Дело № 2а- 2263/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 апреля 2016 года г.Ульяновск
Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Колбиновой Н.А.,
при секретаре Харитоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области к Петровой Т.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Петровой Т.В. о взыскании обязательных платежей и санкций. Исковые требования мотивированы тем, что административный ответчик Петрова Т.В. была зарегистрирована в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ ее государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачена ДД.ММ.ГГГГ За ней числится недоимка по страховым взносам за предыдущие расчетные периоды, а именно: недоимка по страховым взносам за 2010 г., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ - 7059 руб. 30 коп, на накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ - 3 025 руб. 41 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере - 554 руб. 66 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1008 руб. 47 коп. За период с 17.03.2011 г. по 02.04.2015 г. на указанную недоимку были начислены пени в сумме 4 671 руб. 08 коп., из них: на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 2 830 руб. 97 коп., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1 213 руб. 25 коп., пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 626 рублей 86 копеек. Административный истец просит суд взыскать с Петровой Т.В. в пользу УПФР в Засвияжском районе г.Ульяновска задолженность по пеням в сумме 4 671 руб. 08 коп., из них: на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 2 830 руб. 97 коп., на накопительную
часть трудовой пенсии в размере 1 213 руб. 25 коп., пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 626 рублей 86 копеек.
Административный истец в судебном заседании не присутствовал, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик в судебном заседании не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела, извещалась.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ (далее ФЗ-212 от 24.07.2009) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В п. 13 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 №ФЗ-212 закреплено право органов Пенсионного фонда РФ определять расчетным путем фиксированные размеры страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в государственные внебюджетные фонды плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Как следует из ст. 14 вышеуказанного Федерального закона индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный
фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи (ч.1).
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей
статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (п.1. ч.1.1. ст. 14).
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч.1.2. ст. 14).
Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно (ч.4.1. ст. 14).
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (ч.1).
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ч.3 ст. 16).
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса
адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата
страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч.8 ст. 16).
Судом установлено, что административный ответчик Петрова Т.В. была зарегистрирована в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ ее государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Петрова Т.В. будучи индивидуальным предпринимателем, была зарегистрирована Управлением Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области в качестве страхователя и являлась плательщиком страховых взносов.
Согласно расчету, предоставленному истцом, за ответчиком числится задолженность по уплате в государственные внебюджетные фонды страховых взносов, недоимка по страховым взносам за предыдущие расчетные периоды, а именно: недоимка по страховым взносам за 2010 г., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ - 7059 руб. 30 коп, на накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ - 3 025 руб. 41 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере - 554 руб. 66 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1008 руб. 47 коп.
Согласно п. 3 ст. 25 Федерального Закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка РФ от неуплаченной суммы страховых взносов.
В связи с чем, на указанную недоимку были начислены пени за период с 17.03.2011 г. по 02.04.2015 г. в сумме 4 671 руб. 08 коп., из них: на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 2 830 руб. 97 коп., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1 213 руб. 25 коп., пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 626 рублей 86 копеек
В адрес ответчика было направлено требование об уплате страховых взносов и пеней от 02.04.2015 г. со сроком исполнения до 28.04.2015 г.
Однако до настоящего времени обязанность по уплате недоимки по страховым взносам и пеней ответчиком не исполнена. Неисполнение ответчиком в добровольном порядке выставленного требования об уплате указанной суммы недоимки по страховым взносам и пеней послужило основанием для обращения Управления пенсионного фонда за их принудительным взысканием.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика пени за период с 17.03.2011 г. по 02.04.2015 г. в сумме 4 671 руб. 08 коп, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ст.19 указанного Федерального закона заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения
требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании плательщику страховых взносов под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В соответствии со ст. 22 данного Федерального закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Установленный вышеуказанными нормами срок является пресекательным. При этом предельный срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней представляет собой совокупность следующих сроков – трехмесячного срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном должнику требовании и шестимесячного срока, что предусмотрено статьями 19, 22 Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» №212-ФЗ от 24.07.2009 года.
Пропуск УПФ срока об уплате страховых взносов не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание недоимки и пеней. В то же время названный срок учитывается при исчислении общего (предельного) срока обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о взыскании с плательщика задолженности по обязательным платежам, включающего в себя установленный законом трехмесячный срок направления требований об уплате взносов; срок определенный в требовании для уплаты указанной в нем суммы задолженности. Началом течения предельного срока обращения в суд, исчисленного путем сложения названных сроков, является день, следующий за установленным сроком уплаты
страховых платежей в виде фиксированного платежа.
Исходя из даты обращения истца в суд с иском 09 марта 2016 года, сроки для взыскания пеней, установленные ст.ст. 48, 70 налогового кодекса РФ за период с 17.03.2011 г. по 02.04.2015 г. (трехмесячный срок для предъявления требования, 6 дней для получения заказного письма, 26 дней для уплаты недоимки и пени (по требованию), шестимесячный срок для предъявления иска), истекли.
Из ходатайства административного ответчика о восстановлении процессуального срока на подачу административного искового заявления к Петровой Т.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, следует, что административный материал об оставлении указанного административного искового заявления Засвияжским районным судом г.Ульяновска без движения (определение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 29 октября 2015 г.) в связи с не устранением недостатков был вручен представителю Управления в феврале 2016 года. Вместе с тем, в суд административное исковое заявление поступило 09 марта 2016 года.
Уважительных причин для восстановления процессуального срока на подачу указанного административного искового заявления, суду не представлено.
С учетом вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, о том, что административные исковые требования истца УПФР в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.176-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области к Петровой Т.В. о взыскании обязательных платежей и санкций - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Колбинова