Дело № 2-1372/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2018 года г. Пенза
Железнодорожный районный суд г. Пензы в составе председательствующей судьи Гореловой Е.В.,
при секретаре Сероглазовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мялькина ФИО8 к Казеевой ФИО9 о признании права собственности на земельный участок и садовый домик,
УСТАНОВИЛ:
Мялькин ФИО10 обратился в суд с иском, указав, что согласно договору купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ он приобрел дачу в с/о <адрес> в г. <адрес> у Казеева ФИО11Между сторонами было достигнуто соглашение по всем существующим условиям договора. Договор был исполнен сторонами, имущество передано от продавца к покупателю. Правомерность заключения договора никем не оспорена. Взаимные обязательства, вытекающие из договора купли – продажи дачного участка, стороны исполнили надлежащим образом. Однако договор купли – продажи не был зарегистрирован в органах по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи со смертью продавца – Князева ФИО12 Поскольку договор купли – продажи нежилого помещения и земельного участка был совершен в надлежащей форме, фактически был исполнен, продавец обладал необходимыми полномочиями на отчуждение дачного садового домика общей площадью 12,5 кв. м с хозяйственными постройками и земельного участка площадью 640 кв. м для ведения садоводства на основании свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Единственным препятствием для регистрации договора и перехода права собственности явилась смерть продавца. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности, покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании ст. 305 ГК РФ. Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли – продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности.
Ответчик принявший наследство после смерти наследодателя не оспаривает подлинность договора купли – продажи и расписки, принадлежность подписи на ней.
Истец Мялькин ФИО13 просил суд признать за ним право собственности на земельный участок площадью 640 кв. м для ведения садоводства и садовый домик общей площадью 12,5 кв. м с хозяйственными постройками по адресу г. Пенза с/т <адрес>
В судебное заседание истец Мялькин ФИО14 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Мялькина ФИО15 – адвокат Андрюшаев ФИО16 (ордер в деле) в судебном заседании доводы искового заявления поддержал, просил иск удовлетворить, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ между Казеевым ФИО17 и Мялькиным ФИО18 совершена сделка купли – продажи дачного участка № в <адрес> подлинный документы, удостоверяющие право собственности продавца были переданы покупателю вместе с проданным имуществом. В связи с тем, что Казеев ФИО19 умер в 2013 году истец не имеет возможности зарегистрировать переход права собственности на данный участок по договору купли – продажи. Наследником имущества умершего является супруга – Казеева ФИО20 (ответчик), которая каких – либо претензий к имуществу, являющемуся спорным по настоящему делу не имеет.
Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Пензенской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Пензенской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив сведения суду по спорному объекту недвижимости, имеющиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии со ст.233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, против чего сторона истца не возражала.
Суд, выслушав пояснения истица, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Пунктом 1 ст.8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу п.2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п.1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п.1 ст. 432 ГК РФ).
В соответствии с положениями статьи 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п.2 ст.434 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ года Казееву ФИО21 на праве собственности принадлежат садовый домик общей площадью 12,5 кв.м с хозяйственными постройками и земельный участок площадью 640 кв. м для ведения садоводства, по адресу <адрес>
Указанное обстоятельство усматривается из подлинных правоустанавливающих документов, представленных истцом – свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ №, выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, а также сведений, представленных Управлением Росреестра в письменном заявлении.В материалы дела истцом представлен договор купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому Казеев ФИО22 продал, а Мялькин ФИО23 приобрел дачу в <адрес>, цена договора – 12 000 руб. Согласно расписке Казеева ФИО24 от ДД.ММ.ГГГГ он получил от Мялькина ФИО25 денежные средства 12 000 руб. за указанную выше дачу.
Договор купли – продажи в установленном законом порядке зарегистрирован не был, до настоящего времени переход права собственности от Казеева ФИО26 к Мялькину ФИО27 не зарегистрирован.
В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Согласно п. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Рассматривая требования Мялькина ФИО28, суд исходит из того, что обязанности по договору участниками сделки были исполнены в полном объеме, а регистрация сделки не произошла по независящим от них причинам, в связи со смертью продавца.
При этом суд исходил из того, что оплата по договору произведена в полном объеме до его подписания, что следует из условий договора; факт передачи подлинных правоустанавливающих документов на садовый домик и земельный участок.
Материалами гражданского дела подтверждено и не оспаривалось ответчиком, что с ДД.ММ.ГГГГ Мялькин ФИО29, пользуется земельным участком с расположенным на нем садовым домиков в с/т <адрес> в соответствии с его целевым назначением.
Из представленных Управлением Росреестра по Пензенской области сведений следует, что в Едином государственном реестре недвижимости право собственности на земельный участок для ведения садоводства, площадь 640 кв. м с кадастровым номером № и садовый домик, площадью 12,50 кв. м с кадастровым №, расположенные по адресу <адрес> зарегистрировано за Казеевым ФИО30
Сведений о притязаниях на спорный земельных участок со стороны других лиц материалы дела не содержат. Представленные сторонами доказательства, а также установленные по делу обстоятельства позволяют суду сделать вывод о достижении между Мялькиным ФИО31 и Казеевым ФИО32 договоренности о передаче земельного участка истцу в собственность, сделка надлежащим образом не оформлена, однако, указанное обстоятельства не препятствует защите прав истца на спорный земельный участок.
Согласно разъяснениям, данных в п. п. 58, 59, 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В соответствии с ч. 2 ст. 165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Исходя из смысла п. 3 ст. 165 ГК РФ, с учетом необходимости применения в данном споре названной нормы по аналогии, суд может принять решение о государственной регистрации сделки не только в случае виновного уклонения одной из сторон от регистрации, но и в случаях невозможности этой стороной совершить определенные действия, направленные на регистрацию сделки перехода права собственности к приобретателям по независящим от воли данной стороны причинам. Смерть продавца недвижимости Казеева ФИО33 относится к тем объективным причинам, по которым не была произведена государственная регистрации перехода прав на проданное недвижимое имущество.
Поскольку судом установлены обстоятельства обоснованности требований Мялькина ФИО34 они подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 551 ГК РФ переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Исковые требования – удовлетворить.
Признать за Мялькиным ФИО35 (<данные изъяты>) право собственности на земельный участок площадью 640 кв. м с кадастровым номером № для ведения садоводства и садовый домик общей площадью 12,5 кв. м с кадастровым номером № с хозяйственными постройками по адресу г. Пенза с/т «Труд» <адрес>
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Горелова Е.В.
Мотивированное решение изготовлено 07.08.2018 года.