В ходе предварительного слушания судом установлено, что депутат Новгородской обл. Думы пятого созыва Федотов А.А. осуществляет депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности.
Статья 11 Закона определяет условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно преамбуле Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и данным Федеральным законом.
Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ установлены ограничения, связанные с депутатской деятельностью. Так, согласно пункту 3.1 данной статьи депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - комиссия), сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В силу пункта 3.3 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ комиссия проводит в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации, проверки: а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами; б) соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ информация о представлении депутатом заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выявленных комиссией, подлежит опубликованию в официальном печатном издании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и размещению на официальном сайте законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, на официальном сайте законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и порядок предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами определяются законами субъектов Российской Федерации (п. 3.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ).
Из сравнительного анализа указанных выше норм федерального и регионального законодательства следует, что нормы Положения устанавливают регулирование, при котором комиссия публикует объем информации, предоставляемый депутатами и информации о деятельности органов государственной власти, в том числе о соблюдении действующего законодательства депутатами как лицами, замещающими государственные должности, которая может быть опубликована, размещена на сайте или иным образом обнародована.
Иное означало бы существенное ограничение принципа гласности, открытости в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, в вопросах регулирования мер антикоррупционной направленности в сфере установления статуса депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации.
Как следует из приведенных выше норм действующего законодательства, регулирование вопросов статуса депутата, законодательного органа субъекта Российской Федерации, отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, осуществляется посредством принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации с учетом действующих федеральных нормативных правовых актов.
Регулирование вопросов представления депутатами сведений об их имуществе, соблюдении установленных запретов осуществляется с целью противодействия коррупции, что определено Федеральным законом N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции". Правовую основу противодействия коррупции в соответствии со статьей 2 указанного Закона составляют, в том числе нормативные правовые акты государственной власти субъектов Российской Федерации, а к числу принципов противодействия коррупции статьей 3 отнесены публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Принцип публичности и открытости предполагает возможность и необходимость обнародования любых сведений, касающихся вопросов организации и деятельности органов государственной власти, кроме сведений и данных по отношению к которым установлены специальные правила распространения (сведения, относящиеся к государственной тайне, персональные данные граждан и т.п.).
Согласно ст. 10 Конституции РФ Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно Статья 5 Устава Новгородской обл. от 03.-09.1994г. №2 -ОЗ Новгородская областная Дума является законодательным органом государственной Новгородской обл.
Государственная власть в Новгородской области осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Новгородской области, устанавливаемого Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Новгородской области о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемыми в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно Статья 16 Устава Законодательным (представительным) органом государственной власти Новгородской области является Новгородская областная Дума (далее - областная Дума) - постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Новгородской области.
Статьёй 24 Устава предусмотрено, что Областная Дума самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Областная Дума имеет лицевые счета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание областного бюджета, и может иметь иные счета в банках.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 26.06.2009 N 553-ОЗ)
Статьей 31 Устава предусмотрено, что Областная Дума) принимает Устав области и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Новгородской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Новгородской области в пределах полномочий Новгородской области;
в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом области и областными законами.
Соответственно, принцип публичности и открытости деятельности государственных органов как основополагающее начало в регулировании вопросов противодействия коррупции может быть ограничен только федеральным законодательством и в целях, установленных Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 55). Содержащей сведения, подлежащие обнародованию комиссией, предполагают размещение на сайте информации, которая по сути, является результатом работы Комиссии в ходе реализации ее контрольных правомочий, предусмотренных федеральным законодательством, ее решением о несоблюдении депутатом установленных ограничений и запретов, либо о необъективности причин непредставления депутатом сведений об имуществе супруга и несовершеннолетних детей.
В Федеральном законе "О противодействии коррупции" в ч. 2 ст. 12.1 обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения своих супругов и несовершеннолетних детей распространяется только на государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе. Федеральный закон "Об общих принципах..." в ч. 3.1 ст. 12 названную обязанность распространяет на всех депутатов, не связывая с работой на профессиональной постоянной основе.
Поскольку иск прокурора содержит требование об обязании депутата, осуществляющего депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, предоставить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера, а субъектом эта обязанность не установлена.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, депутат в силу действующего законодательства не наделен собственной компетенцией и не обладает властными полномочиями, в силу чего не является субъектом, решения, действия (бездействие) которого могут быть оспорены в порядке главы 25 ГПК РФ. Действующим законодательством не предусмотрено право законодательного органа субъекта РФ на обращение в суд с заявлением о признании незаконным бездействия и обязании депутата законодательного органа субъекта РФ представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, за неисполнение депутатом требований закона предусмотрено наступление соответствующих неблагоприятных последствий. Возникшие между депутатом и Новгородской областной думой правоотношения носят внутренний, организационный характер.
Депутаты Новгородской областной Думы, осуществляющие депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, не получают оплату либо иное вознаграждение из средств областного бюджета, не являются государственными служащими и не относятся к числу лиц, замещающих в Новгородской обл. государственные должности согласно Перечню государственных должностей Новгородской области, утверждённым областным Законом от 12.09.2006г. №715-ОЗ «О некоторых вопросах правового регулирования государственной гражданской службы Новгородской области и деятельности лиц, замещающих государственные должности Новгородской области»
Исходя из вышеизложенного, в силу прямого указания Конституции РФ и приведённого выше положения закона суды общей юрисдикции не вправе вмешиваться в осуществляемую в пределах своей компетенции законодательную деятельность представительных органов власти.
В соответствии с п.1 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст.134 ч.1, 220 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Прекратить производство по делу по иску прокурора Новгородской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц и государства об обязании депутата Новгородской областной Думы пятого созыва Федотова А.А. представить в Комиссию Новгородской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера, представляемых депутатами Новгородской областной Думы, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера за 2011-2013г.г..
Прекращение по делу препятствует повторному обращению в суд с заявлением к ответчику о том же предмете и по тем же основаниям.
На определение может быть подана частная жалоба или принесён протест в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 15 дней.
Председательствующий Борисова В.И.