Дело № 2-409/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2020 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Сафоновой О.В.,
при секретаре Капитановой Л.А., помощнике судьи Дубовцевой Л.А.,
с участием истца Лима В.К., его представителя А.А., действующего на основании доверенности от Д.М.Г.,
представителя ответчика ГУ – УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) В.С., действующей на основании доверенности № от Д.М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лима В.К. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о признании права на пенсию, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Лим В.К. обратился в Колпашевский городской суд <адрес> с исковым заявлением к ГУ-УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) в котором, с учетом дальнейших уточнений, просит признать право на назначение страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать ГУ-УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды курсов повышения квалификации в ОГБУЗ «Верхнекетская РБ» с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. про Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г.; командировки в периферийные поселки района для проведения лечебных мероприятий с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г.; период обучения в Томском Военно-медицинском институте с Д.М.Г. по Д.М.Г.; период прохождения интернатуры в Томском Военно-медицинском институте с Д.М.Г. по Д.М.Г.; период работы в должности командира медицинского взвода – начальника операционно-перевязочного отделения (ведущий хирург) 155 отдельной медицинской роты <данные изъяты> с Д.М.Г. по Д.М.Г. в полуторном размере; период прохождения ординатуры по специальности «хирургия» Томского Военно-медицинского института с Д.М.Г. по Д.М.Г. в полуторном размере; период работы начальником хирургического отделения при войсковой части № Военный госпиталь) с Д.М.Г. по Д.М.Г. в полуторном размере; назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с Д.М.Г..
В обоснование заявленных требований указал, что Д.М.Г. обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) (в <адрес>) ГУ - УПФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с нормами п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с тем, что осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Решением № от Д.М.Г. ГУ - УПФ в <адрес> (межрайонное) в назначении страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального трудового стажа. В решении указано, что общая продолжительность стажа работы в связи с лечебной деятельностью: стажевое требование 25 лет (село) составляет 15 лет 15 дней; стажевое требование 30 лет (город + село) 17 лет 7 месяцев 13 дней. В специальный стаж не были зачтены периоды повышения квалификации, командировки в периферийные поселки района для проведения лечебных мероприятий, период обучения, прохождения интернатуры и ординатуры в Томском Военно-медицинском институте; период работы в должности командира медицинского взвода – начальника операционно-перевязочного отделения (ведущий хирург) 155 отдельной медицинской роты <данные изъяты>, период работы начальником хирургического отделения при войсковой части № Военный госпиталь). Всего не зачтено в специальный стаж 9 лет 3 месяца. Согласно представленным документам, он выработал медицинский стаж в городской местности, в государственных медицинских учреждениях (в том числе учреждении Министерства Обороны РФ), и в должностях, дающих право на досрочную трудовую пенсию. Его должностные и функциональные обязанности оперирующего врача - хирурга, а также характер работы, независимо от заведования отделением, не изменялись с Д.М.Г. и по настоящее время, то есть, на протяжении всего периода работы как в ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница», так и в Томском Военно-медицинском институте; 155 отдельной медицинской роты <данные изъяты>; войсковой части № Военный госпиталь), независимо от работы или прохождения службы. В период с Д.М.Г. по настоящее время он работает в ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» (наименование учреждения несколько раз менялось) в должности врача - хирурга хирургического отделения. В настоящее время работает заведующим хирургическим отделением - врачом - хирургом. За время заботы в больнице ему неоднократно приходилось выезжать в командировки на курсы повышения квалификации. За ним сохранялось место работы, оплачивались командировочные расходы и средний заработок, которые были оформлены приказом главного врача районной больницы. Повышение квалификации является неотъемлемой частью его лечебной деятельности в связи с чем, отказ ответчика во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, командировках с целью усовершенствования считаю неправомерным. В период с Д.М.Г. по Д.М.Г. проходил военную службу в вооруженных силах РФ по контракту, что подтверждается военным билетом офицера. С Д.М.Г. по Д.М.Г. - рядовой слушатель Томского Военно-медицинского института; с Д.М.Г. по Д.М.Г. - командиром медицинского взвода - начальником операционно-перевязочного отделения (ведущий хирург) 155 отдельной медицинской роты <данные изъяты>; с Д.М.Г. по Д.М.Г. - ординатором по специальности "хирургия" Томского военно-медицинского института; с Д.М.Г. по Д.М.Г. - начальником хирургического отделения при войсковой части № Военный госпиталь). Ответчик должен засчитать периоды лечебной деятельности в вооруженных силах РФ в специальный стаж работы. Ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы. Решение ответчика об отказе во включении периода военной службы с Д.М.Г. по Д.М.Г. в качестве рядовой слушатель Томского Военно-медицинского института в считаю неправомерным по следующим основаниям: в силу положений статей 4, 5, 6 Закона СССР от 12.10.1967 «О всеобщей воинской обязанности», действовавшего до 1 марта 1993 года, Вооруженные Силы СССР состояли из Советской Армии, Военно-Морского флота, пограничных и внутренних войск; воинская служба состояла из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР; граждане, состоящие на действительной военной службе, именовались военнослужащими, а состоящие в запасе - военнообязанными. В соответствии со ст. 11 вышеуказанного Закона, граждане, принятые в военно-учебные заведения, состояли на действительной военной службе и именовались курсантами. На них распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Согласно п. 1 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», вступившего в законную силу 02.04.1998, граждане, зачисленные в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми акта и Российской Федерации. В период с Д.М.Г. по Д.М.Г. работал в должности врача - интерна в Томском Военно-медицинском институте, выполнял должностные обязанности врача - хирурга, в том числе выполнял курацию пациентов, участвовал в операциях пациентов, а так же самостоятельно оперировал больных, то есть выполнял лечебную деятельность по охране здоровья населения. Работа протекала в отделении хирургического профиля и в указанный период фактически выполнял работу, связанную с осуществлением лечебной деятельности оперирующего врача в лечебном учреждении, исходя из чего, работа в должности врача - интерна в хирургическом отделении Томского Военно-медицинского института должна быть включена в специальный медицинский стаж в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев. С Д.М.Г. по Д.М.Г. проходил военную службу по контракту в должности командира медицинского взвода - начальник операционно-перевязочного отделения (ведущий хирург) 155 отдельной роты <данные изъяты>. В период прохождения военной службы по контракту работал полный рабочий день, полную рабочую неделю, на полную ставку, участвовал постоянно в проведении хирургических операций. Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, работа врачей специалистов всех наименований, работающие в госпиталях, медицинских ротах засчитывается в специальный стаж. Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложению в вышеуказанному Постановлению №781), работа, в частности, в госпиталях, медицинских ротах в качестве оперирующих врачей - специалистов всех наименований, засчитывается в льготном порядке. Таким образом, работа в госпитале и медицинской роте подлежит зачету, как в страховой стаж, так и в специальный медицинский стаж. С Д.М.Г. поД.М.Г. он проходил военную службу в должности ординатор по специальности "хирургия" Томского Военно-медицинского института. Ординатор - врач лечебно- профилактического учреждения (больницы, поликлиники, родильного дома и др.), непосредственно занимающийся лечебной и профилактической работой под руководством заведующего отделением. В стационаре ординатор самостоятельно выполняет обходы больных и врачебные процедуры, назначает лечение, ведёт истории болезни, несёт дежурства по больнице. В поликлинике ординатор выполняет функции участкового врача или врача-специалиста: принимает больных, назначает лечение, заполняет медицинские карты амбулаторных больных и выдаёт листок нетрудоспособности, осуществляет диспансеризацию, ведёт санитарно-просветительскую работу. Согласно Руководству по медицинскому обеспечению Советской Армии и военно-морского флота, введенного в действие приказом заместителя министра обороны СССР - начальника Тыла Вооруженных Сил СССР от 31.05.1989 года № 64 «...ординатор отвечает за состояние лечения и обслуживания вверенных ему больных. Основными обязанностями являются: проводить своевременное и качественное обследование и лечение больных, обеспечивать медицинский уход и наблюдение за ними и т.д.». Положением об ординаторе стационара областной (краевой, республиканской), городской, центральной районной больницы, являющимся приложением к приказу Министра здравоохранения СССР № от Д.М.Г., предусмотрено, что ординатор больницы несет непосредственную ответственность за организацию и обеспечение надлежащего ухода за вверенными ему больными и лично осуществляет своевременное и полное обследование, динамическое наблюдение и лечение больных, численность которых определяется в соответствии с установленными нормативами. В его обязанности как ординатора по специальности «хирургия» Томского Военно-медицинского института входило оказание неотложной медицинской хирургической помощи, лечение амбулаторных больных хирургического профиля, стационарное лечение больных военнослужащих хирургического профиля, направление больных хирургического профиля в лечебные учреждения, выполнение плановых хирургических и лечебно-диагностических мероприятий. То есть, проходя службу на вышеуказанной должности, он фактически выполнял обязанности врача-хирурга. Таким образом, поскольку должность ординатора по специальности «хирургия» Томского Военно-медицинского института, занимаемая им в период службы Д.М.Г. являлась врачебной должностью, то этот период службы по специальности также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В период военной службы в качестве начальника хирургического отделения при войсковой части № Военный госпиталь) он выполнял такие же функции врача - хирурга, выполняя лечебную деятельность, а так же руководил хирургическим отделением военного госпиталя. Периоды лечебной деятельности с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. поД.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г. должны быть засчитаны в специальный стаж в полуторном размере, то есть один год службы за один год 6 месяцев. Ответчиком в специальный стаж зачтено 17 лет 7 месяцев 13 дней. С учетом зачета полуторного исчисления упомянутых периодов стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных учреждениях составляет 31 год 25 дней, что достаточно для назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии с нормами п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В судебном заседании истец Лим В.К. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что на курсы повышения квалификации и в командировки он направлялся приказом работодателя – Верхнекетская районная больница, в этот период ему сохранялась и выплачивалась заработная плата. Необходимость повышения квалификации была связана с его лечебной деятельностью. В период обучения, прохождения интернатуры и ординатуры в Томском Военно-медицинском институте он являлся военнослужащим по контракту, полагает, что указанные периоды должны быть включены в подсчет специального стажа. Обучение проводилось на базе клиник военно-медицинского института и больниц <адрес>, под руководством врачей он участвовал в медицинских манипуляциях и хирургических вмешательствах каждый день, так же дежурили в «скорой помощи», работали и в выходные дни. Ему выплачивалась заработная плата в соответствии с должностью и воинским званием. В период с Д.М.Г. был командиром медицинского взвода, занимался оказанием квалифицированной медицинской помощи на базе медицинской роты на территории <адрес>, оказание медицинской помощи военнослужащим по контракту, срочникам, гражданскому персоналу. График работы ежедневно, иногда круглосуточно, рабочий день ненормированный, выезжали на полигоны, где находились пациенты. В период с Д.М.Г.. когда работал ординатором по специальности хирургия, также оказывал квалифицированную медицинскую помощь на бале клиник Томского Военно-медицинского института, получал денежное довольствие по контракту. В период работы начальником хирургического отделения № оказывал хирургическую помощь на базе военного госпиталя, получал денежное довольствие в соответствии с контрактом. При прохождении военной службы заводится личное дело, где все фиксируется, записей в трудовую книжку не вносится. Военная служба по контракту предполагает осуществление лечебной деятельности в военных структурах и при военных действиях.
Представитель истца А.А. в судебном заседании заявленные Лимом В.К. требования поддержал в полном объеме с учетом уточнений по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в стаж по специальности
Представитель ответчика ГУ-УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) В.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Лима В.К. не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в оспариваемом решении, указав, что решение об отказе в назначении пенсии является законным и обоснованным.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ОГБУЗ «Верхнекетская РБ» не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Для реализации статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ, Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление № 665).
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 Постановления № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Постановление № 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее – Список № 1066 и Правила № 1066, соответственно);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее – Постановление № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Решением ГУ-УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) № от Д.М.Г. Лиму В.К. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. При этом, в стаж работы в связи с лечебной деятельностью спорные периоды работы: курсов повышения квалификации в ОГБУЗ «Верхнекетская РБ» с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. про Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г.; командировки в периферийные поселки района для проведения лечебных мероприятий с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г. не включены; период обучения в Томском Военно-медицинском институте с Д.М.Г. по Д.М.Г.; период прохождения интернатуры в Томском Военно-медицинском институте с Д.М.Г. по Д.М.Г.; период работы в должности командира медицинского взвода – начальника операционно-перевязочного отделения (ведущий хирург) 155 отдельной медицинской роты <данные изъяты> с Д.М.Г. по Д.М.Г.; период прохождения ординатуры по специальности «хирургия» Томского Военно-медицинского института с Д.М.Г. по Д.М.Г. в полуторном размере; период работы начальником хирургического отделения при войсковой части № с Д.М.Г. по Д.М.Г. не включены, поскольку включение в специальный стаж службы в вооруженных силах РФ Списками №1066 и № 781 не предусмотрена, Списком № 464 не предусмотрено включение периодов обучения. Период интернатуры не включен, так как нет сведений о работе Лима В.К. как врача-специалиста. Период с Д.М.Г. по Д.М.Г. не может быть включен в стаж лечебной деятельности, так как представленная справка не содержит сведений о непосредственной врачебной занятости полный рабочий день по должности, предусмотренной Списком № 781. Указанные периоды не отражены в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Оценив совокупность представленных истцом и исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, а также п.1.1. Положения о порядке подтверждения трудового стажа, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Трудовая книжка Лима В.К. содержит следующие записи о спорных периодах его работы:
МУЗ «Верхнекетская центральная районная больница»
Д.М.Г. принят на должность врача-хирурга в стационар хирургического отделения (Приказ от Д.М.Г. №-к);
Д.М.Г. принят на должность врача-уролога по внутреннему совместительству (Приказ от Д.М.Г. №к);
МУЗ «Верхнекетская ЦРБ» Д.М.Г. переименована в МБУЗ «Верхнекетская РБ» (Приказ от Д.М.Г. №);
Д.М.Г. уволен по собственному желанию (Приказ от Д.М.Г. №-к);
Д.М.Г. принят на должность врача-хирурга стационар хирургического отделения (Приказ от Д.М.Г. №-к);
Д.М.Г. уволен по собственному желанию (Приказ от Д.М.Г. №-к);
Д.М.Г. принят врачом-хирургом в стационар хирургического отделения (Приказ от Д.М.Г. №-к);
МБУЗ «Верхнекетская ЦРБ» Д.М.Г. переименовано в ОГБУЗ «Верхнекетская РБ» (Приказ от Д.М.Г. №с);
Д.М.Г. принят в поликлинику врачом-урологом по внутреннему совместительству (Приказ от Д.М.Г. №-к);
Д.М.Г. уволен с должности врача-уролога (Приказ от Д.М.Г. №-К);
Д.М.Г. переведен в хирургическое отделение заведующим хирургическим отделением врачом-хирургом (Приказ от Д.М.Г. №-к).
Лим В.К. застрахован в системе обязательного пенсионного страхования Д.М.Г..
По сведениям индивидуального лицевого счета, данных о стаже, в подсчет страхового стажа включен период с Д.М.Г. по Д.М.Г., спорные периоды повышения квалификации, командировок. Период с Д.М.Г. по Д.М.Г. в подсчет страхового стажа не включен. Спорные периоды работы в подсчет специального стажа не включены
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж как лечебную деятельность периодов обучения (слушатель) в Томском Военно-медицинском институте с Д.М.Г. по Д.М.Г., прохождения интернатуры в Томском Военно-медицинском институте с Д.М.Г. по Д.М.Г.; период прохождения ординатуры по специальности «хирургия» Томского Военно-медицинского института с Д.М.Г. по Д.М.Г. в полуторном размере, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Согласно архивной справки МО РФ № от Д.М.Г., Лим В.К. Д.М.Г., майор медицинской службы запаса, действительно проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ в период: с Д.М.Г. по Д.М.Г. - рядовой, слушатель Томского Военно-медицинского института. Контракт заключен на время обучения в институте и 5 лет после его окончания Д.М.Г.. Приказ ТВМИ от Д.М.Г. № (так в документе); с Д.М.Г. по Д.М.Г. - лейтенант медицинской службы. Приказ МО РФ от Д.М.Г. №. Окончил Томский Военно-медицинский институт с дипломом по специальности ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО и зачислен в интернатуру Томского Военно-медицинского института. Приказ МО РФ от Д.М.Г. №, (так в документе); с Д.М.Г. по Д.М.Г. - лейтенант медицинской службы, с Д.М.Г. в звании старшего лейтенанта медицинской службы (Приказ МО РФ от Д.М.Г. №). Окончил годичную интернатуру и назначен командиром медицинского взвода - начальником операционно-перевязочного отделения (ведущим хирургом) 155 отдельной медицинской роты <данные изъяты>. Приказ МО РФ от Д.М.Г. № (так в документе). Прибыл в высокогорную местность (1500 м. и более) <адрес> и зачислен в списки части Д.М.Г. Имеет право на льготы, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 10.04.1973 № 231. Приказ командира № от Д.М.Г. № (так в документе). С Д.М.Г. - капитан медицинской службы. Приказ № от Д.М.Г. №; с Д.М.Г. по Д.М.Г. - капитан медицинской службы, ординатор по специальности «хирургия» Томского Военно-медицинского института. Контракт заключен на время обучения в ТВМИ и 5 лет после его окончания Д.М.Г.. Приказ ГВМУ МО РФ от Д.М.Г. №. Приказ Нач. ТВМИ от Д.М.Г. № (так в документе). С Д.М.Г. - майор медицинской службы. Приказ МО РФ от Д.М.Г. №; с Д.М.Г. по Д.М.Г. - майор медицинской службы, начальник хирургического отделения при войсковой части № Военный госпиталь). Приказ Нач. ГВМУ от Д.М.Г. № л/с (так в документе) (л.д.32).
Как следует из архивной справки ОГКУ «Центр документации новейшей истории» <адрес> № от Д.М.Г., в документах Томского военно-медицинского института (ТВМИ) за Д.М.Г. гг. содержатся следующие сведения в отношении Лима В.К., Д.М.Г. года рождения: с Д.М.Г. по Д.М.Г. - обучался в Акмолинской государственной медицинской академии на лечебном факультете (дневное отделение) (запись в академической справке П №, выданной на имя Лима В.К. Д.М.Г., регистрационный №). Д.М.Г. - зачислен в Томский медицинский институт на лечебный факультет в порядке перевода из медицинской академии <адрес> (так в документе) (запись в учебной карточке слушателя Лима В.К. со ссылкой на приказ от Д.М.Г. №; данный приказ на хранение в ОГКУ ЦДНИ ТО не передавался). Д.М.Г. - присвоена квалификация «врач» по специальности «лечебное дело», с выдачей Д.М.Г. диплома № (записи в книге учета и выдачи дипломов за Д.М.Г. г., регистрационный №, учебной карточке слушателя Лима В.К. со ссылками на решение Государственной аттестационной комиссии (ГАК) от Д.М.Г.. Решения ГАК на хранение в ОГКУ ЦДНИ ТО не передавались). Д.М.Г. - присвоена квалификация «врач-хирург» по специальности «лечебное дело» (запись в книге учета и выдачи удостоверений об окончании интернатуры, регистрационный №, со ссылкой на решение ГАК от Д.М.Г.). Д.М.Г. - выдано удостоверение об окончании ординатуры по специальности «хирургия» (запись в книге учета и выдачи удостоверений об окончании ординатуры, регистрационный №). Другие документы, касающиеся прохождения интернатуры, ординатуры учащимися ТВМИ (сведения о приеме, отчислении, результатах аттестаций, условиях работы и оплаты труда и пр.) на хранение в ОГКУ ЦДНИ ТО не передавались (л.д.42).
Указанные сведения подтверждаются учебной карточкой слушателя, академической справкой, дипломом №, приложением к диплому, выпиской из книги учета и выдачи дипломов, сертификатом №.
Как определено Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение № 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 года № 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 года, Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 года), интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста.
Согласно п. 8 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного приказом Минздрава СССР от 20.01.1982 №44 (далее - Положение), руководитель (главный врач, начальник и т.д.) базового учреждения здравоохранения на основании приказа органа здравоохранения издает приказ по учреждению о зачислении выпускника вуза в качестве врача-интерна по соответствующей специальности.
После издания приказа в базовом учреждении здравоохранения оформляется трудовая книжка на молодого специалиста. Базовое учреждение здравоохранения в течение всего периода прохождения специалистом интернатуры выплачивает ему зарплату, размер которой установлен действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (п. 9 Положения).
Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану, разработанному руководителем врачей-интернов - заведующим отделением, при участии главного специалиста и преподавателя медицинского института, медицинского факультета университета, ответственного за подготовку врачей-интернов по данной специальности, на основании типовых учебных планов и программ, утвержденных Министерством здравоохранения СССР (п. 14).
В административном отношении врачи-интерны подчиняются руководству базового учреждения здравоохранения. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе.
На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения.
В период прохождения Лимом В.К. интернатуры действовало постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 марта 1993 года № 62 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации», которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. В приложении № 1 к указанному постановлению врачи-интерны включены в раздел «Специалисты», требование к квалификации - высшее медицинское образование без предъявления требований к стажу работы.
По должностным обязанностям врачи-интерны осуществляли функции врача под руководством врача-специалиста, обладали правами и несли ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе, выполняли рабочую нагрузку по каждой специальности, устанавливаемой на основании типовых планов подготовки врачей- интернов.
Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения Лимом В.К. интернатуры с Д.М.Г. по Д.М.Г. может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения функциональных обязанностей по должности врача- специалиста.
Между тем такие доказательства, что истец была зачислен в штат и работал в должности врача-интерна (врача-специалиста) в учреждении здравоохранения, в материалах дела отсутствуют. Указание Лима В.К. в составе клиники военно-полевой хирургии Томского военно-медицинского института при подготовке и публикации статьи в НПЖ «Вопросы хирургии» таким доказательством не является.
Томский военно-медицинский институт являлся образовательным учреждением.
В соответствии со Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, Списком, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 медицинские университеты, институты (академии) и учебные кафедры не отнесены к учреждениям здравоохранения.
Порядок зачисления и обучения в клинической ординатуре урегулирован Положением о клинической ординатуре, которое утверждено Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 17 февраля 1993 г. N 23.
Согласно п. 6 данного Положения обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы в течение 2 (5) лет. Врачам, обучающимся в клинической ординатуре, выплачивается стипендия (п. 16 Положения).
Это означает, что данный период не является работой и не совмещается с ней.
Пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу подп. 11 п. 1 ст. 28 данного Федерального закона лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно п. 3 ст. 28 этого же Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Пунктом 3 вышеназванных Правил установлено, что в стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывается работа в должностях и учреждениях, перечисленных в вышеуказанном Списке.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В силу п. 5 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды, когда работа по специальности не осуществлялась.
К ним относятся периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Однако период обучения в клинической ординатуре в данном пункте не указан.
Из изложенного следует, что период обучения истца в ординатуре по специальности «хирургия» Томского Военно-медицинского института с Д.М.Г. по Д.М.Г. не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее – Список № 1066 и Правила № 1066, соответственно), возможность включения в специальный медицинский стаж периодов военной службы не предусматривают, следовательно в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода обучения – рядовой слушатель Томского Военно-медицинского института с Д.М.Г. по Д.М.Г. должно быть отказано.
Доводы представителя истца о необходимости применения пункта 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" также отклоняются как необоснованные, поскольку данная норма права не регулирует вопросы зачета периодов военной службы в специальный стаж при установлении права на досрочную страховую пенсию.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в должности командира медицинского взвода – начальника операционно-перевязочного отделения (ведущий хирург) 155 отдельной медицинской роты <данные изъяты> с Д.М.Г. по Д.М.Г. в полуторном размере; период работы начальником хирургического отделения при войсковой части № Военный госпиталь) с Д.М.Г. по Д.М.Г. в полуторном размер, суд учитывает следующее.
Согласно сведений, содержащихся в военном билете №, Лим В.К. проходил военную службу с Д.М.Г. по Д.М.Г., имеет воинское звание майор мед.службы, профиль медицинский.
Из архивной справки ФГКУ «Центральный архив МО РФ» № от Д.М.Г. следует: в приказе командира войсковой части полевая почта № от Д.М.Г. № значится: «Ст. лейтенанта м/с Лима В.К., назначенного приказом Министра обороны Российской Федерации от Д.М.Г. № на воинскую должность командира медицинского взвода-начальника операционно-перевязочного отделения (ведущий хирург), прибывшего из ВМИ <адрес>, с Д.М.Г. зачислить в списки личного состава воинской части, на все виды обеспечения и приступить к приему дел и должности по Д.М.Г. Установить ст. лейтенанту м/с Лиму В.К. (инициалы не раскрыты) оклад по воинской должности в размере 1700 руб. в месяц (12 тарифный разряд). Выплачивать ст. лейтенанту м/с Лиму В.К. (инициалы не раскрыты), ежемесячные процентные надбавки к окладу по воинской должности в следующих размерах: - 70% в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации Д.М.Г. г. № за сложность, напряженность и специальный режим службы с Д.М.Г. Службу проходит в высокогорной местности, имеет право на льготы, установленные Постановлением Совета Министров СССР от Д.М.Г. №-исчислять выслугу лет один месяц службы за полтора». В приказе командира войсковой части полевая почта № от Д.М.Г. № значится: «Капитана медицинской службы Лим В.К., освобожденного от воинской должности командира медицинского взвода- начальника операционно-перевязочного отделения (ведущий хирург) и назначенного приказом начальника ГВМУ Министра обороны Российской Федерации-начальника медицинской службы Вооруженных сил Российской Федерации от Д.М.Г. № <адрес>, полагать с Д.М.Г. сдавшим дела и должность и убывшим для дальнейшего прохождения службы в ординатуру Томского военно-медицинского института, с Д.М.Г. исключить из списков личного состава части и всех видов обеспечения». В книге алфавитного учета офицеров войсковой части полевая почта № значится: «Лим В.К., Д.М.Г. года рождения». Выписки даны в соответствии с текстом оригиналов документов. В приказах командира войсковой полевая почта № сведения об осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения военнослужащими части, в том числе Лимом В.К., не отражены. Табели учета рабочего времени рабочих и служащих, военнослужащих, в виду непродолжительного срока хранения, в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (<адрес>) (далее - ЦА МО) и его филиалы не сдаются. Условное наименование «войсковая часть полевая почта №» в Д.М.Г. гг. принадлежало 155 отдельной медицинской роте <адрес>. Документы войсковой части № военный госпиталь) на хранение в ЦА МО (<адрес>) и его филиалы не поступали, и сведениями об их месте нахождения архивы не располагают.
Действующие в настоящее время Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 возможность включения периодов военной службы в специальный медицинский стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости не предусматривают.
Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно, могут применяться Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, которые также возможность включения в специальный медицинский стаж периодов военной службы не предусматривают.
Возможность включения в специальный стаж периодов прохождения военной службы было предусмотрено ранее действовавшим Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет". Однако указанное Постановление к спорному периоду военной службы применено быть не может.
Федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственном пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы в общий страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж медицинской трудовой деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 3 Правил N 781 в стаж работы лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке N 781.
Данным Списком в разделе "Наименование должностей" предусмотрены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистов) учреждений, их структурных подразделений, осуществляющие врачебную деятельность.
Пунктом 1 "Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должности врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев", являющегося приложением к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от Д.М.Г. N 781 предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров, учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 Списка, в том числе: медицинской роты.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что спорные периоды работы истца в должности командира медицинского взвода – начальника операционно-перевязочного отделения (ведущий хирург) 155 отдельной медицинской роты <данные изъяты> с Д.М.Г. по Д.М.Г., начальником хирургического отделения при войсковой части № Военный госпиталь) с Д.М.Г. по Д.М.Г. в специальный стаж в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" включению не подлежат
Архивные сведения Министерства обороны Российской Федерации в совокупности с иными доказательствами по делу, сами по себе они не подтверждают факт осуществления истцом лечебной деятельности в спорные периоды в должности, предусмотренной Списком № 781 от 29.10.2002. Представленные доказательства не содержат доказательств получения оплаты за лечебную деятельность, сведения о видах лечебной деятельности, о ее осуществлении по норме времени.
В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в полуторном размере спорных периодов суд полагает необходимым отказать.
Истцом заявлены требования о включении в стаж работы в связи с лечебной деятельностью периодов повышения квалификации в ОГБУЗ «Верхнекетская РБ» с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. про Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г.; командировки в периферийные поселки района для проведения лечебных мероприятий с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г..
Как следует из содержания решения ГУ -УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) № от Д.М.Г. периоды, предшествующие и последующие заявленным истцом периодам относились к периодам работы, подлежащим включению в специальный стаж в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 N 400-ФЗ.
Учитывая изложенное, в ходе данного судебного разбирательства не подлежит повторному установлению тот факт, что Лим В.К. в указанные периоды занимал должность в учреждении, работа в котором засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Из ответа на запрос ОГБУЗ «Верхнекетская РБ» № от Д.М.Г., № от Д.М.Г. следует, что на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения", а позднее приказа Министерства здравоохранения российской федерации от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "здравоохранение и медицинские науки" все врачи, обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. При успешном прохождении цикла повышения квалификации врач получает сертификат специалиста, который и даёт, на основании ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации. Кроме сертификационных циклов повышения квалификации врачи также участвуют в семинарах, медицинских форумах, конференциях, круглых столах проходят стажировки, тематические усовершенствования (ТУ) и т.д. Всё это является повышением квалификации. Для получения новой специальности медицинские специалисты проходят профессиональную переподготовку. Все вышеперечисленные виды повышения квалификации проходил Лим В.К. На период обучения и командировок за ним сохранялось рабочее место и выплачивалась заработная плата. Отказаться от повышения квалификации специалист не может, это будет являться нарушением квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием и неисполнением должностных обязанностей, установленных по трудовому договору, где сказано, что сотрудник «систематически повышает свой теоретический уровень и профессиональную квалификацию путем активного участия в конференциях, медицинскихсоветах, разборах сложных клинических случаев, семинарах и т.д.». Помимо должности врача-хирурга Лим В.К. совмещал обязанности врача-уролога, а также с Д.М.Г. по Д.М.Г. работал специалистом по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Командировка Д.М.Г. – сдача годового отчета по гражданской обороне, что не относится к лечебной деятельности.
Лим В.К. в указанные периоды находился на следующих курсах повышения квалификации: с Д.М.Г. -Д.М.Г. - тематическое усовершенствование по теме «Актуальные вопросы детской урологии - андрологии» (приказ от Д.М.Г. №-ок); Д.М.Г. - Д.М.Г. - тематическое усовершенствование по теме «Детская хирургия» (приказ от Д.М.Г. №-ок); Д.М.Г. – Д.М.Г. - общее усовершенствование «Урология» (приказ от Д.М.Г. №-ок); Д.М.Г. - Д.М.Г. - тематическое усовершенствование по теме «Эндоскопическая хирургия» (приказ от Д.М.Г. №-к); Д.М.Г. – Д.М.Г. - общее усовершенствование «Хирургия» (приказ от Д.М.Г. №-к); Д.М.Г. - Д.М.Г. - тематическое усовершенствование по теме «Детская урология - андрология» (приказ от Д.М.Г. №-к); Д.М.Г. - Д.М.Г. - общее усовершенствование «Урология» (приказ от Д.М.Г. №-к); Д.М.Г. - Д.М.Г. - тематическое усовершенствование по теме «Неотложная хирургия патологии органов брюшной полости» (приказ Д.М.Г. №-к); Д.М.Г. - Д.М.Г. - общее усовершенствование «Хирургия» (приказ от Д.М.Г. №-к); Д.М.Г. - Д.М.Г. -тематическое усовершенствование по теме «Микрохирургия кисти» (приказ от Д.М.Г. № -к); Д.М.Г. – Д.М.Г. - тематическое усовершенствование по теме «Эндовенозная лазерная облитерация, склеротерапия и малоинвазивная хирургия варикозной болезни» (приказ от Д.М.Г. №-к); Д.М.Г. - Д.М.Г. - профессиональная переподготовка по специальности «Эндоскопия» (приказ от Д.М.Г. №-к). На период обучения за ним сохранялось рабочее место и выплачивалась заработная плата. Д.М.Г. - Д.М.Г. - сдача годового отчета по гражданской обороне (приказ от Д.М.Г. №-ок); Д.М.Г. - Д.М.Г. - участие в конференции «Актуальные вопросы в хирургии, интенсивной терапии и анестезиологии» (приказ от Д.М.Г. №- ок). На период командировок за ним сохранялось рабочее место и выплачивалась заработная плата.
Из показаний допрошенной в ходе судебного заседания свидетеля Т.В. следует, что обязанность прохождения курсов повышения квалификации каждые пять лет распространяется как на врачей так и на средний медицинский персонал. В случае, если сотрудник медучреждения не пройдет повышение квалификации, то он будет отстанет от работы.
Согласно данным о стаже Лима В.К. спорные периоды командировок и нахождения на курсах повышения квалификации в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, не учтены, при этом были учтены в подсчет страхового стажа.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации».
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 года № 610 целью повышения квалификации является обновление теоретических данных и практических знаний специалистов с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации производится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
В соответствии с действовавшим до 01.01.2012 года ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, приказа Минздрава Российской Федерации от 09.08.2001 № 314 «О порядке получения квалификационных категорий», а также ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
В соответствии с пп.8 п.1 ст.74 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В силу п. 2 ч. 1 ст. 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пп. 8 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определённых видов деятельности (ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Как указал Верховный Суд РФ в определении № 11-В09-7 от 02.07.2009, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности.
В силу приведенных выше норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировки являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Истец направлялся на курсы повышения квалификации, в командировки по распоряжению работодателя, указанные периоды относятся непосредственно к его профессиональной деятельности и являются неотъемлемой и обязательной его частью, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков. Не включение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Право лица на назначение досрочной пенсии по старости на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им, как работником, обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данного периода, фактически носящего вынужденный характер, из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения.
Как следует из общих положений Федерального закона «О страховых пенсиях», во взаимосвязи с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", закон устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Поэтому, отсутствие в Федеральном законе «О страховых пенсиях» и Правилах исчисления стажа прямого указания на включение в специальный стаж периодов командировок, курсов повышения квалификации, препятствием к зачёту этих периодов служить не может и доводы ответчика в данной части суд находит несостоятельными.
В данном случае, поскольку истец был приказами работодателя направлен в командировку, а так же на курсы повышения квалификации, прохождение которых является обязательным условием осуществления лечебной и иной медицинской деятельности, с сохранением заработной платы, с учетом приведенных выше норм пенсионного и трудового законодательства, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. про Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., командировка с Д.М.Г. по Д.М.Г. для участия в конференции подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При не подлежат удовлетворению требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды нахождения в командировке с Д.М.Г. по Д.М.Г., с учетом предоставленных работодателем сведений Д.М.Г., Д.М.Г., согласно которым командировка в период с Д.М.Г. по Д.М.Г. была связана со сдачей годового отчета по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, что не относится к лечебной деятельности.
Согласно частям 1 и 2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Из текста решения ГУ-УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) № от Д.М.Г. следует, что Лим В.К. обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости Д.М.Г.; ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.20 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.
С учетом не оспоренного ответчиком специального стажа истца (стажевое требование 25 лет (село)) 15 лет 15 дней, (стажевое требование 30 лет (город+село)) 17 лет 7 месяцев 13 дней, учитывая подлежащие включению настоящим решением периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, специальный стаж работы истца по состоянию на Д.М.Г. составляет менее 25 лет (30 лет), исковые требования Лима В.К. о назначении досрочной страховой пенсии по старости с Д.М.Г. удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Как следует из квитанции, истцом при подаче иска оплачена госпошлина в размере 300 рублей. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца Лима В.К.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лима В.К. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии, удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) включить Лиму В.К. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от Д.М.Г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды нахождения в командировке, на курсах повышения квалификации с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г., с Д.М.Г. по Д.М.Г..
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Взыскать с государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) в пользу Лима В.К. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.
Судья: О.В. Сафонова
Мотивированное решение суда составлено Д.М.Г..
Судья: О.В. Сафонова