№2-7057/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2015 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Савиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Николаевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой ФИО11, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
Установил:
Кузнецова ФИО12., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.рождения, обратилась в суд с иском о признании за ней с дочерью права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации. В обоснование своих исковых требований указала, что спорная квартира была предоставлена ее матери ФИО6 и членам ее семьи на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время в квартире зарегистрированы и постоянно проживают истцы. Желая приватизировать занимаемое жилое помещение, Кузнецова ФИО13. обращалась в МП ГПЩ «Жилсервис» и Департамент имущественных отношений Минобороны РФ, которым ей было рекомендовано обратиться по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения в суд.
В судебном заседании Кузнецова ФИО14 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ – Фукс ФИО15 против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на определенный порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Первоначально спорная квартира была предоставлена матери истицы из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, а не как военнослужащей, поэтому и у истцов отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации. Указала, что в отношении спорной квартиры договор социального найма не заключался, а потому истцы на данное жилое помещение никаких прав не имеют.
Ответчик ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношени» Министерства обороны РФ, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направил, возражений на иск не представил.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В силу ст.47 действовавшего до 01.03.2005 ЖК РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В соответствии со ст.105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года №5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п.20).
Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст.4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности на занимаемое им жилое помещение. В приватизации жилого помещения, приватизация которого не запрещена законом, гражданину не может быть отказано.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 №1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что спорное жилое помещение по адресу: <адрес>-4, <адрес>А, <адрес>, расположено в военном городке, было предоставлено ФИО6 на состав семьи из 2-х человек, включая дочь - Чекмаеву ФИО16., на основании списка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., о чем начальником Квартирно-эксплуатационной части выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.35/. В настоящее время нанимателем указанной квартиры является Кузнецова (Чекмаева) ФИО17., которая вместе с несовершеннолетней дочерью ФИО1 в квартире постоянно зарегистрированы и проживают /л.д.27/.
Военный городок Щелково-4 не был включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.
Таким образом, квартира, в которой проживает истица, не находится в закрытом военном городке. Сведений о том, что это жилое помещение ранее признавалось служебным и сохранило этот статус по настоящее время, суду не представлено.
Как видно из материалов дела, матери истицы был выдан ордер, который отметки об отнесении данного жилого помещения к служебному и красной полосы, присущей такого вида ордерам, не имеет. То обстоятельство, что ордер выдан квартирно-эксплуатационной частью, соответствовало требованиям ч.3 ст.47 ЖК РСФСР, п.2 Постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 №405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городка и выдачи ордеров на эти помещения".
Поскольку квартира была предоставлена в государственном жилищном фонде, без установления срока, суд приходит к выводу, что истцы проживают в данной квартире на основании договора социального найма. Право пользования истцов данным жилым помещением ответчиками не оспаривалось.
Ответом от 12.02.2015 года МП ГПЩ «Жилсервис» сообщило Кузнецовой ФИО18 о том, что спорная квартира находится в оперативном управлении ФГУ «Мытищинская КЭЧ района» Министерство обороны РФ. В свою очередь у МП ГПЩ «Жилсервис» нет доверенности на приватизацию жилого фонда, а срок действия ранее выданной доверенности закончился. Кузнецовой ФИО19 рекомендовано обратиться в учреждение, за которым квартира закреплена на праве оперативного управления, либо к собственнику объекта недвижимости /л.д.36/.
Ответом от 23.04.2015 года Департамент имущественных отношений Минобороны РФ сообщил Кузнецовой ФИО20 о том, что балансодержателем жилого <адрес> является ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ. Признание права собственности на занимаемое жилое помещение возможно в порядке гражданского судопроизводства /л.д.13/.
Таким образом, из материалов дела видно, что истцу фактически отказано в приватизации жилого помещения.
По сведениям Администрации Щелковского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира в муниципальную собственность городского поселения Щелково и Щелковского муниципального района не передавалась и в соответствующих реестрах объектов муниципальной собственности не значится /л.д.42/.
Согласно данным БТИ, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области сведения о регистрации права собственности на указанную квартиру отсутствуют /л.д.41, 45/.
В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
То обстоятельство, что до настоящего времени право собственности или право оперативного управления на спорную квартиру в реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрировано, не является основанием к отказу в иске, поскольку независимо от того, кто в настоящее время является фактическим собственником квартиры - государство или муниципальное образование, истцы вправе приобрести в собственность занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение в порядке приватизации.
Поскольку в деле имеются сведения о том, что истица Кузнецова ФИО21 не участвовала в приватизации жилья ранее, оснований для отказа в приватизации спорного жилого помещения, предусмотренных ст.4 Закона РФ от 04 июля 1991 года №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не имеется.
В связи с этим, доводы представителя ответчика о том, что в отношении спорной квартиры договор социального найма не заключался, не имеют какого-либо значения для разрешения настоящего спора. Равно как и не имеют правового значения, при наличии указанных обстоятельств, сведения о наличии или отсутствии у истца служебных отношений с Министерством обороны.
При таких обстоятельствах исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Кузнецовой ФИО22, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 - удовлетворить.
Признать за Кузнецовой ФИО23, ФИО1 в порядке приватизации право общей долевой собственности по <данные изъяты> доли за каждой на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щёлковский городской суд Московской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В.Савина