КОПИЯ
№2-1585/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Пермь 29 июня 2020 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дружининой О.Г.,
при секретаре Черногузовой А.В.,
с участием представителя истца - помощника Пермского межрайонного природоохранного прокурора Зимукова Р.В.,
представителя ответчика – главы Заболотского сельского поселения Брызгалова С.В., действующего на основании решения об избрании,
представителей третьего лица ООО «СТИН» - Звягина М.Г., действующего на основании доверенности, Казанцева А.И., действующего на основании выписки из ЕГРЮЛ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к администрации Заболотского сельского поселения о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Пермский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском к администрации Заболотского сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов. В обоснование требований указано, что на территории бывшей фермы д. <адрес> Заболотского сельского поселения на землях, государственная собственность на которые не разграничена, расположена несанкционированная свалка отходов, которая не входит в зону ответственности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края (ПКГУП «<данные изъяты>»), поскольку образовалась до 01.01.2019 года. На данной свалке, на площади 30 000 кв.м, расположено порядка 1 000 куб. м. твердых коммунальных и строительных отходов. 14.04.2020 года работниками Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры произведен осмотр, в ходе которого установлено, что территория бывшей фермы расположена в южной части д. <адрес> в кадастровом квартале №. На территории бывшей фермы на бетонных плитах и земле расположены разрозненные навалы твердых коммунальных отходов, строительных отходов. Площадь территории, в границах которой расположены навалы отходов, составляет 61 034,06 кв.м. Западнее на 210 м от свалки протекает река <адрес>, восточнее на 110 м от свалки протекает река <адрес>, за которой находится деревня <адрес> Заболотского сельского поселения Пермского муниципального района. Ответчик обладает организационно-распорядительными возможностями для ликвидации свалки и обязан выполнить данное природоохранное мероприятие. Данная свалка ухудшает экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, что ведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. Пермская межрайонная природоохранная прокуратура в информациях о состоянии законности и правопорядка в 2018-2020 годах обращала внимание органов местного самоуправления о принятии мер к ликвидации несанкционированных свалок. Однако органами местного самоуправления меры не приняты, средства в бюджете не предусмотрены. На основании изложенного просит возложить на администрацию Заболотского сельского поселения обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, находящейся в кадастровом квартале № на землях, государственная собственность на которые не разграничена, на площади 61 034,06 кв.м. в границах следующих географических координат: <адрес>", в срок до 31.12.2021 года.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 03.06.2020 года, к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Строительство-Инвестиции» (ООО «СТИН») (л.д.43-45).
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Указывал на возможность предоставления ответчику срока для ликвидации несанкционированной свалки до 31.12.2022 года.
Представитель ответчика в судебном заседании указал на необходимость ликвидации свалки надлежащим ответчиком. При рассмотрении дела судом указывал, что земельный участок, на котором расположена свалка, принадлежит ООО «Строительство и инвестиции» (ООО СТИН») в силу договора купли-продажи от 05.07.2005 года о приобретении имущества СХПК «<данные изъяты>».
Представители третьего лица ООО «СТИН» в судебном заседании указывали об отсутствии каких-либо прав указанного общества в отношении земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка. Объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности ООО «СТИН», на спорном земельном участке не имеется.
Суд, заслушав в судебном заседании представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, установил следующие обстоятельства.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. ст. 42, 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с положениями ст. 22 Закона № 52 - ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. 12 Закона № 89-ФЗ, определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно п. 18 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России № 792 от 30.09.2011 года, вступившего в законную силу с 01.08.2014 года, ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России №49 от 25.02.2010 года.
В силу п. 1 и п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. В то же время за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
В силу положений ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Пунктом 12 статьи 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 года №416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» предусмотрено, что за сельскими поселениями Пермского края закреплено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Как указано в п.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В ч.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; тогда как твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно пункту 2 статьи 8 настоящего Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.04.2020 года Пермской природоохранной межрайонной прокуратурой проведен осмотр территории заброшенной фермы д. <адрес> Заболотского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края, в результате которого установлено, что на земельном участке с географическими координатами: <адрес>, кадастровый квартал №, расположенном по адресу: д. Горшки, размещена несанкционированная свалка на площади 61 034,06 кв.м., состоящая из разрозненных навалов твердых коммунальных отходов, строительных отходов. Навалы отходов частично содержат в себе землю. На навалах имеется засохшая растительность (л.д.4,5-12).
По данным администрации Пермского муниципального района от 11.07.2019 года в перечень несанкционированных свалок, образовавшихся до 01.01.2019 года входит свалка, состоящая из твердых коммунальных отходов, строительных и древесных отходов, расположенная на заброшенной ферме, в кадастровом квартале №, в д. <адрес>, площадь свалки составляет 30 000 кв.м., собственник земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка не определен. В текущем году средства на ликвидацию указанной свалки в бюджет сельских поселений не предусмотрен (л.д.13,14).
Как следует из ответа администрации Заболотского сельского поселения от 23.04.2020 года на имя Природоохранного прокурора сведений о собственниках земельных участков, на которых обнаружены несанкционированные свалки отходов на территории заброшенной фермы и навозохранилища в администрации нет. Ликвидация данных свалок будет учитываться при планировании бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 года. В 2018 году на указанной территории проводились мероприятия по ликвидации свалки на сумму 60 000 рублей (л.д.16).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на территории Заболотского сельского поселения на территории заброшенной фермы расположенной в южной части д. <адрес> в кадастровом квартале № в границах географических координат: <адрес>, организована свалка твердых бытовых и строительных отходов, не включенная в Государственный реестр объектов размещения отходов, не отвечающая требованиям, которые установлены Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», то есть является в настоящее время несанкционированной свалкой и подлежит ликвидации.
С учетом установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных положений закона, заявленные истцом требования о возложении на администрацию Заболотского сельского поселения (ОГРН №, ИНН №, юридический адрес: <адрес>) обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, находящуюся в кадастровом квартале № на землях, государственная собственность на которые не разграничена, на площади 61 034, 06 кв.м, в границах следующих географических координат: <адрес>", являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Таким образом, в соответствии с данной статьей суд вправе установить срок исполнения решения.
При определении срока, необходимого ответчику для исполнения постановленного судом решения, суд, принимая во внимание уточнение истца по сроку исполнения обязанности Заболотского сельского поселения по ликвидации несанкционированной свалки, исходит из его разумности, поэтому приходит к выводу, что срок ликвидации свалки до 31.12.2022 года, заявленный истцом, является достаточным для этого.
Доводы ответчика о том, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка отходов, относится к собственности ООО «СТИН» в силу договора купли-продажи имущества СХПК «<данные изъяты>» от 05.07.2005 по условиям которого продавец продал, а покупатель купил имущество, расположенное в д. <адрес>, а именно <адрес> молочную ферму, на месте расположения которой образована свалка, суд находит несостоятельными в виду следующего.
В соответствии с положениями ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком; собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу; отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев: 1) отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка; 2) отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 3) отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута, на основании публичного сервитута.
Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.
Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение.
Аналогичные разъяснения даны в п.11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» согласно которым отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком. Отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается.
Доказательств наличия объектов недвижимого имущества, в том числе принадлежащих ООО «СТИН», на месте расположения свалки, ответчиком не предоставлено и судом не установлено.
Доказательств того, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, принадлежит на праве собственности ООО «СТИН» суду не предоставлено и судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пермского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к администрации Заболотского сельского поселения о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки - удовлетворить.
Возложить на администрацию Заболотского сельского поселения (ОГРН №, ИНН №, юридический адрес: <адрес>) обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, находящуюся в кадастровом квартале № на землях, государственная собственность на которые не разграничена, на площади 61 034, 06 кв.м, в границах следующих географических координат: <адрес>", в срок до 31.12.2022 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья подпись Дружинина О.Г.
Копия верна. Судья Дружинина О.Г.
Мотивированное решение составлено 06.07.2020 года.
Судья Дружинина О.Г.
Подлинный экземпляр
находится в гражданском деле №2-1585/2020
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2020-001550-16