Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-505/2015 ~ М-495/2015 от 27.08.2015

Дело № 2-505/2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 октября 2015 года                              г. Кемь, РК

Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                                                  Гордевич В.С.,

при секретаре                                                                                                           Гавриловой Н.Б.,

с участием помощника прокурора                                                                          Алешиной И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах несовершеннолетнего И. к администрации Кемского муниципального района об обязании предоставить место в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кемского района обратился в суд в интересах несовершеннолетнего И. с назваными требованиями по тем основаниям, что 18.04.2013 г. Наркевич Е.Ю. обратилась в администрацию Кемского муниципального района с заявлением о постановке на учет ее сына И. с целью устройства его в муниципальное дошкольное образовательное учреждение по месту жительства на полный день. На основании данного заявления И. был включен в реестр потенциальных воспитанников учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования с 18.04.2013 г.. 18.08.2014 г. МКУ Кемское УО И. было выдано направление № 723 для посещения группы кратковременного пребывания МБДОУ Детского сада № 4. 22.05.2015 г. по результатам заседания комиссии по учету, распределению мест и комплектованию муниципальных образовательных организаций Кемского муниципального района И. место в группе полного дня не было предоставлено, отказ мотивирован тем, что свободных мест нет, возраст ребенка не соответствует возрасту детей набираемой группы (производился набор детей в возрасте с 01.01.2013 по 30.09.2013 года рождения), в связи с чем И. продолжает посещать группу кратковременного пребывания МБДОУ Кемского детского сада № 4.

Полагает, что указанными действиями администрация нарушила конституционное право малолетнего И. на равное, общедоступное, бесплатное, дошкольное образование. Реализуя государственные обязательства по обеспечению равного и общедоступного права на прием ребенка заявителя в государственное дошкольное образовательное учреждение администрация Кемского муниципального района не вправе при соответствии несовершеннолетнего требованиям, установленным Законом «Об образовании» отказать в предоставлении соответствующего места в образовательном учреждении, указав на отсутствие свободных мест. Обращаясь в администрацию района 20.10.2014 г., заявитель указала, что просит выдать направление своему сыну в МБДОУ Детский сад № 2 «Аленушка», МБДОУ Детский сад «Брусничка», МБДОУ Детский сад № 4 «Теремок», то есть по месту ее жительства, в группу полного дня.

ДД.ММ.ГГГГ И. исполнилось три года, местом в группе полного дня в государственном (муниципальном) дошкольном образовательном учреждении по месту жительства он до сих пор не обеспечен, действенных мер по обеспечению его права администрация Кемского муниципального района не принимает. Ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года.

И. с сентября 2014 года и с сентября 2015 года предоставлялось место в группе кратковременного пребывания, однако в предоставлении места в группе полного дня отказывалось. Таким образом, администрация Кемского муниципального района не принимает действенных мер для исполнения Указа Президента РФ, для обеспечения И. местом в МДОУ в группе полного дня, а также грубо нарушает его конституционное право на равное, общедоступное, бесплатное, дошкольное образование.

Просил обязать администрацию Кемского муниципального района (комиссию по распределению мест в муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения и дошкольные группы муниципальных бюджетных образовательных учреждений администрации Кемского муниципального района) организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетнему сыну Наркевич Е.Ю. - И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения путем приема в муниципальное образовательное учреждение муниципального образования, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования, расположенное по месту их жительства в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Алешина И.Л. поддержала иск в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнив, что образовательная программа в группе кратковременного пребывания отличается по объему времени от образовательной программы в группе полного дня. Образование в группе кратковременного пребывания является альтернативой общему образованию.

Законный представитель несовершеннолетнего истца - его мать Наркевич Е.Ю. в суде иск поддержала и пояснила, что даже дети, которые родились позже ее сына, уже пошли в детский сад в группу полного дня. Группу кратковременного пребывания сын посещать не сможет, так как у нее полный рабочий день. В группе кратковременного пребывания дети по возрасту младше, чем ее сын, поэтому на занятия его водят в другую группу. Она имеет право выбрать форму получения образования, ей нужно место в детском саду на полный день.

Представитель ответчика - администрации Кемского муниципального района, в судебное заседание не явился, от представителя ответчика по доверенности Пауш С.В. поступила телефонограмма, в которой он возражал против удовлетворения заявленных требований и просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Ранее в судебном заседании Пауш С.В. пояснил, что услуга по предоставлению бесплатного дошкольного образования И. предоставляется, так как в группе кратковременного пребывания в полном объеме реализуется программа дошкольного образования. Группа кратковременного пребывания была организована в целях исполнения Указов Президента, изданных в мае 2012 года. Услуга должны быть предоставлена именно по образованию, а не по уходу за ребенком. Форма получения дошкольного образования может быть очная, заочная, семейная. Образовательная услуга в группах кратковременного пребывания и полного дня оказывается одинаковая.

Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МБДОУ Детский сад № 4 «Теремок» - заведующая Клименко Т.Ф., в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда и пояснила, что в 2014-2015 учебном году образовательный процесс в группе кратковременного пребывания соответствовал возрасту И., а в этом учебном году не соответствует.

Представитель 3-го лица Муниципального казенного учреждения «Управление образования» Кемского муниципального района, будучи надлежащим образом извещен о времени месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил. В ранее представленном отзыве Начальник Управления Пауш С.В. по сути заявленных требований пояснил:

Наркевич Е.Ю. обратилась в МКУ Кемское УО с заявлением о постановке на учет и внесении в единый муниципальный электронный реестр потенциальных воспитанников, реализующих образовательные программы дошкольного образования своего сына И. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) 18 апреля 2013 года в 16 часов 10 минут.

На 17.09.2015 г. И. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) состоит в реестре под № 5 от 18.04.2013 г.

Общая очередность в электронном реестре по состоянию на 17.09.2015г. детей 2012 года рождения составляет 22 человека.

В общей очередности электронного реестра состоят дети, которые относятся к льготной категории граждан. К льготной категории граждан И. не относится.

И. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), было предоставлено место в группе кратковременного пребывания МБДОУ Кемского детского сада № 4. Администрация Кемского муниципального района предоставила право на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования. Направление № 723 получено 18.08.2014 г. в МКУ Кемском УО и посещают группу кратковременного пребывания МБДОУ Кемского детского сада № 4. Клименко Т.Ф., заведующая МБДОУ Кемского детского сада № 4, сообщила, что И. посещал группу кратковременного пребывания в 2015 году, о снятии с детского сада заявления написано не было, документы не забирали.

В связи с вышеизложенным, МКУ Кемское УО информирует, что обеспечение И. (ДД.ММ.ГГГГ.р.) местом в МБДОУ на полный день пребывания на 17.09.2015 г. не является возможным.

           Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Суд, заслушав законного представителя несовершеннолетнего истца Наркевич Е.Ю., представителя 3-го лица Клименко Т.Ф., мнение помощника прокурора Алешиной И.Л., полагавшей иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, удовлетворяет иск.

Судом установлено, что Наркевич Е.Ю. приходится матерью несовершеннолетнего И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

18 апреля 2013 года Наркевич Е.Ю. обратилась в администрацию Кемского муниципального района с заявлением о постановке ее сына И. в базу данных об очередности по устройству детей в МДОУ.

По итогам заседания комиссии по распределению мест и комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных общеобразовательных учреждений И. согласно очередности предоставлено место в группе кратковременного пребывания МБДОУ Кемского детского сада № 4. По состоянию на 17 сентября 2015 года несовершеннолетний И. состоит в общей очереди под номером 5. Общая очередность в электронном реестре по состоянию на 17.09.2015 г. детей 2012 года рождения составляет 22 человека.

С сентября 2014 года несовершеннолетний И. посещает группу кратковременного пребывания МБДОУ Кемского детского сада № 4. В ответ на заявление Наркевич Е.Ю. от 29.05.2015 г., МКУ «Управление образования» Кемского муниципального района в предоставлении места в группе полного дня для ее сына отказано, в связи с несоответствием возраста детей набираемой группы. В группу набирались дети в возрасте с 01.01.2013 г. по 30.09.2013 г., а И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В настоящее время И. второй год подряд посещает группу кратковременного пребывания в МБДОУ Детский сад № 4 «Теремок».

Согласно ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» (вступившей в силу для России с 15 сентября 1990 года), во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка. Статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Аналогичное положение содержится в п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает полномочия органа местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1 статьи 67 Закона).

Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона № 273-ФЗ. Так, прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (часть 1). Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 9).

Согласно части 2 статьи 67 Федерального закона № 273-ФЗ правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3 ст. 67).

При этом в силу части 4 статьи 67 названного закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и ст. 88 (особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации) настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Части 5 и 6 указанной статьи регламентируют основания соответственно организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения и основания организации конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.

Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

Вышеуказанные полномочия органов местного самоуправления, закрепленные в пункте 11 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Доводы представителя ответчика Пауша С.В. о том, что образовательная услуга в группе кратковременного пребывания и в группе полного дня оказывается в одинаковом объеме, суд находит несостоятельными, так как при изучении Учебного плана основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности на 2015-2016 учебный год, утвержденного заведующей МБДОУ Детского сада № 4 «Теремок», установлено, что продолжительность занятий по всем видам образовательных областей («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») в группе кратковременного пребывания (дети 2-3 лет) значительно меньше, чем во 2-й младшей группе (дети 3-4 лет, то есть возраста несовершеннолетнего истца), итоговая разница за неделю составляет 1 час. 15 мин. (2ч. 45 мин. - 1 час. 30 мин.) Из чего следует, что образовательная услуга в группе кратковременного пребывания оказывается в гораздо меньшем объеме, чем в группе полного дня.

Кроме того, в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки правительству РФ постановлено обеспечить достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3-х до 7-и лет. В целях реализации положений названного Указа Президента РФ Минобрнауки РФ разработаны Рекомендации по порядку комплектования образовательных учреждений (Письмо от 08.08.2013 № 08-163). Из пункта 21 названных Рекомендаций следует, что в том случае, если органы местного самоуправления не смогли обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении, вследствие чего обеспечили ребенку возможность получения образования в одной из вариативных форм, в том числе, в группе кратковременного пребывания, то в следующем учебном году ребенку должно быть предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении с 1-го сентября. Поскольку несовершеннолетний И. в прошлом учебном году уже посещал группу кратковременного пребывания, то в этом (2015-2016) учебном году он имел право на получение места в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении.

          Доводы ответчика на невозможность предоставления несовершеннолетнему И. места в дошкольном учреждении в группе полного дня ввиду отсутствия мест и определенной очередности предоставления мест в дошкольное учреждение не может служить основанием к принятию решения об отказе в иске. В силу гарантированных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, в частности права на получение бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (ст.43 Конституции РФ), орган местного самоуправления своевременно обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений. Предпринятые ответчиком действия по открытию группы кратковременного пребывания на базе МБДОУ Детский сад № 4 не означают исполнение органом местного самоуправления обязанности по предоставлению места в дошкольном учреждении несовершеннолетнему И., поскольку такое право у малолетнего уже возникло и до настоящего времени ответчиком не обеспечено. Для того чтобы обеспечить право И. на получение дошкольного образования, ответчик должен был предоставить место в дошкольном учреждении в момент наступления такого права.

Материалы дела свидетельствуют о том, что несовершеннолетний И. имеет право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении и его законный представитель - его мать Наркевич Е.Ю. в поданном заявлении выразила намерение на получение ее сыном дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Между тем, администрацией Кемского муниципального района обязанность по обеспечению несовершеннолетнего И. местом в детском дошкольном учреждении не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.

Непредоставление ответчиком места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления законного представителя несовершеннолетнего правообладателя свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования.

На основании изложенного и приведенных норм права суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

Суд полагает возможным установить ответчику месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения решения суда, учитывая при этом установленные обстоятельства, мнение прокурора и истца, принцип разумности, а также положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ.

Прокурором заявлено ходатайство о вынесении частного определения в адрес ответчика. Суд, учитывая установленные обстоятельства дела, положения статьи 226 ГПК РФ, из которой следует, что суд вправе вынести частное определение, не находит оснований для вынесения частного определения.

Руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Кемского района в интересах несовершеннолетнего И. - удовлетворить.

Обязать администрацию Кемского муниципального района в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетнему сыну Наркевич Е.Ю. - И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путем приема в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение в группу общеразвивающей направленности основной общеобразовательной программы дошкольного образования, расположенное по месту жительства несовершеннолетнего.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

          Председательствующий:                                                                                   В.С.Гордевич

          Решение в окончательной форме вынесено 09 октября 2015 года.

2-505/2015 ~ М-495/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кемского района
Наркевич Елена Юрьевна
Информация скрыта
Ответчики
Администрация Кемского муниципального района
Другие
МБДОУ Детский сад № 4 "Теремок"
Пауш Сергей Викторович
Клименко Тамара Федоровна
МКУ "Управление образования Кемского муниципального района"
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Гордевич Виктор Станиславович
Дело на странице суда
kemsky--kar.sudrf.ru
27.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.08.2015Передача материалов судье
01.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2015Судебное заседание
30.09.2015Судебное заседание
05.10.2015Судебное заседание
09.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2015Дело оформлено
13.11.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее