Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-8143/2016 от 09.03.2016

Судья Болдырев С.А. Дело № 33-8143/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 апреля 2016 года г.Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Казакова Д.А.,

судей Борисихиной С.А., Песецкой С.В.,

по докладу судьи краевого суда Песецкой С.В.,

при секретаре < Ф.И.О. >10

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» по доверенности < Ф.И.О. >11 на решение Староминского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2015 года,

УСТАНОВИЛА:

Шевченко А.П. обратился в суд с иском о признании его участником боевых действий в <...> признании отказа комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Южного военного округа от 06.03.2015 г. и выдаче удостоверений ветерана боевых действий - незаконным и об обязании комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий и военного комиссариата Краснодарского края отдела по Староминскому району выдать Шевченко А.П. удостоверение ветерана боевых действий. В обоснование иска указал, что 12.01.2015 г. он обратился в отдел военного комиссариата Краснодарского края по Староминскому району с заявлением о выдаче ему удостоверения «ветеран боевых действий» ввиду его участия в боевых действиях в <...> в составе <...> в должности <...> с <...> года по <...> г. Им был получен ответ из военного комиссариата Краснодарского края по Староминскому району о том, что его обращение направлено в военный комиссариат Краснодарского края для проверки и дальнейшего направления в комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформления и выдаче удостоверений ветерана боевых действий. Впоследствии им было получено еще одно уведомление из военного комиссариата Краснодарского края по Староминскому району о том, что его обращение будет рассмотрено в более поздние сроки. В результате длительности ожидания, 21.05.2015 г. он обратился за разъяснениями в военную прокуратуру Южного военного округа, где ему был дан ответ от 24.06.2015 г., согласно которому 06.03.2015 г. комиссией Южного военного округа по результатам рассмотрения документов принято решение об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Считает решение комиссии незаконным, так как факт его участия в боевых действиях подтверждается архивной справкой Центрального архива Министерства обороны РФ, где по архивным документам установлено, что рядовой Шевченко А.П. с <...> г. по <...> г. находился в спецкомандировке в <...> в составе <...> в должности <...>. В перечне органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций ВС СССР, личный состав которых принимал участие в боевых действиях в <...>/, <...> значится в период с <...> г. по <...> г.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца поддержал заявленные исковые требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика ФКУ Военный комиссариат Краснодарского края отдел по Староминскому району < Ф.И.О. >12 исковые требования не признал, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что военный комиссариат в данном случае не может отвечать за действия комиссии по рассмотрению обращений, оформления и выдаче удостоверений ветерана боевых действий.

Представитель ответчика Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформления и выдаче удостоверений ветерана боевых действий, в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие.

Обжалуемым решением суд исковые требования Шевченко А.П. удовлетворены. Шевченко А.П. признан в соответствии с разделом III приложения к Федеральному закону «О ветеранах» участником боевых действий в <...>; отказ Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Южного военного округа от 06.03.2015 г. в выдаче удостоверения ветерана боевых действий признан незаконным; на Комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий и военный комиссариат Краснодарского края отдел по Староминскому району возложена обязанность выдать Шевченко А.П. удостоверение ветерана боевых действий.

Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе представитель ответчика Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» по доверенности < Ф.И.О. >13 просит решение отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать в исковых требованиях истца в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что Комиссия ЮВО и Военный комиссариат по вопросу установления юридического факта не являются надлежащими ответчиками в рамках данной категории дел. Ссылается, что судебные акты, вынесенные судом, и документы, приложенные истцом к исковому заявлению, в адрес Комиссии ЮВО не поступали. Указывает, что истец не предоставил документы, подтверждающие факт его непосредственного участия в боевых действиях в указанный им период на территории <...>, выданные органами военного управления. Представленная истцом справка не является документом, установленным законом, подтверждающим участие гражданина /военнослужащего/ в боевых действиях. Ссылается, что само по себе нахождение военнослужащего в зоне боевых действий не означает непосредственного участия в боевых действиях, в связи с чем, заявитель должен был доказать фактическое участие в боевых действиях в рамках рассматриваемого дела, в соответствии с требованиями гражданско-процессуального закона. Также указывает, что Комиссией ЮВО было вынесено заключение об отказе в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» в течение установленного законом двухмесячного срока рассмотрения обращения с учетом продления рассмотрения данного обращения на один месяц.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Шевченко А.П. просит решение суда оставить его без изменения, а доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения, мотивируя это тем, что факт его участия в боевых действиях подтверждается представленной им архивной справкой.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Шевченко А.П., считая решение суда законным и обоснованным, также просил решение суда оставить без изменения, а доводы апелляционной жалобы – без удовлетворения.

Представители ответчиков - ФКУ Военного комиссариата Краснодарского края отдела по Староминскому району, Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» в судебное заседание не явились, причин своей неявки суду не сообщили.

Руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей ответчиков, поскольку они были надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, их неявка не является препятствием к разбирательству дела.

Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в том числе, являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.

Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были допущены нарушения такого характера.

Как следует из обстоятельств дела, Шевченко < Ф.И.О. >14 проходил военную службу с <...> г. по <...> г., что подтверждается военным билетом <...><...>

12.01.2015 г. он обратился в военный комиссариат Краснодарского края отдел по Староминскому району с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

Согласно уведомлению №<...> от 12.01.2015 г. ФКУ Военного комиссариата Краснодарского края отдела по Староминскому району, заявление Шевченко А.П. от 12.01.2015 г. и приложенные к нему документы приняты в отдел военного комиссариата и, в соответствии с Приказом МО РФ № <...> от 11.08.2012 г., отправлены 12.01.2015 г. в военный комиссариат Краснодарского края для проведения проверки и дальнейшего направления в комиссию ЮВО по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий.

Из уведомления №<...> от <...> г. ФКУ Военного комиссариата Краснодарского края отдела по Староминскому району следует, что заявление Шевченко А.П. от 12.01.2015 г. будет рассмотрено комиссией ЮВО в более поздние сроки.

Заключением комиссии Южного военного округа от 06.03.2015 г. истцу отказано в удовлетворении заявления о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, так как в представленной архивной справке ЦА МО РФ №<...> от <...> г. отсутствуют сведения, подтверждающие непосредственное участие Шевченко А.П. в боевых действиях на территории <...>/.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт участия истца в боевых действиях подтверждается архивной справкой ЦА МО РФ №<...> от <...> года, в связи с чем пришел к выводу о наличии достаточных оснований для установления факта непосредственного участия истца в боевых действиях на территории <...>/ в период с <...> по <...> года и возложения на ответчика обязанности выдать Шевченко А.П. соответствующее удостоверение.

Однако судебная коллегия не может согласиться с суждениями суда первой инстанции.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас /отставку/, военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Приложением № 1 к названному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

В разделе III названного Перечня /в ред. Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 307-ФЗ/ к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены, в том числе, боевые действия в <...>/ с октября 1962 года по март 1963 года, июнь 1967 года, 1968 год, с марта 1969 года по июль 1972 года, с октября 1973 года по март 1974 года, с июня 1974 года по февраль 1975 года.

В соответствии с п. 7 приказа Министра обороны РФ от 11.08.2012 года № 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", направлявшимся /привлекавшимся/ для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации /Министерством обороны СССР/ либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Пунктом 9 названного Порядка определено, что для оформления заключения о выдаче /об отказе в выдаче/ удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются: для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки /периоды/ участия в боевых действиях /выполнения задач/, а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации /приложение к Федеральному закону "О ветеранах"/. Для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.

В силу п. 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 октября 2000 г. № 69, свидетельство о праве на льготы выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел, соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства, федеральными органами исполнительной власти /с учетом п. 2.12 настоящей Инструкции/ на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств /приложение к Федеральному закону "О ветеранах", раздел III/.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия военнослужащих и других лиц, названных в Федеральном законе от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", в боевых действиях устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, архивных сведений.

Таким образом, непосредственное участие военнослужащих и иных категорий граждан в боевых действиях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания /ст. 60 ГПК РФ/.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Указанные положения судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание.

Как следует из материалов дела, приказов о непосредственном участии Шевченко А.П. в боевых действиях в <...>/ как допустимых доказательств привлечения его к участию в таких действиях в указанное им время не имеется. Представленные в отношении Шевченко А.П. документы не содержат сведений об его участии в боевых действиях, в них имеется информация о том, что рядовой Шевченко < Ф.И.О. >15 с <...> года по <...> года находился в спецкомандировке в <...> в составе <...> в должности <...>.

То обстоятельство, что Шевченко А.П. находился на территории, на которой проводились боевые действия, само по себе не может служить основанием для признания факта его участия в боевых действиях и возложения на ответчика обязанности выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.

Тем самым, судом первой инстанции в нарушение требований ст. 67 ГПК РФ сделан вывод о наличии оснований для установления факта непосредственного участия Шевченко А.П. в боевых действиях в <...>/ при отсутствии допустимых доказательств, подтверждающих этот факт.

При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным отказа Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Южного военного округа от 06.03.2015 г. и выдаче удостоверений ветерана боевых действий – у суда первой инстанции не имелось.

С учетом изложенного, обжалуемое решение суда нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, что согласно ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Согласно пункту 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу представителя ответчика Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» по доверенности < Ф.И.О. >16 удовлетворить.

Решение Староминского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2015 года отменить

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Шевченко А.П. отказать.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.04.2016 года

33-8143/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Шевченко А.П.
Ответчики
ВК КК по Староминскому району
Комиссия ЮВО
Другие
Грецкий М.В.
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Песецкая Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
07.04.2016Судебное заседание
28.04.2016Судебное заседание
11.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2016Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее