Дело № 2-1296-2011
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
07 октября 2011 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Баженовой В.И., с участием истца Харакоз О.В., представителя истца Беспаловой Н.Ю., представителя ответчика Алиева Е.М.,, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Харакоз ФИО8 к Администрации п. Кедровый Красноярского края о признании недействительным решения администрации п. Кедровый от отказе в предоставлении Харакоз ФИО9 в собственность за плату земельного участка и обязании администрации п. Кедровый Красноярского края предоставить Харакоз ФИО10 в собственность за плату земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Харакоз О.В. обратилась с иском к администрации <адрес>, в котором просила признать незаконным решение администрации <адрес> об отказе в предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка площадью 426 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <адрес> с кадастровым номером №, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: под объекты торговли и общественного питания, и обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1 в собственность за плату земельный участок площадью 426 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес> с кадастровым номером №, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: под объекты торговли и общественного питания.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка. Данный земельный участок был передан ФИО1 администрацией <адрес> на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ за №.
На указанном земельном участке ФИО1 построено здание магазина, право собственности на которое зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получено письмо за подписью главы администрации <адрес>, в котором содержался фактический отказ в предоставлении в собственность указанного земельного участка. Аналогичное письмо было направлено ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием для отказа является несоответствие размеров испрашиваемого земельного участка потребностям для эксплуатации существующего объекта недвижимого имущества. При этом в письмах содержится ссылка на ст. 33 Земельного кодекса РФ о том, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для соответствующих видов деятельности. Кроме того, указано, что продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственникам зданий, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной органами исполнительной власти.
ФИО1 считает данное решение администрации <адрес> незаконным по тем основаниям, что принадлежащее ей на праве собственности здание магазина расположено на земельном участке, который в установленном законом порядке поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием: под объектами торговли и общественного питания. Администрацией <адрес> не принималось нормативных актов, устанавливающих предельные размеры земельных участков для соответствующих видов деятельности. В соответствии же со ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до ДД.ММ.ГГГГ лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами РФ. В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>» до ДД.ММ.ГГГГ лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, приобретают такие земельные участки по цене:
за земельные участки, расположенные в других населенных пунктах, а также за пределами границ населенных пунктов, - в размере пятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Кроме того, согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением прямо предусмотренных указанной статьей случаев. Данный случай к предусмотренным ст. 28 Земельного кодекса РФ исключениям не относится.
В последствии истец уточнила исковые требования и просит: - признать незаконным решение администрации <адрес> об отказе в предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка площадью 426 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> «а», с кадастровым номером №, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: под объекты торговли и общественного питания, - обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1 в собственность за плату в размере 110 309 рублей земельный участок площадью 426 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> «а», с кадастровым номером №, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: под объекты торговли и общественного питания, ссылаясь на то, что стоимость земельного участка площадью 426 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> «а», с кадастровым номером №, в соответствии с действующим законодательством составляет 110 309 рублей 93 копейки.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО3 исковые требования поддержали, в обоснование привели доводы, изложенные в заявлениях.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что размеры испрашиваемого истцом земельного участка не соответствуют потребностям для эксплуатации существующего объекта недвижимости, площадь которого составляет всего 76.5 кв.м.; кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в администрации <адрес> состоялось рабочее совещание, на котором принято решение провести реконструкцию автомобильных подъездов к жилым домам со стороны <адрес> для обеспечения пожарной безопасности многоквартирных домов №,3,5,7,9,11 по <адрес>. В соответствии с данным решением подлежит расширению дорога, проходящая вдоль участка, находящегося в пользовании истца. Предоставление истцу участка площадью 426 кв.м. сделает невозможным реконструкцию проезжей части в данном месте.
Представитель истца ФИО3, возражая против доводов представителя ответчика, сослалась на то, что решение главы поселка о проведении реконструкции автомобильных подъездов не относится к исключительным случаям, перечисленным в ст. 28 Земельного кодекса РФ; кроме того, проезжую часть, проходящую вдоль участка, находящегося в пользовании истца, можно расширить не в сторону этого участка, а в противоположную.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно ст. 33 Земельного кодекса РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до ДД.ММ.ГГГГ лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>» установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, приобретают такие земельные участки по цене:
за земельные участки, расположенные в других населенных пунктах, а также за пределами границ населенных пунктов, - в размере пятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Статья 28 Земельного кодекса РФ предусматривает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником нежилого здания магазина общей площадью 76.5 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Кедровый, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6); здание магазина расположено на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 426 кв.м., относящемся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием под объектами торговли и общественного питания; данный земельный участок предоставлен ФИО1 администрацией <адрес> в аренду на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ; договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-9); земельный участок стоит на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ, его площадь 426 кв.м. соответствует материалам межевания (л.д. 10); согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок передавался ФИО1 в границах плана, прилагаемого к договору аренды, для использования под объекты торговли и общественного питания (л.д. 12).
Согласно заключению о предварительном согласовании участка от ДД.ММ.ГГГГ, выданному главным специалистом по строительству, архитектуре и ЖКХ администрации <адрес> ФИО5, администрацией для предоставления в аренду был согласован участок, расположенный по адресу: <адрес> «а» (л.д. 43-44)
Из межевого дела видно, что площадь земельного участка 426 кв.м., его границы были утверждены главой <адрес> ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-32).
Постановлением главы <адрес> ФИО6 №-п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был предоставлен в аренду за плату земельный участок из земель населенных пунктов для размещения объекта торговли площадью 426 кв.м. по адресу: <адрес> сроком на 10 лет (л.д. 46).
Постановлением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ зданию магазина «Подкова», расположенному на вышеуказанном земельном участке, присвоен юридический адрес: <адрес> «а» (л.д. 41).
Согласно техническому паспорту нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> «а», имеет общую площадь застройки 102,3 кв.м. (л.д. 47-56).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о выкупе вышеуказанного земельного участка, на которое был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. 278, в котором разъяснялись положения ст.ст. 33, 34, 36 Земельного кодекса РФ и рекомендовано обеспечить постановку на кадастровый учет земельного участка, расположенного под объектом капитального строительства (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратилась в администрацию <адрес> с обращением о предоставлении кадастрового паспорта, на которое администрацией <адрес> дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором сообщалось о несоответствии размеров испрашиваемого земельного участка потребностям для эксплуатации существующего объекта недвижимости и повторно рекомендовано обеспечить постановку на кадастровый учет земельного участка, расположенного под объектом капитального строительства (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском.
Таким образом установлено, что ФИО1 поставила испрашиваемый земельный участок, на котором расположено принадлежащее ей нежилое здание, на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, получила кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о передаче ей данного земельного участка в собственность за плату, однако ей было в этом отказано по причине несоответствия испрашиваемого земельного участка потребностям для эксплуатации существующего объекта недвижимого имущества.
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, администрацией <адрес> не принималось нормативных актов, устанавливающих предельные размеры земельных участков для соответствующих видов деятельности; не принималось также решений об изъятии земельного участка с кадастровым номером № из оборота; о резервировании данного участка для муниципальных нужд.
Материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок прошел кадастровый учет в 2009 году, использовался истцом с ДД.ММ.ГГГГ в границах, указанных в кадастровом плане, поэтому в данном случае администрация должна была при разрешении вопроса о предоставлении участка истцу в собственность руководствоваться пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Доказательств, которые бы подтверждали неиспользование истцом полностью всего земельного участка, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Своим правом на досрочное расторжение договора аренды по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ, предусмотренным п. 4.1.1. договора аренды, ответчик в течение срока действия договора аренды не воспользовался.
При таких обстоятельствах отказ в предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату истцу только по тем основаниям, что площадь испрашиваемого участка не соответствует потребностям для эксплуатации существующего объекта недвижимого имущества, является незаконным.
Доводы ответчика о том, что предоставить истцу испрашиваемый земельный участок не представляется возможным, так как администрацией <адрес> принято решение о расширении проезжей части вдоль участка истца, также не являются основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность лицу, имеющему в собственности здание, расположенное на этом земельном участке.
Что касается размера платы за земельный участок (110 309 рублей), то суд считает возможным с ним согласиться, поскольку расчет истца основан на положениях ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>», ст. 394 Налогового кодекса РФ, ответчиком не оспаривался.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Харакоз ФИО11 удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации <адрес> края об отказе в предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка площадью 426 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> «а», с кадастровым номером №, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: под объекты торговли и общественного питания.
Обязать администрацию <адрес> края предоставить ФИО1 в собственность за плату в размере 110 309 рублей земельный участок площадью 426 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> «а», с кадастровым номером №, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: под объекты торговли и общественного питания.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Емельяновского РС Е.А.Ежелева