Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2629/2014 ~ М-2488/2014 от 27.05.2014

Дело №2-2629/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июня 2014 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Усовой В.Е.,

при секретаре Карелиной К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофимовой ФИО10, Глебова ФИО11 и Дудиной ФИО12 к администрации города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

    Истцы обратились в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации города Ульяновска об обязании провести капитальный ремонт многоквартирного дома №22 по ул.Почтовая в г.Ульяновске, указав следующее.

Истцы являются собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ульяновск, улица Почтовая, дом 22. Дом был введен в эксплуатацию в сдан в эксплуатацию в 1959 году и представляет собой цельный, многоквартирный 4-этажный 3 подъездный дом. С этого момента и по настоящее время капитальный ремонт кровли, фасада, системы отопления и канализации указанного жилого дома ни разу не производился. Согласно ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых гражданами помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить катальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Действие статьи. 16 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ» продлено до 1.03.2013г.». Ведомственными строительными нормами и Правилами оценки физического износа жилых зданий 53-86(р), утвержденными Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24.12.1986 предусмотрены сроки эксплуатации инженерно-технических систем, которые на день обращения в суд давно истекли. Просили обязать администрацию муниципального образования «Город Ульяновск» произвести капитальный ремонт кровли, фасада, системы отопления в техподполье дома и системы канализации в подвале доме № 22 по улице Почтовая, 22 в г. Ульяновске.

Истцы Трофимова З.Ф., Глебов В.Г. и Дудина И.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске, и дополнительно пояснили суду, что многоквартирный жилой дом № 22 по ул.Почтовая в г.Ульяновске введен в эксплуатацию в 1959 году и находится в эксплуатации почти 60 лет. С этого момента капитальный ремонт системы отопления, канализации, кровли и фасада дома ни разу не производился. За период эксплуатации дома, согласно требований норм ВСН 53-8б(р), необходимо было уже произвести капитальный ремонт указанных систем. Собственники жилых помещений на основании ст.158 ЖК РФ несут расходы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. За счет средств собственников жилья выполняются текущие, аварийные ремонты. Просили обязать администрацию муниципального образования «Город Ульяновск» произвести капитальный ремонт кровли, фасада, системы отопления в техподполье дома и системы канализации в подвале доме № 22 по улице Почтовая, 22 в г. Ульяновске.

    Представитель ответчика администрации (мэрии) г. Ульяновска Новикова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что администрация города Ульяновска в договорных отношениях с истцами не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является.     Собственники помещений спорного многоквартирного дома использовали свое право и обязанность, предоставленные Жилищным кодексом РФ, о выборе способа управления многоквартирным домом. Управление данным домом осуществляет ОАО ГУК «Заволжского района». Данная управляющая организация обязана обеспечить квалифицированное и качественное обслуживание жилого дома, бесперебойную, безаварийную работу всех инженерных систем, сетей. Она является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, переданного ей в управление. Непосредственно перед потребителем услуги ответственность несет управляющая организация, не исполнившая надлежащим образом услугу по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Истцами не представлены доказательства того, что дом нуждается в капитальном ремонте. Администрация города Ульяновска считает, что данные виды работ, возможно сделать в процессе текущего ремонта. А текущий ремонт выполняется в рамках договора управления.

    Представитель третьего лица ОАО ГУК «Заволжского района» Крючко К.А. в судебное заседание не явилась. О дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представила отзыв на иск, в котором указала, что исковые требования считает обоснованными. Согласно статье 16 Закона РФ № 1541-1 от 01.07.1991 года, в случае приватизации гражданами жилых помещений в доме, требующем капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Возникшая ранее обязанность наймодателя по капитальному ремонту дома за администрацией (мэрией) сохраняется, а правоотношения, возникшие между сторонами, являются длящимися. Расположенные в доме квартиры находятся как в собственности граждан, так и в собственности администрации г. Ульяновска. В отношении жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договоров социального найма, наймодатель - администрация г. Ульяновска обязана осуществлять капитальный ремонт жилых помещений, что указывается в п.п.3 п.2 ст.65 Жилищного кодекса РФ, то есть в данном случае, между администрацией г. Ульяновска и истцами продолжают иметь место договорные отношения, в силу которых администрация г. Ульяновска должна производить капитальный ремонт.

С учетом мнения истцов, представителя ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения истцов, представителя ответчика Администрации г.Ульяновска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что дом № 22 по улице Почтовая в г.Ульяновске представляет собой многоквартирный 4-ти этажный жилой дом, состоящий из 3 подъездов.

Все истцы являются собственниками занимаемых ими квартир на основании договоров передачи жилой площади в собственность граждан в порядке приватизации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Судом установлено, что Трофимова З.Ф. проживает в <адрес> подъезде №2, приватизация квартиры – ДД.ММ.ГГГГ года, Глебов В.Г. - в <адрес> подъезде №1, приватизация квартиры –ДД.ММ.ГГГГ года, Дудина И.А. - в <адрес> подъезде №3, приватизация квартиры –ДД.ММ.ГГГГ года.

Сторонами не оспаривается, что в доме расположены как квартиры, находящиеся в ведении администрации г.Ульяновска и занимаемые гражданами по договорам социального найма, так и находящиеся в собственности граждан.

Согласно договору управления многоквартирным домом от 16.02.2009 года дом № 22 по улице Почтовая в г.Ульяновске передан в соответствии со ст. 162 ЖК РФ в управление ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района» ( с 18.11.2013 года – ОАО «ГУК Заволжского района»).

Из материалов дела усматривается, что жилой дом № 22 по улице Почтовая в г.Ульяновске сдан в эксплуатацию в 1959 году. На день рассмотрения дела с момента сдачи дома в эксплуатацию прошло 55 лет. При этом капитальный ремонт жилого дома не производился, что не оспаривается ответчиком в судебном заседании.

В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Следует также учитывать, что согласно Федеральному закону от 1 февраля 2010 года № 4-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающей, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, продлено до 1 марта 2013 года.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст.158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В силу ст.14 ЖК РФ на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно Уставу муниципального образования «Город Ульяновск» мэрия (в настоящее время администрация) города Ульяновска является исполнительно - распорядительным органом города Ульяновска, и в силу своих полномочий обязана осуществлять функции заказчика реконструкции, капитального ремонта муниципальных объектов, обеспечения финансирования работ.

Анализируя нормы статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ суд полагает, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Жилой дом, в котором расположены квартиры истцов, передан на баланс ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района» на основании договора от 16.02.2009 года и акта приема-передачи жилого дома от 16.02.2009 года, что подтверждается Договором управления.

В соответствии с актом технического и санитарного состояния жилого дома № 22 по улице Почтовая в г.Ульяновске от 16.02.2009 года, то есть при приеме дома в управление ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района» кровля, система отопления и канализации в подвале дома требовали ремонта.

В актах весеннего и осеннего осмотров общего технического осмотра дома №22 по ул.Почтовая г.Ульяновске, составленных ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района» за период с 2009 года по 2014 год также зафиксирована необходимость проведения капитального ремонта кровли, системы отопления и канализации в подвале дома.

Актами осмотра многоквартирного дома № 22 по ул.Почтовая в г.Ульяновске от 16.06.2014 года и от 23.06.2014 года, составленными главным специалистом отдела надзора за содержанием и использованием жилищного фонда Управления регионального государственного жилищного надзора Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области ФИО8 подтверждается неудовлетворительное состояние кровли дома, системы отопления и канализации в подвале дома.

Согласно справочному приложению №1 к ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 №312, текущий ремонт здания – ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей; капитальный ремонт здания – ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2001 № 185-ФЗ (в редакции от 04.06.2011) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий и обеспечения рационального энергопотребления; примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении №8.

Согласно п.2,3 Приложения №8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, в примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, относятся, в частности, ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов), полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, устройство лифтов, мусоропроводов. Ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%.

Согласно пунктам 5.1, 5.2 ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 №312, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий; при этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг; на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций), при необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта.

Таким образом, указанные нормативные акты не исключают возможности проведения капитального ремонта отдельных элементов жилого дома (конструкций и технических устройств, составляющих жилой дом, предназначенных для выполнения заданных функций).

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что на момент передачи жилого помещения в собственность истцов многоквартирный жилой дом, а именно, отдельные его системы нуждались в проведении ремонтных работ капитального характера.

В соответствии с рекомендуемым приложением №3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, определяющим минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов продолжительность эксплуатации

- покрытия крыш (кровли) из рулонных материалов (в 3 - 4 слоя) до капитального ремонта (замены) составляет 10 лет,

- трубопроводов центрального отопления при открытых схемах – 15 лет,

-трубопроводов системы канализации из чугунных труб – 40 лет.

Исходя из вышеуказанных сведений, и как следует справки ОАО «ГУК «Заволжского района г.Ульяновска» о состоянии инженерного оборудования жилого дома №22 по ул.Почтовая в г.Ульяновске:

- трубопровод ЦО при схеме открытого теплоснабжения в техподполье проложен из черной газовой водогазопроводной трубы (срок 15 лет).

-трубопроводы системы канализации из чугунных труб (срок 40 лет).

Доводы представителя ответчика о том, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится по решению общего собрания собственников помещений за счет их средств соразмерно доле в праве собственности на общее имущество, несостоятельны, поскольку установленный данными нормами материального права порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме применяется после исполнения бывшим наймодателем своих обязательств по проведению капитального ремонта при возникновении необходимости в последующих капитальных ремонтах. Также несостоятельны доводы представителя ответчика о том, что при обнаруженных недостатках необходим текущий ремонт всех элементов жилого дома. Данный довод опровергается материалами дела, подтверждающими состояние кровли, системы центрального отопления и канализации в подвале жилого дома №22 по улице Почтовая в г.Ульяновске.

В ходе судебного разбирательства стороны не отрицали, что капитальный ремонт дома №22 по улице Почтовая в г.Ульяновске не производился со дня сдачи дома в эксплуатацию, то есть с 1959 года. Учитывая выработку норм эффективной эксплуатации части элементов жилого дома по ВСН 58-88 на момент приватизации истцами квартир, является очевидным фактом необходимость проведения капитального ремонта кровли, системы центрального отопления и канализации в подвале жилого дома. Поэтому суд считает доказанным, что у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта вышеуказанных элементов жилого дома.

На основании изложенного, исковые требования истцов подлежат удовлетворению частично. Суд считает необходимым с целью защиты прав истцов возложить на администрацию города Ульяновска обязанности по капитальному ремонту кровли, системы центрального отопления и канализации в подвале жилого дома.

Вместе с тем, исковые требования в части возложения на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта фасада многоквартирного дома удовлетворению не подлежат, поскольку материалами дела не подтверждается необходимость проведения именно капитального ремонта фасада дома. Наличие отдельных участков фасада, требующих проведения штукатурно-окрасочных работ о необходимости проведения капитального ремонта не свидетельствует. Необходимость проведения текущего ремонта фасада зафиксирована как в акте технического и санитарного состояния жилого дома № 22 по улице Почтовая в г.Ульяновске от 16.02.2009 года, так и в последующих актах весеннего и осеннего осмотра, составляемых ОАО «ГУК Заволжского района».

Руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования иску Трофимовой ФИО13, Глебова ФИО14 и Дудиной ФИО15 к администрации города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, удовлетворить частично.

    Обязать администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли многоквартирного дома № 22 по улице Почтовая в г.Ульяновске, системы центрального отопления и канализации в подвале данного дома.

В остальной части иска Трофимовой ФИО16, Глебову ФИО17 и Дудиной ФИО18 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:     Усова В.Е.

2-2629/2014 ~ М-2488/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Глебов В.Г.
Трофимова З.Ф.
Дудина И.А.
Ответчики
Мэрия
Суд
Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Усова В. Е.
Дело на сайте суда
zavolgskiy--uln.sudrf.ru
27.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2014Передача материалов судье
29.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2014Судебное заседание
24.06.2014Судебное заседание
30.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее