Дело № 2-366/2022
45RS0008-01-2021-003665-51
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Димовой Ю.А.,
при секретаре Анашкиной А.А.,
рассмотрев в с. Кетово Курганской области 20 января 2022 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кетовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сычевского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кетовского района Курганской области обратился в Кетовский районный суд Курганской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сычевского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда. В обоснование заявленного требования указано, что прокуратурой района в декабре 2021 года проведена проверка соблюдения трудового законодательства и охраны условий труда в деятельности Администрации Сычевского сельсовета, в результате которой выявлены нарушения названного законодательства. В ходе проведенной проверки установлено, что в Администрации Сычевского сельсовета специальная оценка условий труда не проведена. В результате, в отношении 3 рабочих мест (главы муниципального образования, главного специалиста по общим вопросам, уборщицы) соответствующие документы не получены, несмотря на то, что положения Закона № 426-ФЗ действуют с 01.01.2014. Несоблюдение и невыполнение работодателем по проведению специальной оценки условий труда затрагивает как интересы работников данной организации, работающих в настоящее время, так и работников, которые будут приняты на работу в дальнейшем. Кроме того, работники организации находятся в трудовой зависимости от работодателя, не обладают достаточными юридическими знаниями, позволяющими им защитить свои интересы в суде. На основании изложенного, просит обязать Администрацию Сычевского сельсовета Кетовского района в трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда рабочего места главы муниципального образования, главного специалиста по общим вопросам, уборщицы.
В судебном заседании помощник прокурора Кетовского района Курганской области Колотенко И.А. заявленные требования поддержала, дала пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Глава Сычевского сельсовета Моторин Е.А. в судебном заседании представил заявление о признании исковых требований, пояснил, что оценка условий труда Главы муниципального образования и уборщицы проводилась, имеется заключение. Не проводилась оценка условий труда главного специалиста не проводилась.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством оспециальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В соответствии с положениями статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
В силу частей 1 и 2 статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (абзацы второй и тринадцатый части 1 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации).
Федеральными законами от 28.12.2013 N 426-ФЗ "Оспециальной оценке условий труда" и от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона " О специальной оценке условий труда", вступившими в законную силу 01.01.2014, установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, определяющие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, перечень которых приведен в статье 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Частью 6 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ определено, что в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 этого закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой района в декабре 2021 года проведена проверка соблюдения трудового законодательства и охраны условий труда в деятельности Администрации Сычевского сельсовета, в результате которой выявлено, что Администрацией специальная оценка условий труда не проведена.
Согласно представленному в материалах дела штатному расписанию Администрации Сычевского сельсовета на 01.06.2021, в штате предусмотрено 3 рабочих места по следующим должностям: Глава муниципального образования (1 ставка), Главный специалист (1 ставка), уборщица (0,25 ставки).
Так же в материалы дела представлено распоряжение Администрации Сычевского сельсовета от 12.02.2018 № 14 Р «О проведении специальной оценки условий труда», которым утверждена постоянно действующая комиссия по специальной оценке условий труда, утвержден график проведения работ по специальной оценке условий труда; декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда Администрации Сычевского сельсовета на рабочих местах Главы Сычевского сельсовета, уборщицы сельсовета, уборщицы ДК, уборщицы библиотеки; отчет о проведении специальной оценки условий труда в Администрации Сычевского сельсовета от 18.04.2018 с экспертным заключением рег. № 039/18-36-18-45 от 26.01.2018 ООО «Лаборатория труда».
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, принимая во внимание, что в ходе судебного заседание достоверно установлено, что специальная оценка условий труда на рабочих местах Главы Сычевского сельсовета, уборщицы сельсовета, проведена, отчет о проведении специальной оценки условий труда представлен, между тем суду не представлен отчет о проведении специальной оценки условий труда рабочего места Главного специалиста, чем нарушаются права и законные интересы работника, как состоящего в штате, так и вновь принимаемого на работу, учитывая признание иска ответчиком, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части и о возложении обязанности на администрацию Сычевского сельсовета провести специальную оценку условий труда рабочего места Главного специалиста.
Суд также полагает, что заявленный прокурором срок для проведения специальной оценки условий труда – трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу, является достаточным и реальным для исполнения возложенной на ответчика обязанности.
При указанных обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сычевского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Сычевского сельсовета Кетовского района Курганской области в трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда рабочего места Главного специалиста.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кетовский районный суд.
Мотивированное решение составлено 17.02.2022.
Судья: Ю.А. Димова