Дело №2-465/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2020 Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре Нагайцевой А.С.,
с участием истцов – Яценко Р.А., Грековой Т.И., представителей истцов по доверенности, представителя ответчика ООО РЭК Центральный, представителя 3-его лица – ПАО Квадра,
в отсутствие истца - Проневской Т.В., 3-его лица – МКП "Воронежтеплосеть",
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яценко Риммы Алексеевны, Грековой Татьяны Ивановны, Проневской Татьяны Васильевны к ООО РЭК Центральный о признании неправомерной установку общедомового прибора учета тепла, перерасчете платы за коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ООО РЭК Центральный в котором просят признать неправомерной установку общедомового прибора учета (ОДПУ) тепла в <адрес> обязать ООО РЭК «Центральный» начислять плату за коммунальную услугу по отоплению жителям жилого <адрес>
по нормативам, принятым Правительством Воронежской области и утвержденным Приказом Департамента № 239 от 12.12.2014 г. (с изменениями на 27 сентября 2019 года), согласно Приложения № 1. Отопительный период - январь, февраль, март, апрель, октябрь. Ноябрь, декабрь. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах постройки до 1999 года (Гкал на 1 кв. м площади в месяц).
В обоснование заявленных требований истцы указывают, что жилой дом, в котором они проживают, находящийся по адресу: <адрес> был сдан в эксплуатацию в 1958 г., с момента ввода в эксплуатацию не проходил капитальный ремонт.
По «Региональной программе проведения капремонта общего имущества МКД в Воронежской области» - постановление Правительства Воронежской области № 983 от 23.12.2016 г. - капитальный ремонт <адрес> предусмотрен по видам работ в 2020 - 2022 г.г. - ремонт теплоснабжения, ХВС, электроснабжения, ремонт крыши, фасада; в 2023 - 2025 г.г. ремонт водоотведения и фундамента.
Поставку тепловой энергии по адресу: <адрес> до 28 февраля 2019 года производило МКП «Воронежтеплосеть», согласно квитанциям оплаты жилищно-коммунальных услуг.
С 1 марта 2019 г. - получатель платежа за отопление филиал ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация».
В конце 2011 года управляющая компания ООО РЭК «Центральный» совместно с МКП «Воронежтеплосеть» оснастили дом общедомовым прибором учета тепловой энергии (ОДПУ). Стоимость установки ОДПУ - 162 351,08 руб.
В связи с установкой данного общедомового прибора учета тепловой энергии, с начала отопительного сезона 2012 - 2013г.г. и по настоящее время расчет с поставщиком тепла и жителями дома стал производиться по показаниям прибора учетав течение отопительного сезона со смещением на один месяц.
В квитанции оплаты ЖКУ за октябрь оплата за отопление не начислялась; за ноябрь начислена плата, согласно данных ОДПУ, за октябрь; за декабрь - плата, согласно данных ОДПУ, за ноябрь; за январь 2013 года - плата, согласно данных ОДПУ, за декабрь 2012г.; за февраль 2013г. - плата, согласно данных ОДПУ, за январь 2013 года; за март 2013г. оплата производилась согласно данные ОДПУ за февраль 2013г.; за апрель 2013г. согласно данные ОДПУ за март 2013г.; за май 2013г. согласно данные ОДПУ за апрель 2013г.
В последующие отопительные сезоны и по настоящее время оплата за отопление производится по квитанциям ЖКУ по показаниям ОДПУ так же со смещением на один месяц. Одновременно жильцы дома выплачивали «целевой взнос» за установку ОДПУ тепла в сумме 162 351,08 руб. в течение 57 месяцев.
После установления в доме общедомового счетчика тепла стоимость отопления в доме по показаниям ОДПУ возросла в два-три раза.
Считают, что установление в жилом доме по адресу: <адрес> общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ) противоречит действующему законодательству, а именно п. 1 ст. 13 и п. 1 ст. 48 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».
В связи с неправомерной установкой ОДПУ тепловой энергии в жилом доме по адресу: <адрес> истцами направлялось заявление в прокуратуру Центрального района с просьбой проверить: законность установки ОДПУ тепла, начислений платы за отопление по показаниям общедомового счетчика в квитанциях ЖКУ. Обращения были
переадресованы Государственной жилищной инспекции.
ГЖИ при проверке, с представителем УК, отметила «наличие в тепловом узле <адрес> ОДПУ тепловой энергии, установленного в соответствии с Федеральным Законом от 23.11.2009 г. №261-ФЗ.
Жильцы дома обращались в УК «РЭК Центральный», поскольку в доме за всё время эксплуатации с 1958 года не проводился капитальный ремонт.
В своем ответе от 26.01.2015г. № 97 УК ООО «РЭК Центральный» пояснило, что «Капитальный ремонт многоквартирных домов обязательно должен включать в себя выполнение работ но установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов» «Во исполнение Федерального законодательства установка ОДПУ в доме является правомерной».
Истцы обращались непосредственно к поставщику тепла - МКП «Воронежтеплосеть» с заявлением о демонтаже общедомового счетчика (на момент установки нагрузка ОДПУ составляла менее 0,2 Гкал/час - нарушена ст. 13 п. 1 Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении...»), о возврате «целевых взносов» и о перерасчете денежных средств выплаченных за время работы ОДПУ. Однако МКП «Воронежтеплосеть» в демонтаже ОДПУ тепла и в перерасчете денежных средств отказала, ссылаясь на то, что требования ст. 13 п. 1. Федерального Закона №261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении...» не запрещают установку общедомовых приборов учета в жилых домах с нагрузкой менее 0,2 Гкал/час - письмо от 24.11.2015 г.
Весной 2019 г. жильцы дома обратились в УК ООО «РЭК Центральный» с просьбой отключить, незаконно установленный ОДПУ тепловой энергии, поскольку дом без капремонта,и начислять плату за услугу «отопление» по нормативам, утвержденным Приказом Департамента № 239 от 12.12.2014 г. (с изменениями на 27 сентября 2019 года), на что получили отказ.
Считают действия ответчика незаконными, нарушающими их права на надлежащую оплату коммунальных услуг по отоплению жилого дома.
Истцы – Яценко Р.А., Грекова Т.И. их представители по ордеру и доверенности Овчаренко Д.Ю., Толмачев Ю.К., представитель истца Проневской Т.В. по доверенности Ильинов И.Ю. в судебном заседании поддержали исковые требования по вышеизложенным основаниям, просили суд их удовлетворить. Также в части срока исковой давности пояснили, что срок исковой давности следует исчислять с 24.07.2019, когда Управляющая компания отказала в удовлетворении требований жильцов об отключении ОДПУ. Считали, что к спорным правоотношениям подлежит применению Закон РФ «О защите прав потребителей». Потребление услуг по отоплению носит длящийся характер, с учётом сезонности и обязанности потребителя по оплате поставленных услуг, размеру такой оплаты и качеству оказываемой услуги.
Истец - Проневская Т.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика - ООО РЭК Центральный по доверенности Шаталова Я.А. в судебном заседании с иском не согласилась, считала его не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения приобщенные к материалам дела. Поддержала ходатайство о пропуске срока исковой давности.
Представитель 3-его лица ПАО Квадра по доверенности Синицын А.И. в судебном заседании считал заявленные требования необоснованными, а действия ответчика по установке счетчика законными и обоснованными.
3-е лицо - МКП "Воронежтеплосеть" о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился. Представили письменные пояснения, приобщенные к материалам дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из приложенных к материалам дела копий паспортов со сведениями о месте регистрации ( л.д. 10-12), свидетельства о регистрации по месту пребывания ( л.д. 13), свидетельств о государственной регистрации права ( л.д.14-15), выписок из ЕГРН ( л.д. 16-21) истцы Яценко Римма Алексеевна, Грекова Татьяна Ивановна, Проневская Татьяна Васильевна проживают и являются собственниками квартир в <адрес>, производят платежи по коммунальным платежам, что подтверждается приложенным к материалам дела квитанциям.
Управляющей компанией данного жилого дома является ООО РЭК Центральный, ресурсоснабжающей организацией является ООО МКП «Воронежтеплосеть» осуществляющее поставку тепловой энергии. С 1 марта 2019 г. - получатель платежа за отопление является филиал ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация».
С целью ведения расчетов за фактически потребленную тепловую энергию, МКП «Воронежтеплосеть» в 2011г. установлен ОДПУ тепловой энергии в жилом доме по адресу: <адрес>.
Установленный ОДПУ тепловой энергии был допущен в эксплуатацию в технически исправном состоянии 28.11.2011г., о чем был составлен Акт за подписью представителей МКП «Воронежтеплосеть», монтажной организации и управляющей компанией ООО РЭК Центральный ( л.д. 32)
Прибор учета находится в технически исправном состоянии. Расчеты за фактически потребленную тепловую энергию с 2012г. производятся на основании показаний ОДПУ.
Указанные обстоятельства установлены судом на основании приложенных к материалам дела документов сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Истцы считают, что установка в жилом доме по адресу: <адрес> общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ) противоречит действующему законодательству, в частности Федеральному Закону № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». После установления в доме общедомового счетчика тепла стоимость отопления в доме по показаниям ОДПУ возросла в два-три раза.
В связи с установкой ОДПУ тепловой энергии в жилом доме истцами направлялись заявления в прокуратуру Центрального района, Государственную жилищную инспекцию, в управляющую компанию и другие органы, что подтверждается приложенными к материалам дела сообщениями, однако их требования по демонтажу общедомового счетчика и оплате услуг по общим нормативам не были удовлетворены.
В соответствии части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывает исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
В соответствии с п.5 ст.13 Федерального Закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В соответствии с данным положением и был оборудован в жилом доме по адресу: <адрес> общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ).
Исходя из указанного положения не подлежат оснащению приборами учета тепловой энергии объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, и объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (часть 1 статьи 13 Федерального Закона № 261-ФЗ). Также не подлежат оснащению общедомовыми приборами учета дома, в которых отсутствует техническая возможность установки таких приборов учета, определенная по критериям, установленным приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».
В данном случае на момент установки ОДПУ ТЭ МКД ( в 2011году), <адрес> не нуждался в капитальном ремонте, включая системы теплоснабжения, -не признан ветхим или аварийным, что в частности следует из многочисленных сообщений основанных на материалах проверки соответствующих органов, в частности Государственной жилищной инспекции Воронежской области проводившей проверку по фактам обращений жильцов дома ( л.д.27,33-34), Департамента городского хозяйства УЖКХ (л.д.85-86), Департамента ЖКХ и энергетики Воронежской области от 10.03.2017 ( л.д.22-24) - согласно которого жильцам дома было сообщено, что в соответствии с новой редакцией программы проведение капитального ремонта <адрес> предусмотрено по следующим видам работ: в 2020-2022 годах - ремонт системы теплоснабжения, ХВС, электроснабжения, ремонт крыши, подвальных помещений и фасада; в 2023-2025 годах - ремонт системы водоотведения и фундамента (также имеется информация согласно сведениям с официального сайта ФКР по Воронежской области).
Кроме того указанные обстоятельства не оспорены истцами.
Истцы в обоснование своих требований о незаконной установке и эксплуатации ОДПУ ТЭ ссылаются на п. 2.4.2. Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", который гласит, что при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8, и п. 6 указанного приложения, который звучит так: «Установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей)».
Данные положения Постановления № 170 регулируют деятельность организаций в рамках проведения капитального ремонта, однако не свидетельствуют о незаконности установки и эксплуатации ОДПУ ТЭ.
Управляющей организацией ООО «РЭК Центральный» в государственную жилищную инспекцию Воронежской области представлены акты допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, в частности от 01.10.2015, 14.09.2016, 08.06.2017, 01.10.2018, согласно которым прибор учета находится в рабочем состоянии.
Истцы согласно искового заявления, указывали на ненадлежащий порядок оплаты услуг «Отопления».
В соответствии с ч. 1 ст. 155 плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с Федеральным законом о таком кооперативе.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В соответствии с п. 42(1) Правил № 354 размер платы за коммунальные услугу по отоплению в МКД <адрес> определяется управляющей компанией исходя из фактических показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребители многоквартирного дома по вышеуказанному адресу оплачивают услугу только в отопительный период.
Согласно подпункту «е» пункта 31 Правил № 354, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исполнитель ежемесячно снимает показания прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносит полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
Потребители оплачивают тепловую энергию только с использованием фактических объемов потребления тепловой энергии, зарегистрированных общедомовыми приборами учета за предыдущий месяц. При этом, фактическое потребление тепловой энергии, зарегистрированное ОДПУ, каждый месяц разное и зависит от температуры наружного воздуха, периода за который были сняты показания прибора учёта (количество дней).
Таким образом, каких либо нарушений в части внесения оплаты за потребляемую тепловую энергию судом не усматривается.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд приходит к выводу, что те обстоятельства, на которых истцы обосновывают свои исковые требования не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, а их доводы противоречат действующему законодательству. Истцами не представлены доказательства факта незаконной установки общедомового прибора учета (ОДПУ) тепловой энергии. В свою очередь доводы ответчика являются убедительными, подтвержденными соответствующими доказательствами, обоснованными действующим законодательством.
Ответчиком ООО РЭК Центральный в ходе рассмотрения дела заявлено ходатайство о применении к исковым требованиям истцов срока исковой давности.
В соответствии со ст.196 ГКРФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст. 200 ГКРФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования ( п.2. ст.200 ГКРФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2011 году установлен ОДПУ тепловой энергии в жилом доме по адресу: <адрес> ОДПУ тепловой энергии был допущен в эксплуатацию в технически исправном состоянии 28.11.2011г., о чем был составлен Акт первичного допуска в эксплуатацию. Истцами ежемесячно производилась оплата начислений за тепловую энергию по меньшей мере с отопительного сезона 2012-2013 гг. Таким образом, истцам было известно о наличии ОДПУ тепловой энергии еще с конца 2011 начало 2012 годов.
Возражений относительно данного обстоятельства со стороны истцов не последовало.
Истцы обратился в суд иском 19.12.2019, согласно штампа регистрации входящей корреспонденции, т.е с пропуском установленного 3-х летнего срока.
Довод истцов относительно того, что срок исковой давности следует исчислять с 24.07.2019, когда Управляющая компания отказала в удовлетворении требований жильцов об отключении ОДПУ, суд не может признать обоснованным, поскольку сами истцы знали об установке счетчика с 2011-2012 годов, производили соответствующие платежи. В своих многочисленных обращениях в ГЖИ, прокуратуру, в адрес управляющей компании (в частности ответ УК об установке ОДПУ от 26.01.2015), МКП Воронежтеплосеть в 2015 г. (л.д. 32)указывали на необоснованность начисление платы за теплоэнергию, в том числе в связи с установкой ОДПУ тепловой энергии, который с 2011 года не меняли.
Довод истцов относительно того, что потребление услуг по отоплению носит длящийся характер, с учётом сезонности и обязанности потребителя по оплате поставленных услуг, суд находит без основательным, поскольку в данном случае согласно исковых требований истцы просят признать неправомерным именно установку общедомового прибора учета тепла, в связи с чем произвести перерасчет, а не оспаривают сезонные начисления коммунальных оплат за теплоэнергию.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований о признании неправомерной установку общедомового прибора учета (ОДПУ) тепла в <адрес>, требования об обязании ООО РЭК «Центральный» начислять плату за коммунальную услугу по отоплению жителям жилого <адрес> по нормативам, принятым Правительством Воронежской области и утвержденным Приказом Департамента № 239 от 12.12.2014 г. (с изменениями на 27 сентября 2019 года), согласно Приложения № 1, отопительный период - январь, февраль, март, апрель, октябрь. Ноябрь, декабрь, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах постройки до 1999 года (Гкал на 1 кв. м площади в месяц) также не подлежат удовлетворению.
В данной части также следует отметить, что оплата за отопление в жилом <адрес> в настоящее время происходит согласно показателей прибора учета (ОДПУ) тепла, который является исправным и установлен согласно вышеуказанных предписаний.
Руководствуясь ст. ст.56, 194 – 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Яценко Риммы Алексеевны, Грековой Татьяны Ивановны, Проневской Татьяны Васильевны к ООО РЭК Центральный о признании неправомерной установку общедомового прибора учета тепла, перерасчете платы за коммунальные услуги оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течении месяца со дня изготовления решении суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Клочкова
Решение в окончательной форме изготовлено 24.06.2020.
Дело №2-465/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2020 Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре Нагайцевой А.С.,
с участием истцов – Яценко Р.А., Грековой Т.И., представителей истцов по доверенности, представителя ответчика ООО РЭК Центральный, представителя 3-его лица – ПАО Квадра,
в отсутствие истца - Проневской Т.В., 3-его лица – МКП "Воронежтеплосеть",
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яценко Риммы Алексеевны, Грековой Татьяны Ивановны, Проневской Татьяны Васильевны к ООО РЭК Центральный о признании неправомерной установку общедомового прибора учета тепла, перерасчете платы за коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ООО РЭК Центральный в котором просят признать неправомерной установку общедомового прибора учета (ОДПУ) тепла в <адрес> обязать ООО РЭК «Центральный» начислять плату за коммунальную услугу по отоплению жителям жилого <адрес>
по нормативам, принятым Правительством Воронежской области и утвержденным Приказом Департамента № 239 от 12.12.2014 г. (с изменениями на 27 сентября 2019 года), согласно Приложения № 1. Отопительный период - январь, февраль, март, апрель, октябрь. Ноябрь, декабрь. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах постройки до 1999 года (Гкал на 1 кв. м площади в месяц).
В обоснование заявленных требований истцы указывают, что жилой дом, в котором они проживают, находящийся по адресу: <адрес> был сдан в эксплуатацию в 1958 г., с момента ввода в эксплуатацию не проходил капитальный ремонт.
По «Региональной программе проведения капремонта общего имущества МКД в Воронежской области» - постановление Правительства Воронежской области № 983 от 23.12.2016 г. - капитальный ремонт <адрес> предусмотрен по видам работ в 2020 - 2022 г.г. - ремонт теплоснабжения, ХВС, электроснабжения, ремонт крыши, фасада; в 2023 - 2025 г.г. ремонт водоотведения и фундамента.
Поставку тепловой энергии по адресу: <адрес> до 28 февраля 2019 года производило МКП «Воронежтеплосеть», согласно квитанциям оплаты жилищно-коммунальных услуг.
С 1 марта 2019 г. - получатель платежа за отопление филиал ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация».
В конце 2011 года управляющая компания ООО РЭК «Центральный» совместно с МКП «Воронежтеплосеть» оснастили дом общедомовым прибором учета тепловой энергии (ОДПУ). Стоимость установки ОДПУ - 162 351,08 руб.
В связи с установкой данного общедомового прибора учета тепловой энергии, с начала отопительного сезона 2012 - 2013г.г. и по настоящее время расчет с поставщиком тепла и жителями дома стал производиться по показаниям прибора учетав течение отопительного сезона со смещением на один месяц.
В квитанции оплаты ЖКУ за октябрь оплата за отопление не начислялась; за ноябрь начислена плата, согласно данных ОДПУ, за октябрь; за декабрь - плата, согласно данных ОДПУ, за ноябрь; за январь 2013 года - плата, согласно данных ОДПУ, за декабрь 2012г.; за февраль 2013г. - плата, согласно данных ОДПУ, за январь 2013 года; за март 2013г. оплата производилась согласно данные ОДПУ за февраль 2013г.; за апрель 2013г. согласно данные ОДПУ за март 2013г.; за май 2013г. согласно данные ОДПУ за апрель 2013г.
В последующие отопительные сезоны и по настоящее время оплата за отопление производится по квитанциям ЖКУ по показаниям ОДПУ так же со смещением на один месяц. Одновременно жильцы дома выплачивали «целевой взнос» за установку ОДПУ тепла в сумме 162 351,08 руб. в течение 57 месяцев.
После установления в доме общедомового счетчика тепла стоимость отопления в доме по показаниям ОДПУ возросла в два-три раза.
Считают, что установление в жилом доме по адресу: <адрес> общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ) противоречит действующему законодательству, а именно п. 1 ст. 13 и п. 1 ст. 48 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».
В связи с неправомерной установкой ОДПУ тепловой энергии в жилом доме по адресу: <адрес> истцами направлялось заявление в прокуратуру Центрального района с просьбой проверить: законность установки ОДПУ тепла, начислений платы за отопление по показаниям общедомового счетчика в квитанциях ЖКУ. Обращения были
переадресованы Государственной жилищной инспекции.
ГЖИ при проверке, с представителем УК, отметила «наличие в тепловом узле <адрес> ОДПУ тепловой энергии, установленного в соответствии с Федеральным Законом от 23.11.2009 г. №261-ФЗ.
Жильцы дома обращались в УК «РЭК Центральный», поскольку в доме за всё время эксплуатации с 1958 года не проводился капитальный ремонт.
В своем ответе от 26.01.2015г. № 97 УК ООО «РЭК Центральный» пояснило, что «Капитальный ремонт многоквартирных домов обязательно должен включать в себя выполнение работ но установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов» «Во исполнение Федерального законодательства установка ОДПУ в доме является правомерной».
Истцы обращались непосредственно к поставщику тепла - МКП «Воронежтеплосеть» с заявлением о демонтаже общедомового счетчика (на момент установки нагрузка ОДПУ составляла менее 0,2 Гкал/час - нарушена ст. 13 п. 1 Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении...»), о возврате «целевых взносов» и о перерасчете денежных средств выплаченных за время работы ОДПУ. Однако МКП «Воронежтеплосеть» в демонтаже ОДПУ тепла и в перерасчете денежных средств отказала, ссылаясь на то, что требования ст. 13 п. 1. Федерального Закона №261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении...» не запрещают установку общедомовых приборов учета в жилых домах с нагрузкой менее 0,2 Гкал/час - письмо от 24.11.2015 г.
Весной 2019 г. жильцы дома обратились в УК ООО «РЭК Центральный» с просьбой отключить, незаконно установленный ОДПУ тепловой энергии, поскольку дом без капремонта,и начислять плату за услугу «отопление» по нормативам, утвержденным Приказом Департамента № 239 от 12.12.2014 г. (с изменениями на 27 сентября 2019 года), на что получили отказ.
Считают действия ответчика незаконными, нарушающими их права на надлежащую оплату коммунальных услуг по отоплению жилого дома.
Истцы – Яценко Р.А., Грекова Т.И. их представители по ордеру и доверенности Овчаренко Д.Ю., Толмачев Ю.К., представитель истца Проневской Т.В. по доверенности Ильинов И.Ю. в судебном заседании поддержали исковые требования по вышеизложенным основаниям, просили суд их удовлетворить. Также в части срока исковой давности пояснили, что срок исковой давности следует исчислять с 24.07.2019, когда Управляющая компания отказала в удовлетворении требований жильцов об отключении ОДПУ. Считали, что к спорным правоотношениям подлежит применению Закон РФ «О защите прав потребителей». Потребление услуг по отоплению носит длящийся характер, с учётом сезонности и обязанности потребителя по оплате поставленных услуг, размеру такой оплаты и качеству оказываемой услуги.
Истец - Проневская Т.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика - ООО РЭК Центральный по доверенности Шаталова Я.А. в судебном заседании с иском не согласилась, считала его не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения приобщенные к материалам дела. Поддержала ходатайство о пропуске срока исковой давности.
Представитель 3-его лица ПАО Квадра по доверенности Синицын А.И. в судебном заседании считал заявленные требования необоснованными, а действия ответчика по установке счетчика законными и обоснованными.
3-е лицо - МКП "Воронежтеплосеть" о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился. Представили письменные пояснения, приобщенные к материалам дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из приложенных к материалам дела копий паспортов со сведениями о месте регистрации ( л.д. 10-12), свидетельства о регистрации по месту пребывания ( л.д. 13), свидетельств о государственной регистрации права ( л.д.14-15), выписок из ЕГРН ( л.д. 16-21) истцы Яценко Римма Алексеевна, Грекова Татьяна Ивановна, Проневская Татьяна Васильевна проживают и являются собственниками квартир в <адрес>, производят платежи по коммунальным платежам, что подтверждается приложенным к материалам дела квитанциям.
Управляющей компанией данного жилого дома является ООО РЭК Центральный, ресурсоснабжающей организацией является ООО МКП «Воронежтеплосеть» осуществляющее поставку тепловой энергии. С 1 марта 2019 г. - получатель платежа за отопление является филиал ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация».
С целью ведения расчетов за фактически потребленную тепловую энергию, МКП «Воронежтеплосеть» в 2011г. установлен ОДПУ тепловой энергии в жилом доме по адресу: <адрес>.
Установленный ОДПУ тепловой энергии был допущен в эксплуатацию в технически исправном состоянии 28.11.2011г., о чем был составлен Акт за подписью представителей МКП «Воронежтеплосеть», монтажной организации и управляющей компанией ООО РЭК Центральный ( л.д. 32)
Прибор учета находится в технически исправном состоянии. Расчеты за фактически потребленную тепловую энергию с 2012г. производятся на основании показаний ОДПУ.
Указанные обстоятельства установлены судом на основании приложенных к материалам дела документов сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Истцы считают, что установка в жилом доме по адресу: <адрес> общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ) противоречит действующему законодательству, в частности Федеральному Закону № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». После установления в доме общедомового счетчика тепла стоимость отопления в доме по показаниям ОДПУ возросла в два-три раза.
В связи с установкой ОДПУ тепловой энергии в жилом доме истцами направлялись заявления в прокуратуру Центрального района, Государственную жилищную инспекцию, в управляющую компанию и другие органы, что подтверждается приложенными к материалам дела сообщениями, однако их требования по демонтажу общедомового счетчика и оплате услуг по общим нормативам не были удовлетворены.
В соответствии части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывает исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
В соответствии с п.5 ст.13 Федерального Закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В соответствии с данным положением и был оборудован в жилом доме по адресу: <адрес> общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ).
Исходя из указанного положения не подлежат оснащению приборами учета тепловой энергии объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, и объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (часть 1 статьи 13 Федерального Закона № 261-ФЗ). Также не подлежат оснащению общедомовыми приборами учета дома, в которых отсутствует техническая возможность установки таких приборов учета, определенная по критериям, установленным приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».
В данном случае на момент установки ОДПУ ТЭ МКД ( в 2011году), <адрес> не нуждался в капитальном ремонте, включая системы теплоснабжения, -не признан ветхим или аварийным, что в частности следует из многочисленных сообщений основанных на материалах проверки соответствующих органов, в частности Государственной жилищной инспекции Воронежской области проводившей проверку по фактам обращений жильцов дома ( л.д.27,33-34), Департамента городского хозяйства УЖКХ (л.д.85-86), Департамента ЖКХ и энергетики Воронежской области от 10.03.2017 ( л.д.22-24) - согласно которого жильцам дома было сообщено, что в соответствии с новой редакцией программы проведение капитального ремонта <адрес> предусмотрено по следующим видам работ: в 2020-2022 годах - ремонт системы теплоснабжения, ХВС, электроснабжения, ремонт крыши, подвальных помещений и фасада; в 2023-2025 годах - ремонт системы водоотведения и фундамента (также имеется информация согласно сведениям с официального сайта ФКР по Воронежской области).
Кроме того указанные обстоятельства не оспорены истцами.
Истцы в обоснование своих требований о незаконной установке и эксплуатации ОДПУ ТЭ ссылаются на п. 2.4.2. Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", который гласит, что при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8, и п. 6 указанного приложения, который звучит так: «Установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей)».
Данные положения Постановления № 170 регулируют деятельность организаций в рамках проведения капитального ремонта, однако не свидетельствуют о незаконности установки и эксплуатации ОДПУ ТЭ.
Управляющей организацией ООО «РЭК Центральный» в государственную жилищную инспекцию Воронежской области представлены акты допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, в частности от 01.10.2015, 14.09.2016, 08.06.2017, 01.10.2018, согласно которым прибор учета находится в рабочем состоянии.
Истцы согласно искового заявления, указывали на ненадлежащий порядок оплаты услуг «Отопления».
В соответствии с ч. 1 ст. 155 плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с Федеральным законом о таком кооперативе.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В соответствии с п. 42(1) Правил № 354 размер платы за коммунальные услугу по отоплению в МКД <адрес> определяется управляющей компанией исходя из фактических показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребители многоквартирного дома по вышеуказанному адресу оплачивают услугу только в отопительный период.
Согласно подпункту «е» пункта 31 Правил № 354, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исполнитель ежемесячно снимает показания прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносит полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
Потребители оплачивают тепловую энергию только с использованием фактических объемов потребления тепловой энергии, зарегистрированных общедомовыми приборами учета за предыдущий месяц. При этом, фактическое потребление тепловой энергии, зарегистрированное ОДПУ, каждый месяц разное и зависит от температуры наружного воздуха, периода за который были сняты показания прибора учёта (количество дней).
Таким образом, каких либо нарушений в части внесения оплаты за потребляемую тепловую энергию судом не усматривается.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд приходит к выводу, что те обстоятельства, на которых истцы обосновывают свои исковые требования не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, а их доводы противоречат действующему законодательству. Истцами не представлены доказательства факта незаконной установки общедомового прибора учета (ОДПУ) тепловой энергии. В свою очередь доводы ответчика являются убедительными, подтвержденными соответствующими доказательствами, обоснованными действующим законодательством.
Ответчиком ООО РЭК Центральный в ходе рассмотрения дела заявлено ходатайство о применении к исковым требованиям истцов срока исковой давности.
В соответствии со ст.196 ГКРФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст. 200 ГКРФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования ( п.2. ст.200 ГКРФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2011 году установлен ОДПУ тепловой энергии в жилом доме по адресу: <адрес> ОДПУ тепловой энергии был допущен в эксплуатацию в технически исправном состоянии 28.11.2011г., о чем был составлен Акт первичного допуска в эксплуатацию. Истцами ежемесячно производилась оплата начислений за тепловую энергию по меньшей мере с отопительного сезона 2012-2013 гг. Таким образом, истцам было известно о наличии ОДПУ тепловой энергии еще с конца 2011 начало 2012 годов.
Возражений относительно данного обстоятельства со стороны истцов не последовало.
Истцы обратился в суд иском 19.12.2019, согласно штампа регистрации входящей корреспонденции, т.е с пропуском установленного 3-х летнего срока.
Довод истцов относительно того, что срок исковой давности следует исчислять с 24.07.2019, когда Управляющая компания отказала в удовлетворении требований жильцов об отключении ОДПУ, суд не может признать обоснованным, поскольку сами истцы знали об установке счетчика с 2011-2012 годов, производили соответствующие платежи. В своих многочисленных обращениях в ГЖИ, прокуратуру, в адрес управляющей компании (в частности ответ УК об установке ОДПУ от 26.01.2015), МКП Воронежтеплосеть в 2015 г. (л.д. 32)указывали на необоснованность начисление платы за теплоэнергию, в том числе в связи с установкой ОДПУ тепловой энергии, который с 2011 года не меняли.
Довод истцов относительно того, что потребление услуг по отоплению носит длящийся характер, с учётом сезонности и обязанности потребителя по оплате поставленных услуг, суд находит без основательным, поскольку в данном случае согласно исковых требований истцы просят признать неправомерным именно установку общедомового прибора учета тепла, в связи с чем произвести перерасчет, а не оспаривают сезонные начисления коммунальных оплат за теплоэнергию.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований о признании неправомерной установку общедомового прибора учета (ОДПУ) тепла в <адрес>, требования об обязании ООО РЭК «Центральный» начислять плату за коммунальную услугу по отоплению жителям жилого <адрес> по нормативам, принятым Правительством Воронежской области и утвержденным Приказом Департамента № 239 от 12.12.2014 г. (с изменениями на 27 сентября 2019 года), согласно Приложения № 1, отопительный период - январь, февраль, март, апрель, октябрь. Ноябрь, декабрь, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах постройки до 1999 года (Гкал на 1 кв. м площади в месяц) также не подлежат удовлетворению.
В данной части также следует отметить, что оплата за отопление в жилом <адрес> в настоящее время происходит согласно показателей прибора учета (ОДПУ) тепла, который является исправным и установлен согласно вышеуказанных предписаний.
Руководствуясь ст. ст.56, 194 – 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Яценко Риммы Алексеевны, Грековой Татьяны Ивановны, Проневской Татьяны Васильевны к ООО РЭК Центральный о признании неправомерной установку общедомового прибора учета тепла, перерасчете платы за коммунальные услуги оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течении месяца со дня изготовления решении суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Клочкова
Решение в окончательной форме изготовлено 24.06.2020.