Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 декабря 2015 года г. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Самарин А.М.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-3827/15 по административному исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти к администрации с.п. Севрюкаево муниципального района Ставропольский Самарской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с вышеуказанным исковым заявлением.
Заявленные требования мотивированы тем, ДД.ММ.ГГГГ при проведении плановой выездной проверки в отношении Муниципального предприятия муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» выявлены нарушения: не разработан проект организации зон санитарной охраны (ЗСО) подземного источника водоснабжения для <адрес>, что является нарушением требований п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; по разработанному проекту организации зон санитарной охраны (ЗСО) подземного источника водоснабжения для <адрес> отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, что является нарушением требований п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». В соответствии с протоколом лабораторных исследований №К от ДД.ММ.ГГГГ выданного филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в г. Тольятти» питьевая вода подаваемая населению <адрес> не соответствует требованиям по содержанию Жесткости – 11,8Ж0 при норме 10,0 Ж0; в соответствии с протоколом лабораторных исследований №К от ДД.ММ.ГГГГ выданного филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в г. Тольятти» питьевая вода подаваемая населению <адрес> не соответствует требованиям по содержанию жесткости 14,5Ж0 при норме 10,0Ж0, что является нарушением требований п. 3.4 СанПин 2.1.4 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Территория первого пояса ЗСО подземных источников водоснабжения <адрес> не ограждена, не спланирована для отвода поверхностного стока за его пределы, не обеспечена охраной, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, что является нарушением требований п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны подземных водозаборов <адрес> не оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, что является нарушением требований п. 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Производственный контроль качества воды подаваемой населению муниципального района Ставропольский, осуществляется не в полном объеме, так за 1 квартал 2015 г. отобрано на бактериологический анализ 42 пробы, на санитарнохимический анализ 11 проб, вместо 317 проб предусмотренных рабочей программой производственного контроля качества питьевой воды подаваемой населению Ставропольского района, что является нарушением требований п. 4.3 СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Не осуществляется производственный контроль качества воды подаваемой населению муниципального района Ставропольский по радиологическим показателям, что является нарушением требований п. 4.3, 4.4 СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». По результатам проведения проверки были составлены протоколы об административных правонарушениях: по ст.6.5 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; по ст.8.42 ч.2 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, №, №, №, №, №; по ст.8.2 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, № по результатам рассмотрения которых начальником Территориального отдела в г.Тольятти Управления Роспотребнадзора по Самарской области Безделиным С.М. ДД.ММ.ГГГГ. были вынесены постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа №, №, №, №, №, №, №, №, №. Проведенная Территориальным отделом в г.Тольятти Управления Роспотребнадзора по Самарской области проверка свидетельствует о нарушении перечисленных выше требований. Данное обстоятельство нарушает права граждан, проживающих на территории с.<адрес> на благоприятную окружающую среду и может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Настоящее административное дело рассмотрено без проведения устного разбирательства в порядке упрощенного (письменного) производства, в соответствии с ч.2. ст.291, ч. 1 ст.292 КАС РФ.
Исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и
структуре Федеральных органов исполнительной власти» Управление Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Самарской области - территориальным органом Федерального орган исполнительной власти.
Согласно статье 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 Закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со ст. 8 Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 11 Закона предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства об обязательном исполнении предписаний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Статьей 18 указанного Закона предусмотрено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, кроме того границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с ч.1 статьи 19 Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Частью 2 ст. 19 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды, указанных систем санитарным правилам.
В соответствии с ч.1 ст. 23 Федерального Закона от 07.12.2011г №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
На основании ч.4 ст.23 Федерального Закона от 07.12.2011г № 416-ФЗ питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В соответствии с требованиями п.3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с требованиями п.3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
На основании требований п.3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:
- п.3.4.1 обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение;
- п.3.4.2 содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения;
- п.3.4.3 содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 4 ст. 7 гл. 2 Устава сельского поселения Севрюкаево муниципального района Ставропольский Самарской области к компетенции поселения отнесены вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Администрация с.п. Севрюкаево являясь органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЭ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представляет интересы населения всего муниципального образования, поскольку местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Законодательством определено, что организация водоснабжения и водоотведения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Эта группа полномочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами права являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица, находящиеся на территории Российской Федерации.
Исковые требования заявлены Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» и ст. 21 и 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного действия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом, определить конкретно каждого потребителя не представляется возможным.
В силу требований ст. 76 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды решаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
На основании ч.1 ст.40 Кодекса административного судопроизводства РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.140, 175, 178-180, 291-294 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Севрюкаево муниципального района Ставропольский Самарской области по непринятию мер по организации водоснабжения на территории поселения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать Администрацию сельского поселения Севрюкаево муниципального района Ставропольский Самарской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на территории с.<адрес>, а именно:
- Разработать проект организации зон санитарной охраны (ЗСО) подземного источника водоснабжения для <адрес> в соответствии с требованиями п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
- По разработанному проекту организации зон санитарной охраны (ЗСО) подземного источника водоснабжения для <адрес> получить санитарно-эпидемиологическое заключение, в соответствии с требованиями п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
- Обеспечить качество питьевой воды подаваемой населению <адрес> в соответствии с требованиями п. 3.4 СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;
- Территорию первого пояса ЗСО подземных источников водоснабжения <адрес> оградить, спланировать для отвода поверхностного стока за его пределы, обеспечить охраной, дорожки к сооружениям выполнить в твердом покрытии, в соответствии с требованиями п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
- Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны подземных водозаборов <адрес> оборудовать с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, в соответствии с требованиями п. 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
- Производственный контроль качества воды, подаваемой населению, осуществлять в соответствии с требованиями пп.4.2, 4.3, 4.4 СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья А.М. Самарин