дело № 3а-139/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2019 г. г. Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
при секретаре Политовой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пенкиной И.М., Пенкиной Е.М. и Пенкина В.М. к администрации Костромской области и Управлению Росреестра по Костромской области об установлении в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Пенкина И.М., Пенкина Е.М. и Пенкин В.М. обратились в суд с названным административным иском, указывая в обоснование требований, что являются долевыми собственниками следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания – склад и навес, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 11 869 246,89 руб.;
- земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью № кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание тепломеханического оборудования. Участок находится примерно в 20 метрах по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, промзона, квартал №; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации промышленных зданий и сооружений, кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на 01.01.2013 г. в размере 5 062 502,46 руб.
Однако согласно отчетам об оценке № и №, составленным ООО «РОСТоценка Валерия» (оценщик ФИО17), рыночная стоимость объектов недвижимости на указанные даты составляет соответственно 2 808 614 руб. и 1 655 236 руб.
Таким образом, размер кадастровой стоимости объектов завышен по сравнению с их реальной рыночной стоимостью, что влечет за собой увеличение размера налоговых платежей и свидетельствует о нарушении прав административных истцов.
Административные истцы просят установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В судебное заседание административные истцы Пенкина И.М., Пенкина Е.М. и Пенкин В.М. не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители административных ответчиков администрации Костромской области и Управления Росреестра по Костромской области, представители заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области и администрации городского округа г. Волгореченск, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно административных исковых требований не представили.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела Пенкина И.М., Пенкина Е.М. и Пенкин В.М. с 2012 года являются долевыми собственниками (размер доли у каждого соответственно 1/6, 2/3 и 1/6) следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания – склад и навес – с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
- земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью № кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание тепломеханического оборудования. Участок находится примерно в 20 метрах по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, промзона, квартал №; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации промышленных зданий и сооружений /том 2 л.д. 5-6, 8-9/.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость здания по состоянию на 01.03.2016 г. утверждена в размере 11 869 246,89 руб., кадастровая стоимость земельного участка утверждена по состоянию на 01.01.2013 г. в размере 5062502,46 руб. /том 2 л.д. 7, 10/.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее также – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу положений статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации административные истцы являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
В соответствии со статьёй 402 Налогового кодекса Российской Федерации и нормами Закона Костромской области от 29.10.2015 г. № 18-6-ЗКО «Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости здания также влияют на объём налоговых обязательств Пенкиной И.М., Пенкиной Е.М. и Пенкина В.М., а, следовательно, затрагивают их права.
В силу статьи 24.18. Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно частям 1 и 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В подтверждение заявленных требований административные истцы представили отчет об оценке рыночной стоимости нежилого здания № от 24.12.2018 г. и отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № от 19.12.2018 г., составленные ООО «РОСТоценка Валерия» (оценщик ФИО18 согласно которым рыночная стоимость здания по состоянию на 01.03.2016 г. определена в размере 2 808 614 руб. /том 2 л.д. 23-236/, рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2013 г. в размере 1 655 236 руб. /том 3 л.д. 1-133/.
Отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», его ответственность как оценщика застрахована. Содержащиеся в отчетах выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчетах, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объектов недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований.
Административное исковое заявление поступило в суд 18 февраля 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – склад и навес – с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 2 808 614 (два миллиона восемьсот восемь тысяч шестьсот четырнадцать) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью № кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир здание тепломеханического оборудования, участок находится примерно в 20 метрах по направлению на юг от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес>, промзона, квартал №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 1 655 236 (один миллион шестьсот пятьдесят пять тысяч двести тридцать шесть) рублей.
Датой подачи заявления считать 18 февраля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Костромского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Костромского областного суда А.Н. Лукоянов