Дело № 2-256/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2018 года пгт.Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,
с участием представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №№
при секретаре Слугиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Потехиной С.Ю. к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Козульском районе Красноярского края о признани незаконным решения и возложении обязанности производства ежемесячной компенсационной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Потехина С.Ю. обратилась в суд с исковыми требованиями к Управлению Пенсионного фонда (ГУ) в Козульском районе о признании незаконным решения начальника ГУ УПФ РФ в Козульском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. и возложении обязанности произвести ежемесячную компенсационную выплату по уходу за ребёнком инвалидом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
Свои требования мотивировала тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица являлась приемным родителем ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является ребёнком-инвалидом, ему установлена социальная пенсия и пособие, предоставляются меры социальной поддержки, установленные законодательством РФ для детей инвалидов до достижения ребёнком 18 лет. Полагает, что на неё распространяется Указ Президента РФ «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы» от ДД.ММ.ГГГГ. №, согласно которого в целях усиления социальной защищенности отдельных категории граждан с 01 января 2013 года установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидам с детства 1 группы, в том числе родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) в размере 5500 рублей. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилсь в ГУ УПФ РФ в Козульском районе Красноярского края с заявлением о назначении ежемесячной выплаты по уходу за ребёнком инвалидом, и представила необходимые документы. Решением начальника ГУ УПФ РФ в Козульском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. истице в назначении ежемесячной выплаты отказано, как лицу, осуществляющему уход за ребёнком инвалидом, так как истица является работающей по договору на возмездной основе. С данным решением она не согласна, поскольку в соотвсетвии со ст.15 ТКРФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. Согласно ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Исходя из смысла ч.2 ст.152, п.2 ст.153.1 Семейного кодекса РФ, статьи 16 ФЗ от 24.04.2008г. №48 «Об опеки и попечительстве» вознаграждение приемным родителям является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, в связи с чем, осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы. Пунктом 1 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществлющими уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007г. №343, которыми определен, в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006г. №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющими уход за нетрудоспособными гражданами», порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющими уход за нетрудоспособными гражданами. В соответствии с Указом Президента РФ от 26.02.2013г. №175 «О ежемесячных выплатах, осуществляющим уход за детьми инвалидами и инвалидами с детства 1 группы» п.1, 3, 4 установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребёнком - инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидов с детства 1 группы (далее ежемесячные выплаты): родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) в размере 5500 рублей. Ежемесячные выплаты производятся к установленной ребёнку-инвалиду или инвалиду с детства 1 группы пенсии в период осуществления ухода за ним. Ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребёнка-инвалида или инвалида с детства 1 группы на период осуществления ухода за ним. Согласно подпункту «д» пункта 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, осуществление компенсационной выплаты не производится или могут быть прекращены в случае выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы. Таким образом, она имела право на получение ежемесячной компенсацинной выплаты по уходу за ребёнком инвалидом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что вознограждение приемным родителям является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, в связи, с чем осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье не может являться, в силу закона, выполнением оплачиваемой работы.
В ходе производства по делу уточнила исковые требования и просила произвести ежемесячную компенсационную выплату по уходу за ребёнком инвалидом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 217800 рублей.
Истец Потехина С.Ю. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования иска не признала, пояснила, что Потехина С.Ю. получала вознаграждение на возмездной основе по договору об осуществлении опеки или попечительства. В Пенсионный фонд производились страховые взносы, в дальнейшем данный стаж учитывался как периоды работы. В своих возражениях руководитель управления ПФР указал, что Потехина С.Ю. приняла на воспитание в приемную семью ребёнка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения согласно договора о передачи ребёнка на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.16 ФЗ от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» обязанности по опеки и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, когда орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, заключает с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. К числу вышеуказанных договоров относятся также договор о приемной семье и договор о патронатной семье. Согласно ст. 152 СК РФ предусмотрено, в частности, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 СКРФ, а в частности, не урегулированной указанной главой, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений. Следовательно, договор, предусматривающий выплату вознаграждения опекунам, является гражданско-правовым договором, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг. Указанное вознаграждение не относится к предусмотренным НКРФ, а также ФЗ от 24.07.2009г. №212 видам доходов, освобождаемых от налогообложения. С учетом положений ФЗ от 15.12.2001г. №167 на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договору, являющемуся договором гражданско-правового характера, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Периоды, в течение которых в Пенсионный фонд РФ перечислялись страховые взносы за указанных застрахованных лиц, включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы, опекуны (приемные родители), получающие вознаграждения в соответствии с договором, относятся к категории работающих лиц. В этой связи опекуны (попечители), осуществляющие возмездную опеку (приемные родители), получающие вознаграждение в соответствии с договором, приравниваются к категории работающих лиц и права на установление ежемесячной выплаты в соответствии с Указом от 26.02.2013г. №175 не имеют. Истец ДД.ММ.ГГГГ. обратилась с заявлением на назначение ежемесячной выплаты, как лицу, осуществляющему уход за ребёнком-инвалидом в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №. Согласно информации из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истица зарегистрирована по данным персонифицированного учета с ДД.ММ.ГГГГ., ежегодно, начиная со ДД.ММ.ГГГГ, имеются отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В связи с чем, решением Управления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ. Потехиной С.Ю. отказано в назначении ежемесячной выплаты в соответствии с Указом от ДД.ММ.ГГГГ. №, поскольку является работающей по договору на возмездной основе, соответственно прав на компенсационную выплату не имела.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с 1 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 руб.; другим лицам - в размере 1200 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы" утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила), в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.
В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт "д" пункта 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.
Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (п. 1 ст. 145 СК РФ).
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (пункты 1 и 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из положений пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм Семейного кодекса Российской Федерации также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Красноярского края N 14-509 от 24 июня 1997 года "О размере вознаграждения приемным родителям" за воспитание каждого приемного ребенка приемных родителям выплачивается вознаграждение, одному приемному родителю устанавливается исходя из ставки, равной 4954,0 рубля, и зависит от количества принятых на воспитание в семью детей.
Из изложенных норм регионального законодательства видно, что получаемое приемными родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате.
В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Как следует из материалов дела на основании постановления №-п от ДД.ММ.ГГГГ. главы <адрес> над несовершеннолетними ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. установлена опека, опекуном назначена Потехина С.Ю..
Согласно пенсионному удостоверению № на имя ФИО2, является ребёнком инвалидом с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. между Управлением образования, опеки и попечительства администрации Козульского района и Потехиной С.Ю. (приемный родитель) заключен договор о передачи ребёнка на воспитание в приемную семью № в соответствии с которыми Управление образования, опеки и попечительства администрации Козульского района обязуется передать, а приемный родитель принять на воспитание в приемную семью несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Данным договором предусмотрено, что приемный родитель принял на себя обязательство по воспитанию приемного ребёнка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения образования, готовить его к самостоятельной жизни, а Потехина С.Ю. имеет право на получение денежных средств, выделяемых на содержание приемного ребёнка до достижения ими возраста совершеннолетия, получать ежемесячные вознаграждения в размере, установленном Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. № «О размере вознаграждения приемным родителям».
Как следует из протокола заседания комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Козульском районе Красноярского края по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социального обеспечения застрахованных лиц № от ДД.ММ.ГГГГ., решения Управления Пенсионного фонда РФ в Козульском районе Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. Потехина С.Ю. обратилась в УПФ РФ в Козульском районе Красноярского края с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты за ребенком-инвалидом, предусмотренной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы". В назначении ежемесячных выплат по уходу за ребёнком - инвалидом было отказано в связи с тем, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства 1 группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим, в то время, как Потехина С.Ю. относится к категории работающих лиц по договору на возмездной основе в Министерстве образования, за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения указанного решения ей начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Руководствуясь положениями ст. 152, 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 31 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" суд полагает, что компенсационная выплата устанавливается неработающим трудоспособным лицам в целях частичной компенсации им заработка за указанный период, поскольку в период осуществления такого ухода трудоспособные граждане, не имея возможности работать, остаются без источника средств к существованию.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с 1 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 руб.; другим лицам - в размере 1200 руб.
Согласно представленной ответчиком информации из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Потехиной С.Ю., с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по данным персонифицированного учета, с ДД.ММ.ГГГГ имеются отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в связи с осуществлением работы в Министерстве образования и получением вознаграждения.
Поскольку Потехина С.Ю., являясь стороной договоров о приемной семье от ДД.ММ.ГГГГ., приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребёнка за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, в связи с этим истица, как работающее лицо, не имеет права на получение ежемесячных выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы".
Таким образом, требования истицы Потехиной С.Ю. о признании незаконным решения начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Козульском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. и возложении обязанности произвести ежемесячную компенсационную выплату по уходу за ребёнком инвалидом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 217800 рублей не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием правовых оснований для признания указанного решения незаконным и для возложения обязанности назначить истцу ежемесячные компенсационные выплаты по уходу за ребёнком-инвалидом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Потехиной С.Ю. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Козульском районе Красноярского края о признании незаконным решения начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Козульском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. и возложении обязанности произвести ежемесячную компенсационную выплату по уходу за ребёнком инвалидом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 217800 рублей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Красноярский краевой суд через Козульский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья: О.В. Чижикова
Мотивированное решение изготовлено 04.10.2018г.