Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1134/2021 от 04.08.2021

Дело № 2-1134/2021

УИД № 37RS0019-01-2019-002085-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2021 года                                                г. Иваново

Советский районный суд гор. Иваново

в составе председательствующего судьи Котковой Н.А.,

при секретаре Шибуняевой Е.А.,

с участием прокурора Степановой Я.С.,

с участием:

представителя ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) Чистякова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Котовой Ольге Геннадьевне о прекращении права пользования служебным жилым помещением и выселении и по встречному иску Котовой Ольги Геннадьевны к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

установил:

Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с указанным иском к Котовой О.Г., в котором просит устранить нарушения прав собственника в отношении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и прекратить право пользования Котовой О.Г. указанным помещением; выселить Котову О.Г. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; снять Котову О.Г. с регистрационного учета по указанному адресу.

Заявленные требования мотивированы тем, что из документов, поступивших из Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ), следует, что Котова О.Г. незаконно удерживает служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно акту приема-передачи объекта специализированного жилищного фонда от 31 августа 2018 года №4 помещение является собственностью Российской Федерации и относится к специализированному жилищному фонду. Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества. Защита интересов РФ включает в себя, в том числе, вопросы правомерного владения и распоряжения федеральной собственностью. 27 июня 2019 года Котовой О.Г. направлено уведомление (требование) о предоставлении документов, послуживших основанием для вселения в спорное жилое помещение, подтверждающих законность проживания, а в случае невозможности предоставления документов, было предложено письменно уведомить о причинах отсутствия либо их утраты, либо освободить и сдать занимаемое жилое помещение в срок до 20 июля 2019 года, однако данное требование Котовой О.Г. выполнено не было, поскольку необходимых документов, подтверждающих право проживания в служебном жилом помещении представлено не было, в то время как Котова О.Г. на учете в качестве нуждающейся в получении постоянного жилого помещения по линии Министерства обороны РФ не состоит. Котовой О.Г., в нарушение законного требования собственника, до настоящего момента спорное жилое помещение не освобождено - требование об освобождении квартиры Котова О.Г. не выполнила - в адрес ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ Котовой О.Г. не представлены документы, подтверждающие освобождение жилого помещения (ордер, выписка из домовой книги с отметками о снятии с регистрационного учета, копия финансового лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности, копия акта приема-передачи жилого помещения с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию). Учитывая, что Министерство обороны РФ лишено возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом, указанное имущество подлежит истребованию у Котовой О.Г.

Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения Министерства обороны РФ в суд с настоящим иском.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к производству суда принят встречный иск Котовой О.Г. к Министерству обороны РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.

Заявленные требования мотивированы тем, что спорное жилое помещение было предоставлено ДД.ММ.ГГГГ администрацией санатория «Харинка» (дом отдыха «Харинка») К.В.В. (бабушке Котовой О.Г.) в связи с трудовыми отношениями, для постоянного проживания в бессрочное пользование. На момент предоставления К.В.В. спорное жилое помещение находилось в ведении ВЦСПС, которое обладало полномочиями по предоставлению в установленном порядке спорного жилого помещения своим работникам. Согласно договора купли-продажи «Объекта недвижимости» №5 от ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> фондом профсоюзного имущества «Профимцентр» и начальником КЭЧ Московского военного округа право собственности на дом отдыха «Харинка» со всеми пристройками и оборудованием перешло в федеральную собственность. Согласно п.4.6 договора покупатель обязуется закрепить жилой фонд объекта за проживающими по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жильцами по договору найма жилого помещения, утвержденного постановлением совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ . С момента перехода права собственности на дом по адресу: <адрес> данная обязанность покупателя по отношению к жильцам спорного жилого помещения не исполнена. С момента получения спорного жилого помещения К.В.В. и члены ее семьи - муж К.Н.С., дочь Короткова (Шабалина, Алексеева) Н.Н., дочь К.Л.Н. и внучка К. (Шабалина) О.Г. проживали в нем, что подтверждается выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, исполняли предусмотренные жилищным законодательством обязанности нанимателей, включая обязанности по уплате квартплаты и коммунальных платежей. В спорном жилом помещении Котова О.Г. зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, с момента своего рождения и по настоящее время и постоянно проживает в нем. В связи со смертью К.В.В. ДД.ММ.ГГГГ, финансово-лицевой счет о начислении за наем спорного жилого помещения и коммунальных услуг был переведен на Котову О.Г. с ДД.ММ.ГГГГ, как на члена семьи нанимателя. Согласно поквартирной карточке Котова О.Г. указана ответственным квартиросъемщиком. Данное жилое помещение является для истца единственным, других жилых помещений не имеется. Информация о присвоении когда-либо спорному жилому помещению статуса служебного помещения или общежития документально отсутствует. Котова О.Г. считает, что К.В.В. и члены ее семьи, включая истца Котову О.Г., фактически занимали спорное жилое помещение на условиях договора социального найма и что между сторонами при использовании спорной квартиры сложились правоотношения по социальному найму, регулируемые ст.ст.60-91 ЖК РФ, что следует из фактических обстоятельств предоставления спорного жилого помещения, содержания договора купли-продажи «Объекта недвижимости» №5 от ДД.ММ.ГГГГ, прав и обязанностей нанимателя, бессрочного характера этого договора, регистрации по месту постоянного жительства и условий оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствии с законодательством РФ по ценам и по тарифам. На основании изложенного, Котова О.Г. просит в соответствии со ст.31 ЖК РСФСР, ст.ст. 60-91 ЖК РФ, признать за Котовой О.Г. право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Иваново.

В судебное заседание истец по первоначальному иску (ответчик по встречному иску) представителя не направил, от представителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором первоначально заявленные исковые требования просил удовлетворить, в удовлетворении встречного иска просил отказать.

Ответчик по первоначальному иску (истец по встречному иску) Котова О.Г. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, уполномочила на участие в деле представителя. Ранее, участвуя в судебном заседании, встречные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении. Возражала против удовлетворения первоначальных исковых требований, указав, что на момент заключения договора купли-продажи она и ее бабушка К.В.В. фактически проживали и были зарегистрированы в спорном жилом помещении, однако обязанность, предусмотренная пунктом 4.6 договора по закреплению жилых помещений, Министерством обороны РФ исполнена не была. С момента рождения (с 1973 года) Котова О.Г. постоянно и непрерывно проживала в спорном жилом помещении, в том числе и по состоянию на 1993 год.

В судебном заседании представитель ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) Чистяков А.В., действующий на основании доверенности, встречное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить, отказав в удовлетворении первоначальных исковых требований, поскольку Министерством обороны РФ не представлено доказательств присвоения спорному жилому помещению статуса служебного, в то время как спорная квартира была предоставлена от санатория бабушке Котовой О.Г. – К.В.В. в бессрочное пользование для постоянного проживания в связи с трудовыми отношениями.

Представители третьих лиц: ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ, ФГКУ «ЦТУИО», ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, ФГКУ «36 ОМЕДО(А) ВДВ», Региональный союз «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов», Администрации г. Иваново на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску), исследовав материалы дела, допросив свидетеля, заслушав заключение прокурора, полагавшего встречный иск подлежащим удовлетворению, установил следующее.

Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 45,2 кв.м., в составе комплекса объектов – дом отдыха «Харинка» было приобретено КЭЧ Московского военного округа на основании договора купли-продажи №5 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Ивановским областным фондом профсоюзного имущества «Профимцентр».

Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 28 июля 2003 года №3275-р все приобретенное имущество закреплено за Ивановской Квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны РФ на праве оперативного управления.

В настоящее время в связи с прекращением деятельности ФГКЭУ «Ивановская КЭЧ района» правопреемником ФГКЭУ «Ивановская КЭЧ района» является ФКУ «ЦТУИО», за которым имущество закреплено на праве оперативного управления.

Жилой дом, в котором расположена квартира, находится в военном городке №54, на территории которого расположено ФГКУ «36 ОМЕДО(А) ВДВ».

Статус закрытого военный городок не имеет.

Согласно данным Учета специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, спорное жилое помещение относится к числу служебных жилых помещений, что следует из распечатки из базы данных Учета специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, при этом каких-либо иных документов, подтверждающих принятие решения о включении квартиры в число служебных, истцом по первоначальному иску (ответчиком по встречному иску), не представлено.

Судом также установлено, что до апреля 1991 года спорное жилое помещение располагалось в восьми квартирном жилом доме на территории дома отдыха «Харинка».

С апреля 1991 года дом отдыха «Харинка» перепрофилирован в санаторий для оздоровления кардиологических больных и беременных женщин – отделение санатория «Зеленый городок», при этом нумерация квартир в доме отсутствовала и была осуществлена Министерством обороны РФ в связи с разукрупнением жилого дома, в результате чего спорному жилому помещению был присвоен номер «6б».

Адресная часть также менялась: м. Харинка, Дом отдыха «Харинка».

На основании Постановления Главы города Иванова от 14 сентября 2006 года №2664 все объекты недвижимости бывшего санатория имеют адресную часть: <адрес>.

Указание в иске адресной части <адрес> обусловлено данными Технического паспорта по состоянию на 11 июля 2007 года (том 1 л.д.15-21).

В спорном жилом помещении на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ состоит К. (до заключения брака Шабалина) О.Г. (том 1 л.д. 12).

Согласно отметкам, содержащимся в домовой книге, которая ведётся с ДД.ММ.ГГГГ, К. (Шабалина) О.Г. зарегистрирована с 1981 года, однако сведения о конкретной выделенной квартире в домовой книге отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Как следует из пояснений ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) Котовой О.Г. в спорном жилом помещении она проживала с момента рождения (с 1973 года), при этом факт снятия с регистрационного учета не повлиял на изменение ее фактического места жительства.

Согласно пояснениям Котовой О.Г. и ее представителя судом установлено, что ранее, в спорной квартире проживала и была зарегистрирована бабушка Котовой О.Г. по линии матери – Ш.В.В.

Согласно домовой книге Короткова (до заключения брака Мамедова) В.В. была зарегистрирована по адресу: <адрес> 1967 года. Более ранних записей в домовой книге не обнаружено.

Сведений о предоставлении К.В.В. конкретной квартиры, в домовой книге также не имеется.

Более ранней домовой книги ни истцом по первоначальному иску, ни ответчиком-истцом по встречному иску не представлено.

Вместе с тем, из объяснений Котовой О.Г. следует, что К.В.В. проживала в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела, среди которых Форма №1 на замену (выдачу) паспорта на К.В.В. следует, что до перехода права собственности на жилой дом к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ нумерация квартир в нем отсутствовала.

Судом также установлено, что К.В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работала в санатории Дом отдыха «Харинка» в должности <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ между К.В.В. и командиром в/ч 65390 заключен договор аренды жилого помещения.

К.В.В. скончалась ДД.ММ.ГГГГ. После смерти К.В.В. лицевой счет переоформлен на Котову О.Г., которой в настоящее время вносится оплата за жилое помещение и коммунальные услуги, что подтверждается соответствующими квитанциями.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

На основании п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ч.1 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.

В связи с этим суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами. Если будет установлено, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться только к тем правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 1 марта 2005 года.

Разъяснения аналогичного характера содержатся в абз.3 и 4 п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВС РФ №14).

Согласно п.23 постановления ЦИК СССР N 112, СНК СССР N 1843 от 17.10.1937 «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах», действовавшего на момент предоставления жилого помещения К.В.В., свободные жилые помещения в домах государственных учреждений, предприятий и общественных организаций, а также в домах, арендованных ими, предоставляются в пользование их работников распоряжением администрации этих учреждений, предприятий и организаций.

В соответствии со ст.297 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, действовавшего на момент вселения Котовой О.Г., служебные жилые помещения предоставляются гражданам для проживания по месту работы или в служебном здании в связи с характером их трудовых отношений.

Таким образом, понятие служебного жилого помещения существовало в законодательстве как на момент вселения К.В.В., так и на момент регистрации Котовой О.Г.

Постановлением Совмина СССР от 10.03.1960 N 335 все действующие на хозяйственном расчете санатории, дома отдыха переданы в ведение профсоюзных органов безвозмездно со всем оборудованием, транспортом, вспомогательными предприятиями и подсобными хозяйствами, сооружениями, жилыми домами, земельными участками, парками по состоянию на 1 января 1960 года, а также ассигнованиями на их содержание, планами по труду, фондами персональных надбавок, капиталовложениями и фондами на все виды материалов и лимитами на проектирование по плану на 1960 год, неиспользованными централизованными средствами курортного сбора и амортизационного фонда и другими средствами по балансу на 1 января 1960 года.

Как следует из п.1 ст.101 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Согласно ст.ст. 105, 106 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

После введения в действие Жилищного кодекса РФ с 01 марта 2005 года полномочиями по включению жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду и по исключению жилых помещений из указанного фонда наделены органы, управляющие государственным или муниципальным жилищным фондом.

Статьей 107 ЖК РСФСР установлено, что рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.

Согласно ст.108 ЖК РФ без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: 1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; 2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; 3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; 4) семьи военнослужащих; 5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; 6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); 7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение; 8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); 9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; 10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; 11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; 12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. Указанным гражданам предоставляется жилое помещение, отвечающее требованиям статьи 97 настоящего Кодекса.

Учитывая, что отношения по пользованию спорным жилым помещением возникли между сторонами до введения в действие ЖК РФ, а вопрос о прекращении данных правоотношений возник после его введения, к указанным правоотношениям подлежат применению положения ЖК РФ.

С 01.03.2005 года ЖК РСФСР утратил силу в связи с введением в действие ЖК РФ.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.

Согласно ч.2 указанной статьи в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Основания расторжения договора найма специализированного жилого помещения установлены ст.101 ЖК РФ, согласно ч.1 и ч.2 которой договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения.

Согласно ч.1 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Вопрос о том, является ли конкретное помещение специализированным (служебным, специальным) решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

Статьей 13 Вводного закона установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В абз.3 пп. «а» п.41 указанного Постановления Пленума ВС РФ также разъяснено, что вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

В абз.2 пп. «б» п.41 Постановления Пленума ВС РФ разъяснено, что по действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР), а основанием для вселения в общежитие - ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (статья 109 ЖК РСФСР).

В п.43 Постановления Пленума ВС РФ №14 разъяснено, что судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

Из вышеуказанных положений нормативных актов, действовавших на момент предоставления семье Котовой О.Г. спорной квартиры, следует, что к законодательно закрепленным особенностям служебных жилых помещений относились: целевой характер предоставления жилого помещения (в связи с работой) и расположение жилого помещения по месту работы или в служебном здании.

Учитывая обстоятельства вселения К.В.В., суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение было предоставлено бабушке Котовой О.Г. - К.В.В. в связи с наличием трудовых отношений с домом отдыха «Харинка».

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 упомянутого Положения Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 г. N 179 также установлено, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение.

Частью 3 статьи 104 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых (служебных) отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых (служебных) отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 Кодекса.

По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых (служебных) отношений с работодателем (увольнение со службы), предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Как следует из материалов дела, после прекращения трудовых отношений К.В.В. с домом отдыха «Харинка», которые послужили основанием для предоставления ей служебного жилого помещения, работодатель, предоставивший ей такое помещение, не обращался к К.В.В. с требованием об освобождении служебного жилого помещения, в связи с чем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ К.В.В. и совместно проживающие с ней лица фактически занимали спорное жилое помещение на условиях социального найма.

В соответствии с пунктом 4.6 упомянутого договора покупатель обязуется закрепить жилой фонд объекта за проживающими по состоянию на 01 сентября 1993 года жильцами по договору найма жилого помещения, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 года №415.

На момент заключения договора №5 от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи дома отдыха «Харинка», в том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ К.В.В. была зарегистрирована и фактически проживала в спорном жилом помещении.

Таким образом, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ К.В.В. проживала в спорном жилом помещении, суд приходит к выводу, что у уполномоченного органа возникла обязанность, предусмотренная пунктом 4.6 договора купли-продажи по закреплению за указанным лицом жилого помещения на условиях социального найма.

Однако, указанная обязанность уполномоченным органом Министерства обороны исполнена не была, доказательств обратного в нарушение статьи 56 ГПК РФ истцом по первоначальному иску (ответчиком по встречному иску) не представлено.

Кроме того, необходимо отметить, что решение об отнесении квартиры к служебному жилью может быть принято лишь в тот период, когда в ней никто не проживал, соответственно решение об отнесении квартиры к служебному жилью должно быть принято ранее даты предоставления этой квартиры гражданам в качестве служебной.

Вместе с тем на момент включения Министерством обороны РФ жилого помещения в специализированный жилищный фонд, в отсутствие соответствующего решения, жилое помещение находилось в пользовании К.В.В., в связи с чем в силу пункта 4.6 Договора за указанным лицом спорное жилое помещение подлежало закреплению на условиях социального найма.

Как усматривается из данных, отраженных в домовой книге, которая ведется с ДД.ММ.ГГГГ, К. (Шабалина) О.Г. прописана с 1981 года, при этом сведения о конкретно выделенной квартире в домовой книге отсутствуют.

Согласно справке Формы 1, предоставленной ОМВД России по Советскому району г. Иваново, по состоянию на 07 июня 2018 года местом жительства Котовой О.Г. указано: <адрес>, при этом в пункте 18 «другие сведения» указано: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.

В соответствии со справкой МКУ МФЦ в г. Иванове № 110360 от 25 ноября 2021 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> были зарегистрированы А.Б.А. (в период с ДД.ММ.ГГГГ по 0ДД.ММ.ГГГГ), А.Н.Н.ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время),              Б.С.Ю.ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), а также Котова О.Г. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Как усматривается из данных, отраженных в паспорте Котовой О.Г., с ДД.ММ.ГГГГ Котова О.Г. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Из выписки из ЕГРН, составленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> являются ФИО13, А.Н.Н., А.Б.А.

Согласно пояснениям, данным ответчиком по первоначальному иску (истцом по встречному иску) Котовой О.Г., несмотря на иной адрес регистрации с 1973 года по настоящий момент она проживает в спорном жилом помещении и фактически проживала там как по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, так и на дату смерти ее бабушки К.В.В. (2017 год).

Допрошенный в ходе судебного заседания свидетель К.В.А. показал, что длительное время в спорном жилом доме и знаком с Котовой О.Г., которая как по состоянию на 1993 год, таки по настоящее время постоянно проживает в спорном жилом доме. Кроме того, свидетель указал, что Котова О.Г. проживала в квартире, расположенной в спорном жилом доме совместно со своей бабушкой К.В.В.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Котова О.Г., несмотря на иной адрес регистрации, фактически проживала совместно со своей бабушкой К.В.В. в жилом помещении по адресу: <адрес>.

В силу части 1 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

На основании части 5 статьи 83 ЖК договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.

Принимая во внимание, что у К.В.В. возникло право на заключение договора социального найма в отношении спорного жилого помещения, в то время как Котова О.Г. является членом ее семьи, суд приходит к выводу, что смерть                   К.В.В. не прекращает действие договора социального найма, который подлежал заключению с ней в силу предписаний пункта 4.6 Договора купли-продажи.

Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что Котова О.Г. занимает спорное жилое помещение на законных основаниях как член семьи нанимателя К.В.В., у которой в свою очередь возникло право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, которое впоследствии перешло к члену семьи нанимателя – Котовой О.Г.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения встречных исковых требований Котовой О.Г. о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, в то время как правовых оснований для удовлетворения первоначальных исковых требований не имеется.

Делая подобный вывод, суд исходит из того, что на момент приобретения жилого дома в спорном жилом помещении была зарегистрирована и проживала К.В.В., за которой в силу пункта 4.6 Договора купли-продажи подлежало закреплению спорное жилое помещение на условиях социального найма, при этом данное право перешло к членам семьи К.В.В. – Котовой О.Г., которая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проживала в спорном жилом помещении совместно с К.В.В., после смерти К.В.В. права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма перешли к Котовой О.Г., которая в том числе осуществляла оплату жилищно-коммунальных услуг.

Каких-либо доказательств, указывающих на нарушение прав Министерства обороны РФ фактом проживания Котовой О.Г. в спорном жилом помещении, подлежащем по закреплению на условиях социального найма по состоянию на 1993 год, истцом по первоначальному иску (ответчиком по встречному иску) не представлено.

Учитывая установленные судом обстоятельства законности проживания                  Котовой О.Г. в спорном жилом помещении, наличии у нее права пользования данным жилым помещением на условиях социального найма, отсутствие нарушения прав Министерства обороны фактом проживания К.О.В. в данном помещении, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для прекращения права пользования жилым помещением и ее выселении не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации к Котовой Ольге Геннадьевне о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении оставить без удовлетворения.

Встречное исковое заявление Котовой Ольги Геннадьевны к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма удовлетворить.

Признать за Котовой Ольгой Геннадьевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма.

Решение суда может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                               Н.А. Коткова

В полном объеме решение изготовлено 27 декабря 2021 года.

2-1134/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство обороны РФ
Прокурор Советского района
Ответчики
Котова Ольга Геннадьевна
Другие
ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ
ФГКУ Центральное территориальное управление имущественных отношений
Администрация г. Иваново
ФГКУ "36 отдельный медицинский отряд (аэромобильный) воздушно-десантных войск" МО РФ
ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" МО РФ
ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ
Региональный союз "Ивановское областное объединение организаций профсоюзов"
Суд
Советский районный суд г. Иваново
Судья
Коткова Наталья Анатольевна
Дело на странице суда
sovetsky--iwn.sudrf.ru
04.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.08.2021Передача материалов судье
09.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2021Судебное заседание
25.08.2021Судебное заседание
08.10.2021Судебное заседание
08.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
27.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2022Дело оформлено
25.02.2022Дело передано в архив
31.05.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
06.06.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.06.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее