РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2019 года с. Красный Яр
Судья Красноярского районного суда Самарской области Козлов А.Н.
при секретаре Вертянкиной В.В.,
с участием прокурора Куликовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Макарова ФИО5 к Администрации муниципального района <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в Красноярский районный суд <адрес> в интересах Макарова ФИО5. в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации муниципального района <адрес> и просит суд обязать администрацию муниципального района <адрес> предоставить Макарову ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории муниципального района <адрес>.
Свои требования прокурор <адрес> мотивирует тем, что постановлением зам.главы м.<адрес> Макаров ФИО5. включен в список на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального района <адрес> жилое помещение по договору социального найма из специализированного жилого фонда Макарову ФИО5. не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора Красноярского района Самарской области Куликова А.В. доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Макаров ФИО5. в судебное заседание не явился по неизвестной причине, извещался надлежащим образом, об отложении дела суд не просил, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Красноярский Самарской области в судебном заседании исковые требования признала, показав, что исполнение решения по данному исковому заявлению будет исполняться по мере поступления денежных средств.
Выслушав стороны, исследовав отзыв ответчика на исковое заявление и материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
<адрес> по обращению Макарова ФИО5. была проведена проверка исполнения администрацией муниципального района <адрес> жилищного законодательства по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
Судом установлено, что Макаров ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет в собственности 1/9 долю в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общая площадь которой составляет 66 кв.м., в указанном помещении зарегистрированы 11 человек, на одного зарегистрированного человека приходится 6 кв.м. общей площади жилого помещения, что меньше учетной нормы по <адрес>. Согласно требованиям федерального законодательства право на получения жилья у Макарова ФИО5. возникло ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением заместителя главы администрации муниципального района <адрес> №-р/2 от ДД.ММ.ГГГГ он был включен в список очередности на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку его родители умерли, что подтверждается свидетельствами о смерти. Договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда до настоящего времени с ним не заключен.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 2 п. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фондов.
В соответствии со ст. 98.1. ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ).
Согласно ст. 8 Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статьями 6, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке населения» предусмотрено, что органы государственной власти <адрес> при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти <адрес> передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Законом №-ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Так в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» (далее - Закон №-ГД) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка оставшегося без попечения родителей.
Согласно ст. 2 Закона №-ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Согласно ч. 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» проживание детей-сирот признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в том числе, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно п. 3 ст. 20 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Таким образом, из содержания указанных правовых норм следует, что обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не ставится в зависимость от своевременности предоставления соответствующих субвенций органам местного самоуправления и от наличия у органов местного самоуправления специализированного жилого фонда.
Из материалов дела видно, что истец Макаров ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождениявключен в Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района <адрес> в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом установлено, что ответчик не оспаривает факт нуждаемости истца в жилом помещении муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени Макаров ФИО5.жильем не обеспечен.
Доводы о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением в порядке очередности приняты быть не могут, поскольку действующим законодательством момент предоставления лицам указанной категории жилого помещения определен фактом наступления определенного события (достижении возраста 18 лет, приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия и т.д.), то есть, по смыслу закона обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не может ставиться в зависимость от наличия очереди среди лиц указанной категории.
В силу вышеприведенных норм законодательства, предусматривающих обязанность государства по обеспечению жилыми помещениями из муниципального жилого фонда лиц данной категории, не предусмотрено исполнение государством данной обязанности в зависимости от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета <адрес>.
На основании изложенного, оценивая собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку установлено, что Макаров ФИО5. включена в Список с ДД.ММ.ГГГГ, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального района <адрес> жилое помещение по договору найма специализированного жилого фондаему не предоставлено. Бездействие органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения нарушает права Макарова ФИО5.В свою очередь недостаточное финансирование переданных государственных полномочий не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту социальных прав гражданина РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Макарова ФИО5 к Администрации муниципального района <адрес> о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района <адрес> предоставить Макарову ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории муниципального района <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Самарский областной суд через Красноярский районный суд со дня принятия решения судом.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Козлов А.Н.