дело № 2-1777/12
Решение
Именем Российской Федерации
31 августа 2012 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Сидоровнина А.А., при секретаре Алиеве Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Петровой Ольги Валерьевны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и возложения обязанности произвести перерасчет пенсии со дня первоначального обращения с 30 апреля 2010 года, включив в стаж спорные периоды работы в должности музыкального руководителя,
установил:
Петрова О.В. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова и просит признать незаконным Решение от 24 сентября 2010 года № и Протокол комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова № от 24 сентября 2010 года об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 25 лет педагогической деятельности в части не включения в стаж педагогической деятельности, учитываемый при назначении досрочной пенсии по старости периодов работы с 26 сентября 1995 года по 31 августа 1997 года и с 11 октября 1997 года по 19 ноября 1997 года в должности музыкального руководителя в Детском саде № Саратовского производственного деревообрабатывающего объединения № с учетом периода работы с 1 октября 1995 года по 28 апреля 1997 года в должности музыкального руководителя по совместительству в МДОУ «Ясли-сад №».
Кроме того истец просит обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии со дня её обращения за ее назначением с 30 апреля 2010 года, с учетом включения в стаж педагогической деятельности вышеуказанных периодов работы.
В судебном заседании истец поддержал требования. В обоснование указывает на то, что вышеупомянутым Решением комиссии по пенсионным вопросам Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова ей отказано в назначении пенсии по возрасту досрочно с 30 апреля 2010 года за 25 лет педагогической деятельности, так как в стаж педагогической деятельности не были включены следующие периоды работы с 26 сентября 1995 года по 31 августа 1997 года и с 11 октября 1997 года по 19 ноября 1997 года в должности музыкального руководителя в Детском саде № Саратовского производственного деревообрабатывающего объединения № с учетом периода работы с 1 октября 1995 года по 28 апреля 1997 года в должности музыкального руководителя по совместительству в МДОУ «Ясли-сад №»
Отказ истец считает незаконным по следующим основаниям.
Назначение досрочной пенсии, равно как и исчисление стажа работы с применением правил льготного стажа, производится в строгом соответствии с законодательством, действующим в момент установленного юридического факта, при этом закон обратной силы не имеет и может применяться только на периоды определенные данным законом.
В силу п. 3 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 1 августа 2008 года) списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 7-13 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 677 (действовавшим в спорный период), дошкольное общеобразовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.
Ясли-сады в штате ОУ предусматривают четыре нормативные категории работников, в том числе и педагогический персонал: учителя, воспитателя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, преподавателя, преподавателя-организатора (ОБЖ, допризывной подготовки), руководителя физического воспитания, мастера производственного обучения, концертмейстера, музыкального руководителя.
Кроме того Постановлением Правительства от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей..», предусмотрена должность музыкального руководителя. При этом в данном Постановлении в п. 3 указано, что Правила, утвержденные п. 1 настоящего Постановления по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды до 1 ноября 1999 года.
В соответствии с п. 1 Правил данного Постановления работа в должностях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию включается при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Согласно лицевым счетам и архивным справкам она имеет право на зачет этих периодов работы, так как в Детском саде № Саратовского производственного деревообрабатывающего объединения «№ она работала на 0,5 ставки, а по совместительству в МДОУ «Ясли-сад №» ею вырабатывалась полная ставка.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова иск не признал. В обоснование своих возражений указывает на то, что оспариваемые истцом решения приняты в соответствии с действующим законодательством. Часть периодов на включении в стаж настаивает истец, были включены при вынесении оспариваемых решений, то есть Петрова О.В. просит повторно включить их в стаж. Остальные периоды не могут быть включены в стаж педагогической деятельности, поскольку в эти периоды истец не выработал полную ставку по должности музыкального руководителя. После повторного обращения истца за назначением пенсии в 2011 году, в связи с наличием стажа педагогической деятельности, за счет периодов работы имевших место после 30 апреля 2010 года, Петровой О.В. была назначено досрочная пенсия по старости со 2 июня 2011 года.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В соответствии с п. 2 ст. 27 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, в том числе и по пп. 19 п. 1 ст. 27 того же Федерального закона при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Учитывая правовую Конституционного Суда Российской Федерации выраженную в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П при определении права на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 по желанию гражданина возможно применение законодательства действовавшего в период осуществления трудовой деятельности, в данном случае - Списка профессий и должностей, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 (за период работы до 1 ноября 1999 года).
Таким образом, право на включение спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение может быть рассмотрено либо в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, либо в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Как установлено судом, и не оспаривается сторонами, Петрова О.В. в спорные периоды с 26 сентября 1995 года по 31 августа 1997 года и с 11 октября 1997 года по 19 ноября 1997 года работала музыкальным руководителем детского сада № Саратовского производственного деревообрабатывающего объединения № на 0,5 ставки; одновременно с 1 октября 1995 года по 28 апреля 1997 года в должности музыкального руководителя по совместительству в МДОУ «Ясли-сад №» на 0,5 ставки.
Таким образом, в период с 1 октября 1995 года по 28 апреля 1997 года Петровой О.В. вырабатывалась норма рабочего времени суммарно по основному месту работы и совместительству. Как видно из оспариваемых истцом решений, указанный период работы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 был включен в стаж педагогической деятельности. Поэтому в этой части требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку не соответствуют установленным судом обстоятельствам, то есть фактически истец просит включить в стаж педагогической деятельности период, который был включен ответчиков в стаж.
В периоды с 26 сентября 1995 года по 30 сентября 1995 года, с 1 мая 1997 года по 31 августа 1997 года и с 11 октября 1997 года по 19 ноября 1997 года, то есть Петрова О.В. не осуществляла педагогической деятельности по совместительству и работала в должности музыкального руководителя на 0,5 ставки. Следовательно, в силу п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, данные периоды не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При рассмотрении права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с действующим в спорные периоды Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, спорные периоды не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку до 1 ноября 1999 года (времени применения Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 6 сентября 1991 года) работа в должности музыкального руководителя вообще не включалась в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Аналогичную позицию выразил и Верховный Суд РФ в своих решениях от 15 мая 2003 года № ГКПИ 03-424, от 24 июля 2003 года № КАС 03-315, от 15 января 2009 года № 86-В08-30.
В частности Верховным Судом РФ указано, что в соответствии Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 6 сентября 1991 года музыкальным руководителям право на досрочное пенсионное обеспечение не предоставлялось. Только Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, утвердившим Список должностей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, который подлежит применению к периодам работы после 1 ноября 1999 года, должность музыкального руководителя поименована. При этом в п. 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). С принятием Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, работа в должности музыкального руководителя стала включаться в льготный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Более того, довод истца о возможности применения к спорным периодам Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства от 22 сентября 1999 года № 1067 является несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно п. 3 названного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Правила, утвержденные п. 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.
Таким образом, указанным Постановлением предусмотрена возможность применения к периодам работы, имевшим место до 1 ноября 1999 года, только утвержденных этим Постановлением Правил, а возможность применения Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, к периодам до 1 ноября 1999 года не предусмотрена.
Между тем Правила, утвержденные Постановлением Правительства от 22 сентября 1999 года № 1067, регулируют вопросы порядка исчисления сроков выслуги для назначения досрочной трудовой пенсии и не касаются наименования должностей, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение. Следовательно, сами по себе Правила не могут служить основанием для включения истцу в стаж спорных периодов работы. Поэтому, для спорных периодов работы, имевших место до 1 ноября 1999 года, должен применяться Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 6 сентября 1991 года, в котором должность музыкального руководителя не поименована.
При таком положении, суд не усматривает предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст. 194-198 и 321 ГПК РФ, суд
решил:
Петровой Ольге Валерьевне отказать в удовлетворении иска к Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным Решения от 24 сентября 2010 года № и Протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова № от 24 сентября 2010 года об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 25 лет педагогической деятельности в части не включения в стаж педагогической деятельности, учитываемый при назначении досрочной пенсии по старости периодов работы с 26 сентября 1995 года по 31 августа 1997 года и с 11 октября 1997 года по 19 ноября 1997 года в должности музыкального руководителя в Детском саде № Саратовского производственного деревообрабатывающего объединения № с учетом периода работы с 1 октября 1995 года по 28 апреля 1997 года в должности музыкального руководителя по совместительству в МДОУ «Ясли-сад №» и возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии со дня её обращения за ее назначением с 30 апреля 2010 года, с учетом включения в стаж педагогической деятельности указанных периодов работы.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в Саратовский областной суд, через Фрунзенский районный суд города Саратова путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 5 сентября 2012 года.
судья А.А. Сидоровнин