66RS0057-01-2018-001130-24 Дело №2-44/2019
Мотивированное решение составлено 28 января 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2019 года г.Талица
Талицкий районный суд Свердловской области в составе:
судьи Баклановой Н.А.,
при секретаре Мукашевой О.М.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Талицкого района в интересах Козырчикова С.В. к Администрации Талицкого городского округа об обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма,
у с т а н о в и л
Прокурор Талицкого района обратился в суд в интересах Козырчикова Сергея Валентиновича с иском к Администрации Талицкого городского округа, об обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Талицкого района рассмотрено обращение Козырчикова С.В. о нарушении его жилищных прав Администрацией Талицкого городского округа.
Согласно ч.l ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Козырчиков С.В. в соответствии с распоряжением Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № признан нуждающимся в жилом помещении на основании пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, включен в список граждан принятых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по п. Троицкий, Талицкого городского округа по категории «инвалид». В настоящее время жилья не имеет, проживает в разных съемных квартирах, единственным источником дохода является пенсия.
При этом, Козырчиков С.В. является инвалидом 1 группы, имеет заболевание, входящее в специальный Перечень тяжелых форм хронических заболеваний (код заболеваний <данные изъяты>), указанного в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Козырчиков С.В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Учитывая, что Козырчиков С.В. является инвалидом 1 группы, имеет стойкие ограничения физических возможностей о защите своих прав, обратился в прокуратуру района с просьбой о защите жилищных прав, прокурор района посчитал возможным обратиться в суд в защиту интересов инвалида.
Прокурор Талицкого района ссылаясь на ст.45 ГПК РФ, ст.ст.49,51,57 ЖК РФ, ст.17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" просит обязать администрацию Талицкого городского округа предоставить Козырчикову С.В. на условиях социального найма жилое помещение на территории п. Троицкий, Талицкого района не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа.
В судебном заседании суду представлено уточненное исковое заявление.
Прокурор Талицкого района ссылаясь на ст.ст.49,51,57 ЖК РФ, ст.17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" просит обязать администрацию Талицкого городского округа предоставить Козырчикову С.В. на условиях социального найма жилое помещение на территории г.Талица не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, указывая, что истец фактически проживает в г.Талица и зарегистрирован по месту пребывания в г.Талица.
В судебном заседании помощник прокурора Сизикова О.А., истец на заявленных требованиях настаивали.
Представитель ответчика Администрации Талицкого городского округа Соколов В.С., действующий на основании доверенности, с иском не согласился, мотивируя тем, что муниципальное жилье предоставляется малоимущим гражданам, нуждаемость и доходы истца не проверены, суду представлен письменный отзыв (л.д.25-26).
Представитель третьего лица на стороне ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа Ямщикова Е.Н., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, мотивируя тем, что предоставление жилых помещений инвалидам является компетенцией Свердловской области, суду представлен письменный отзыв (л.д.27-29).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч.1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч.2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).
В соответствии со ст.17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
В соответствии с ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Как установлено судом, истец Козырчиков С.В. является инвалидом первой группы, что подтверждается копией справки МСЭ-2012 № (л.д.49).
Распоряжением Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа от 31.05.2016г. № «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Козырчиков С.В. признан нуждающимся в жилых помещениях и принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, основание принятия на учет «пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ» на основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11,38-39,41-42).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в Списке указанной категории граждан по п.Троицкий (л.д.34-36).
Согласно копии заключения ВК ГБУЗ СО «Талицкая ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, истец страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № (л.д.57-58).
Истец зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д.66).
Фактически истец проживает на условиях найма в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Указанное стороной ответчика не опровергнуто.
Как следует из представленных суду документов, на ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем: пенсии по инвалидности – 11914,60 руб., ежемесячной денежной выплаты - 2679,90 руб., компенсационной выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами - 1380,00 руб. (л.д.73-75), автомототранспортных средств за истцом не зарегистрировано (л.д.72), сведения о регистрации за истцом права собственности на объекты недвижимости отсутствуют (л.д.53 оборот, 56 оборот,71). Указанное стороной ответчика не опровергнуто.
При таких обстоятельствах, требование об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение на условиях социального найма заявлено обоснованно.
Согласно Уставу Талицкого городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пп.5 п.1 ст.6 Устава).
Согласно ст. 30 Устава Талицкого городского округа Администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Администрация городского округа обладает правами юридического лица в соответствии с гражданским законодательством, с особенностями, предусмотренными для органов местного самоуправления федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и настоящим Уставом.
Согласно ст. 31 Устава Талицкого городского округа к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относятся, в том числе:
учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном законом Свердловской области порядке, учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пп.60);
обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (пп.61);
организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пп.62).
При указанных обстоятельствах, ответчик Администрация городского округа наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда категориям граждан «малоимущие».
Таким образом, поскольку истец принят на учет, он признан малоимущим, он имеет право на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Истец принят на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений как инвалид и право на внеочередное предоставление жилья было признано стороной ответчика, указанное право не реализовано до настоящего времени, тогда как жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В соответствии с ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу ч.2 ст.58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно ч.1, ч.2 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Думы Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 113 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории Талицкого городского округа" постановлено: установить на территории Талицкого городского округа норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, являющуюся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма, в размере 15 квадратных метров на одного человека, для одиноко проживающих граждан - в размере 33 квадратных метров.
Таким образом, размер предоставляемого истцу жилого помещения должен быть не менее 33 кв.м.
На основании изложенного, исковые требования о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12,56,196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Талицкого района в интересах Козырчикова С.В. к Администрации Талицкого городского округа об обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию Талицкого городского округа предоставить Козырчикову С.В. на условиях социального найма жилое помещение на территории г.Талица Свердловской области не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Бакланова Н.А.