Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-694/2018 (2-6551/2017;) от 06.12.2017

Дело №2- 694/2018

2.093 - Социальные споры ->

Иные социальные споры

                                                                РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2018 г.                                                                                          г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи          Пономаревой Е.В.,

при секретаре                                      Васильеве Н.Н.,

с участием истца Павловой А.Л.,

представителя истца по ордеру Моргачева А.Н.,

представителя ответчика по доверенности Никитинской М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Павловой Анны Леонидовны к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании приказа Департамента социальной защиты Воронежской области № 1370/ОД от 10 июля 2017 года об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области незаконным с возложением обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

первоначально Павлова А.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании приказа Департамента социальной защиты Воронежской области № 1370/ОД от 10.07.2017 года об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по категории лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, указывая следующее.

05.06.2017г. истец Павлова А.Л. обратилась в Департамент социальной защиты Воронежской области с заявлением о принятии ее (истца) на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по категории лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет.

При обращении с заявлением ею (истицей) был предоставлен полный перечень документов, отраженный в расписке о принятии и отвечающий требованиям Приказа Департамента труда и социального развития Воронежской области.

10.07.2017г. Ответчиком был вынесен приказ №1370/ОД, которым ей (Павловой А.Л.) было отказано в принятии её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области. Причиной отказа послужило: «На момент получения статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Павлова А.Л. не являлась гражданином Российской Федерации…».

Вместе с тем до настоящего времени она (истица) проживала в г. Донецке, однако, вынуждена была покинуть прежнее место жительства и переехать в г. Воронеж, где получила гражданство Российской Федерации, а 08.06.2016г. ей был выдан паспорт гражданина Российской Федерации.

Ссылаясь на Конституцию РФ, указывала, что каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Порядок принятия, формирование списка и предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в г. Воронеже установлен приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013г. № 14760ОД. В этом же приказе (пункт 3.15.) указаны основания, по которым в принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть отказано.

Между тем, ни одно из содержащихся указанном пункте оснований не относится к тому, которое указано в оспариваемом приказе от 10.07.2017г.

Так как на момент обращения к Ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся она (истица) являлась и является гражданкой РФ, то и право на дополнительные гарантии на жилое помещение, предусмотренное ст. 8 ФЗ от 04 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ею ( истицей) также может быть реализовано.

В силу положений п. 9 статьи 8 вышеуказанного Закона право на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Считает, что Департаментом социальной защиты Воронежской неверно истолковано действие статуса детей-сирот, так как независимо от того, являлась ли она (истец) в момент получения статуса гражданина РФ или нет, при получении ею гражданства РФ на неё распространяются все права и обязанности гражданина РФ, что прямо предусмотрено Конституцией РФ.

Указывает, что оспариваемый приказ от 10.07.2017г. противоречит основному положению ст. 4 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" : «… дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством …».

Поскольку ответчик препятствует ей (истице) реализовать гарантированные Конституцией РФ, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" права на обеспечение жилым помещением, потому просит признать приказ Департамента социальной защиты Воронежской области № 1370/ОД от 10 июля 2017 года об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по категории лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет незаконным, противоречащим нормативно-правовым актам и нарушающим права истца.

Просит обязать Департамент социальной защиты Воронежской области устранить нарушения прав и свобод истца и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда ВО по категории лиц, ранее относившегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет и взыскать с ответчика в пользу истца сумму госпошлины в размере 300 руб. (л.д. 2-5).

    В ходе рассмотрения дела определением суда от 06.12.2017 года было постановлено:      перейти к рассмотрению дела по иску Павловой А.Л. к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании приказа Департамента социальной защиты Воронежской области № 1370/ОД от 10 июля 2017 года об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по категории лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, незаконным, с возложением обязанности устранить нарушение прав, свобод, законных интересов путём постановки на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по категории лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины – по правилам гражданского судопроизводства.

    В судебном заседании истица Павлова А.Л. исковые требования поддержала.

    Представитель истца по ордеру Моргачев А.Н. иск поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении и в пояснениях на иск.

    Представитель Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Никитинская М.А. иск не признала по доводам, изложенным в возражениях на иск.

Третье лицо – ДИЗО ВО в судебное заседание своего представителя не направило, извещены надлежаще, ходатайств не поступало.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Как видно из материалов дела, Павлова Анна Леонидовна родилась 06.01.1991 года в г. Донецке Украина (л.д.11,15).

    Материалы дела свидетельствуют, что родители Павловой А.Л. были лишены родительских прав по решению суда от 13.07.1995г. Из решения усматривается, что несовершеннолетняя Павлова Анна была передана на попечение органов опеки и попечительства (л.д.14).

    Согласно справке истица с 25.05.95г. по 31.08.2008г. обучалась в Марьинской общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имени А.С. Макаренко и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.13).

    Павлова А.Л. является гражданкой Российской Федерации, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации, выданным ей 08.06.2016г. (л.д.11).

    Имеющаяся в материалах дела справка от 19.12.2017г., выписка из решения исполкома Петровского районного Совета народных депутатов от 12.05.2010г. свидетельствуют, что Павлова А.Л. с 12.05.2010 г. состояла на льготной очереди квартирного учета для внеочередного получения жилья в связи с отсутствием жилой площади как ребенок-сирота составом семьи 1 человек в администрации Петровского района г.Донецка.

    Распоряжением главы администрации Петровского района г. Донецка от 30 мая 2017г. № 135-од Павлова А.Л. снята с квартирного учета на основании ее личного заявления.

    Согласно Уведомлению Донецкого отдела государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений за Павловой А.Л. не зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости на территории г.Донецка ( л.д.12).

    Истицей также представлена справка том, что за Павловой Анной было закреплено право на жилое помещение по адресу: г. Донецк, ул. Леваневского, д.67а. По состоянию на 2006 год указанное домовладение полностью разрушено.

    Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в Петровский райсовет руководства школы - интернат, где находилась Павлова А.Л., с ходатайством о рассмотрении вопроса о закреплении за несовершеннолетней Павловой А.Л. права на первоочередное получение жилья.

    Из сообщения АО «Воронежоблтехинвентаризация» от 21.06.2017г. №1445 следует, что на территории Воронежской области отсутствуют сведения о регистрации права собственности на жилые помещения у Павловой А.Л.

    По сообщению УЖО администрации г.о.г. Воронеж от 22.05.2017г. №7701986 Павлова А.Л. не принимала участие в приватизации жилых помещений на территории г.о.г. Воронеж. А согласно Уведомлению Управления Росреестра по ВО от 05.06.2017г. за Павловой А.Л. не зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости на территории Воронежской области.

    Согласно выписке из домовой книги Павлова А.Л. зарегистрирована в доме № 27 по ул. Клубной г. Воронежа, собственником которого является Пономарев В.М.

Как видно из материалов дела, истица 05.06.2017г. обратилась в Департамент социальной защиты Воронежской области с заявлением о принятии её на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированною жилищного фонда Воронежской области по категории лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет.

Приказом №1370/ОД от 10.07.2017г. Департамента социальной защиты Воронежской области Павловой А.Л. было отказано в принятии её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области в связи с тем, что на момент получения статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Российской Федерации она не являлась гражданкой Российской Федерации ( л.д.9).

Предъявление своего иска истец мотивировала тем, что оснований, предусмотренных законом, для отказа в принятии на учёт в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями ответчиком указано не было, ввиду чего полагает, что Департаментом социальной защиты Воронежской неверно истолковано действие статуса детей-сирот, поскольку считает, что независимо от того, являлась ли она в момент получения статуса гражданкой РФ или нет, при получении ею гражданства РФ на неё распространяются все права и обязанности гражданина РФ, а законодательно не содержится территориальной привязки к месту нахождения лица - претендента на получение статуса «из детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей», а потому приобретение статуса сироты не в РФ не лишает её законного права на включение в список лиц с правом на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Оценивая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.

Согласно п.2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Частью 3 статьи 40Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяется Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" для целей настоящего Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

    Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

    Аналогичные положения содержатся и в Законе Воронежской области от 20.11.2007 № 131-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» (в т.ч. в ст. 21.1).

    Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Воронежской области на основании Закона Воронежской области от 20.11.2007 № 131-ОЗ обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Воронежской области, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

    При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

    Из материалов дела видно, что истица родилась и воспитывалась в государственных учреждениях Украины, в 2016 году выбыла на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и приобрела гражданство Российской Федерации лишь в июне 2016 года в возрасте 25 лет. Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших получению истцом гражданства Российской Федерации до достижения 23-летнего возраста, а также ее обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.

    Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан РФ возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.

Из содержания ст. 1 вышеназванного Федерального закона №159-ФЗ также следует, что дополнительные гарантии, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет. Соответственно, при достижении указанного возраста лицо не может претендовать на получение указанных дополнительных гарантий в связи с отсутствием одного из условий их предоставления (данная правовая позиция закреплена и в определении Верховного Суда РФ от 19.09.2017г. №18-КГ17-139).

Из материалов дела следует, что истец Павлова А.Л., родившаяся 06.01.1991г. на момент получения российского гражданства в 2016 году и обращения в Департамент социальной защиты Воронежской области власти с заявлением о постановке на учет достигла возраста 23 лет, в связи с чем она не относится к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с вышеуказанным Законом, и на нее не распространяются меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку из анализа приведенных выше норм следует, что по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Следовательно, до достижения возраста 23 лет в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением лица указанной категории должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Однако истица своевременно не заявила о своем праве, в связи с чем данное право утратила.

При таких обстоятельствах, оценивая собранные по делу доказательства, суд полагает, что в данном случае у ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области, и находит не подлежащими удовлетворению исковые требования истца, поскольку на момент возникновения и рассмотрения настоящего спора Павлова А.Л., 1991 г.р., не относится к категории лиц, подпадающих под действие Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

С учетом вышеизложенного доводы, приводимые истцом в обоснование исковых требований, судом признаются несостоятельными, поскольку они сводятся к субъективному толкованию норм материального права.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Павловой Анны Леонидовны к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании приказа Департамента социальной защиты Воронежской области № 1370/ОД от 10 июля 2017 года об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области незаконным с возложением обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                      Пономарева Е.В.

Решение в окончательной форме принято 22.01.2018г.

Дело №2- 694/2018

2.093 - Социальные споры ->

Иные социальные споры

                                                                РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2018 г.                                                                                          г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи          Пономаревой Е.В.,

при секретаре                                      Васильеве Н.Н.,

с участием истца Павловой А.Л.,

представителя истца по ордеру Моргачева А.Н.,

представителя ответчика по доверенности Никитинской М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Павловой Анны Леонидовны к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании приказа Департамента социальной защиты Воронежской области № 1370/ОД от 10 июля 2017 года об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области незаконным с возложением обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

первоначально Павлова А.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании приказа Департамента социальной защиты Воронежской области № 1370/ОД от 10.07.2017 года об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по категории лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, указывая следующее.

05.06.2017г. истец Павлова А.Л. обратилась в Департамент социальной защиты Воронежской области с заявлением о принятии ее (истца) на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по категории лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет.

При обращении с заявлением ею (истицей) был предоставлен полный перечень документов, отраженный в расписке о принятии и отвечающий требованиям Приказа Департамента труда и социального развития Воронежской области.

10.07.2017г. Ответчиком был вынесен приказ №1370/ОД, которым ей (Павловой А.Л.) было отказано в принятии её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области. Причиной отказа послужило: «На момент получения статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Павлова А.Л. не являлась гражданином Российской Федерации…».

Вместе с тем до настоящего времени она (истица) проживала в г. Донецке, однако, вынуждена была покинуть прежнее место жительства и переехать в г. Воронеж, где получила гражданство Российской Федерации, а 08.06.2016г. ей был выдан паспорт гражданина Российской Федерации.

Ссылаясь на Конституцию РФ, указывала, что каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Порядок принятия, формирование списка и предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в г. Воронеже установлен приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013г. № 14760ОД. В этом же приказе (пункт 3.15.) указаны основания, по которым в принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть отказано.

Между тем, ни одно из содержащихся указанном пункте оснований не относится к тому, которое указано в оспариваемом приказе от 10.07.2017г.

Так как на момент обращения к Ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся она (истица) являлась и является гражданкой РФ, то и право на дополнительные гарантии на жилое помещение, предусмотренное ст. 8 ФЗ от 04 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ею ( истицей) также может быть реализовано.

В силу положений п. 9 статьи 8 вышеуказанного Закона право на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Считает, что Департаментом социальной защиты Воронежской неверно истолковано действие статуса детей-сирот, так как независимо от того, являлась ли она (истец) в момент получения статуса гражданина РФ или нет, при получении ею гражданства РФ на неё распространяются все права и обязанности гражданина РФ, что прямо предусмотрено Конституцией РФ.

Указывает, что оспариваемый приказ от 10.07.2017г. противоречит основному положению ст. 4 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" : «… дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством …».

Поскольку ответчик препятствует ей (истице) реализовать гарантированные Конституцией РФ, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" права на обеспечение жилым помещением, потому просит признать приказ Департамента социальной защиты Воронежской области № 1370/ОД от 10 июля 2017 года об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по категории лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет незаконным, противоречащим нормативно-правовым актам и нарушающим права истца.

Просит обязать Департамент социальной защиты Воронежской области устранить нарушения прав и свобод истца и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда ВО по категории лиц, ранее относившегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет и взыскать с ответчика в пользу истца сумму госпошлины в размере 300 руб. (л.д. 2-5).

    В ходе рассмотрения дела определением суда от 06.12.2017 года было постановлено:      перейти к рассмотрению дела по иску Павловой А.Л. к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании приказа Департамента социальной защиты Воронежской области № 1370/ОД от 10 июля 2017 года об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по категории лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, незаконным, с возложением обязанности устранить нарушение прав, свобод, законных интересов путём постановки на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по категории лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины – по правилам гражданского судопроизводства.

    В судебном заседании истица Павлова А.Л. исковые требования поддержала.

    Представитель истца по ордеру Моргачев А.Н. иск поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении и в пояснениях на иск.

    Представитель Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Никитинская М.А. иск не признала по доводам, изложенным в возражениях на иск.

Третье лицо – ДИЗО ВО в судебное заседание своего представителя не направило, извещены надлежаще, ходатайств не поступало.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Как видно из материалов дела, Павлова Анна Леонидовна родилась 06.01.1991 года в г. Донецке Украина (л.д.11,15).

    Материалы дела свидетельствуют, что родители Павловой А.Л. были лишены родительских прав по решению суда от 13.07.1995г. Из решения усматривается, что несовершеннолетняя Павлова Анна была передана на попечение органов опеки и попечительства (л.д.14).

    Согласно справке истица с 25.05.95г. по 31.08.2008г. обучалась в Марьинской общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имени А.С. Макаренко и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.13).

    Павлова А.Л. является гражданкой Российской Федерации, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации, выданным ей 08.06.2016г. (л.д.11).

    Имеющаяся в материалах дела справка от 19.12.2017г., выписка из решения исполкома Петровского районного Совета народных депутатов от 12.05.2010г. свидетельствуют, что Павлова А.Л. с 12.05.2010 г. состояла на льготной очереди квартирного учета для внеочередного получения жилья в связи с отсутствием жилой площади как ребенок-сирота составом семьи 1 человек в администрации Петровского района г.Донецка.

    Распоряжением главы администрации Петровского района г. Донецка от 30 мая 2017г. № 135-од Павлова А.Л. снята с квартирного учета на основании ее личного заявления.

    Согласно Уведомлению Донецкого отдела государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений за Павловой А.Л. не зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости на территории г.Донецка ( л.д.12).

    Истицей также представлена справка том, что за Павловой Анной было закреплено право на жилое помещение по адресу: г. Донецк, ул. Леваневского, д.67а. По состоянию на 2006 год указанное домовладение полностью разрушено.

    Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в Петровский райсовет руководства школы - интернат, где находилась Павлова А.Л., с ходатайством о рассмотрении вопроса о закреплении за несовершеннолетней Павловой А.Л. права на первоочередное получение жилья.

    Из сообщения АО «Воронежоблтехинвентаризация» от 21.06.2017г. №1445 следует, что на территории Воронежской области отсутствуют сведения о регистрации права собственности на жилые помещения у Павловой А.Л.

    По сообщению УЖО администрации г.о.г. Воронеж от 22.05.2017г. №7701986 Павлова А.Л. не принимала участие в приватизации жилых помещений на территории г.о.г. Воронеж. А согласно Уведомлению Управления Росреестра по ВО от 05.06.2017г. за Павловой А.Л. не зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости на территории Воронежской области.

    Согласно выписке из домовой книги Павлова А.Л. зарегистрирована в доме № 27 по ул. Клубной г. Воронежа, собственником которого является Пономарев В.М.

Как видно из материалов дела, истица 05.06.2017г. обратилась в Департамент социальной защиты Воронежской области с заявлением о принятии её на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированною жилищного фонда Воронежской области по категории лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет.

Приказом №1370/ОД от 10.07.2017г. Департамента социальной защиты Воронежской области Павловой А.Л. было отказано в принятии её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области в связи с тем, что на момент получения статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Российской Федерации она не являлась гражданкой Российской Федерации ( л.д.9).

Предъявление своего иска истец мотивировала тем, что оснований, предусмотренных законом, для отказа в принятии на учёт в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями ответчиком указано не было, ввиду чего полагает, что Департаментом социальной защиты Воронежской неверно истолковано действие статуса детей-сирот, поскольку считает, что независимо от того, являлась ли она в момент получения статуса гражданкой РФ или нет, при получении ею гражданства РФ на неё распространяются все права и обязанности гражданина РФ, а законодательно не содержится территориальной привязки к месту нахождения лица - претендента на получение статуса «из детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей», а потому приобретение статуса сироты не в РФ не лишает её законного права на включение в список лиц с правом на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Оценивая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.

Согласно п.2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Частью 3 статьи 40Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяется Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" для целей настоящего Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

    Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

    Аналогичные положения содержатся и в Законе Воронежской области от 20.11.2007 № 131-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» (в т.ч. в ст. 21.1).

    Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Воронежской области на основании Закона Воронежской области от 20.11.2007 № 131-ОЗ обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Воронежской области, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

    При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

    Из материалов дела видно, что истица родилась и воспитывалась в государственных учреждениях Украины, в 2016 году выбыла на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и приобрела гражданство Российской Федерации лишь в июне 2016 года в возрасте 25 лет. Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших получению истцом гражданства Российской Федерации до достижения 23-летнего возраста, а также ее обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.

    Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан РФ возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.

Из содержания ст. 1 вышеназванного Федерального закона №159-ФЗ также следует, что дополнительные гарантии, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет. Соответственно, при достижении указанного возраста лицо не может претендовать на получение указанных дополнительных гарантий в связи с отсутствием одного из условий их предоставления (данная правовая позиция закреплена и в определении Верховного Суда РФ от 19.09.2017г. №18-КГ17-139).

Из материалов дела следует, что истец Павлова А.Л., родившаяся 06.01.1991г. на момент получения российского гражданства в 2016 году и обращения в Департамент социальной защиты Воронежской области власти с заявлением о постановке на учет достигла возраста 23 лет, в связи с чем она не относится к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с вышеуказанным Законом, и на нее не распространяются меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку из анализа приведенных выше норм следует, что по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Следовательно, до достижения возраста 23 лет в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением лица указанной категории должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Однако истица своевременно не заявила о своем праве, в связи с чем данное право утратила.

При таких обстоятельствах, оценивая собранные по делу доказательства, суд полагает, что в данном случае у ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области, и находит не подлежащими удовлетворению исковые требования истца, поскольку на момент возникновения и рассмотрения настоящего спора Павлова А.Л., 1991 г.р., не относится к категории лиц, подпадающих под действие Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

С учетом вышеизложенного доводы, приводимые истцом в обоснование исковых требований, судом признаются несостоятельными, поскольку они сводятся к субъективному толкованию норм материального права.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Павловой Анны Леонидовны к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании приказа Департамента социальной защиты Воронежской области № 1370/ОД от 10 июля 2017 года об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области незаконным с возложением обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                      Пономарева Е.В.

Решение в окончательной форме принято 22.01.2018г.

1версия для печати

2-694/2018 (2-6551/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Павлов А.Л.
Павлова Анна Леонидовна
Ответчики
ДСЗ Воронежской области
Другие
ДИЗО по Воронежской области
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Пономарева Елена Владимировна
Дело на сайте суда
lensud--vrn.sudrf.ru
06.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.12.2017Передача материалов судье
06.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2017Судебное заседание
16.01.2018Судебное заседание
19.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2019Дело оформлено
29.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее