Дело № 2-1153/14
Решение в окончательной форме изготовлено 27 мая 2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2014 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи И.Ю. Морозовой,
при секретаре О.В. Коршуновой,
с участием
представителя истца А.В.Гамаюнова,
представителя ответчика Т.В. Курбатовой,
представителей третьих лиц Д.С.Сергеевой, О.В. Морозова, Д.М. Каск, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ОРКО-Инвест» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ОРКО-Инвест» (далее – ООО «ОРКО-Инвест») о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указал, что природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления ООО «ОРКО-Инвест», по результатам которой установлено, что ответчик осуществляет деятельность по уборке территорий, производству работ по утилизации, складированию, перемещению, размещению, уничтожению промышленных и иных отходов и иные виды деятельности предусмотренные уставом Общества. Деятельность по размещению опасных отходов ООО «ОРКО-Инвест» осуществляет в соответствии с лицензией № ***, выданной Управлением Росприроднадзора по Мурманской области 22 февраля 2012 года. В целях реализации уставных видов деятельности в части размещения опасных отходов ООО «ОРКО-Инвест» на основании договора аренды № **** от 25 декабря 2013 года эксплуатирует часть городской свалки, расположенной по адресу: ***, общей площадью *** кв.м. Указанная свалка внесена в государственный реестр объектов размещения отходов. В силу части 4 договора аренды ООО «ОРКО-инвест» обязано осуществлять меры по предупреждению негативного воздействия на окружающую среду, осуществлять обслуживание и содержание объекта в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления и другими документами. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и способам обращения с отходами конкретизированы в СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», Санитарных правилах СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов». В нарушение предусмотренных законодательством требований территория хозяйственной зоны свалки не имеет бетонного или асфальтового покрытия, легкого ограждения. На объекте отсутствуют локальные очистные сооружения, система нагорных канав и дождевая канализация, дренажная система. Не предотвращено попадание ливневых и талых вод с участков карт свалки, на любую территорию. Анализ протоколов количественного химического анализа почвы за 2012-2013 гг., отобранной в районе деятельности свалки, показал, что показатели по содержанию в почве химических веществ в 2013 году существенно превышают показатели за 2012 год. Мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности в ООО «ОРКО-инвест» не проводятся. Просил суд обязать ООО «ОРКО-Инвест» в срок до 01 мая 2014 года исключить накопление отходов на территории хозяйственной зоны свалки в отсутствие специально обустроенных мест; в срок до 30 ноября 2014 года оборудовать территорию хозяйственной зоны бетонным или асфальтовым покрытием, легким ограждением; оборудовать территорию свалки устройствами, предотвращающими попадание ливневых и талых вод с участков карт свалки на иные территории.
В ходе судебного разбирательства исковые требования прокурором неоднократно уточнялись.
В судебном заседании помощник Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Гамаюнов А.В. заявленные прокурором требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчика в срок до 01 сентября 2014 года оборудовать территорию хозяйственной зоны арендуемой части городской свалки по договору аренды № *** от 25 декабря 2013 года твердых бытовых отходов бетонным или асфальтовым покрытием, легким ограждением; оборудовать территорию арендуемой части городской свалки по договору аренды № *** от 25 декабря 2013 года устройствами, предотвращающими попадание ливневых и талых вод с участков карт свалки на иные территории. Указал, что в качестве указанных устройств могут быть предусмотрены специальные карты-испарители внутри свалки либо дренажная система для сбора загрязненных ливневых вод с тела свалки. Пояснил, что в ходе проверки установлено, что фактически свалка состоит из хозяйственной зоны, где располагаются бытовые помещения, гараж, стоянка, а также из производственной зоны, включающей рабочие карты, где происходит процесс размещения отходов, в том числе токсичных. Полагал, что поскольку свалка является объектом размещения отходов, внесенным в соответствующий реестр, на нее распространяются требования СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов». Кроме того, пояснил, что на ответчике в силу требований земельного законодательства лежит обязанность осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов, не допускать их загрязнение, захламление, деградацию. Указал, что Октябрьским районным судом города Мурманска по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора на собственника городской свалки – Администрацию города Мурманска решением суда от 26 сентября 2011 года возложена обязанность оборудовать территорию свалки локальными очистными сооружениями, однако до настоящего времени решение суда не исполнено, Администрации города Мурманска представлена отсрочка до 01 марта 2015 года. Полагал, что в данном случае ответчик, арендующий и непосредственно эксплуатирующий свалку, в силу возложенных на него законом и договором обязанностей, обязан осуществлять свою деятельность с соблюдением установленных норм, в том числе до введения в эксплуатацию очистных сооружений и сооружения полигона твердых бытовых отходов, отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям. Пояснил, что срок исполнения обязанностей, о возложении которых заявлено прокурором, обусловлен сроком договора аренды.
В судебном заседании представитель ответчика Курбатова Т.В. с заявленными требованиями не согласилась, указав, что свалка твердых бытовых отходов, арендуемая ответчиком, является санкционированной свалкой, по определению не отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Полагала, что требования санитарных правил, на которые ссылается прокурор, не применимы к санкционированным свалкам, и распространяются на полигоны твердых бытовых отходов, спроектированные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию», Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ от 02 ноября 1996 года. Поскольку проектная документация на объект отсутствует, указанные прокурором требования не могут быть исполнены без разработки соответствующей проектной документации. Пояснила, что часть городской свалки твердых бытовых отходов эксплуатируется ООО «ОРКО-Инвест» с 2006 года, ранее аренда была оформлена на 19428 кв.м, в настоящее время арендуется 130000 кв.м. При этом вся зона свалки предназначена для размещения отходов, в связи с чем на ней не может быть определена хозяйственная зона. Кроме того, полагала, что оборудование хозяйственной зоны твердым покрытием является нецелесообразным, поскольку после строительства межмуниципального полигона твердых бытовых отходов, его необходимо будет удалять в целях рекультивации свалки. Пояснила, что отходы на свалку принимаются от организаций и физических лиц согласно паспортам отходов, отходы, обладающие опасным свойством токсичности, от нетоксичных отходов не отделяются, захоронение происходит на всей территории свалки в пределах рабочей карты. В отношении свалки ответчиком регулярно проводится мониторинг, принимаются меры по изоляции отходов при их размещении, вносится плата за негативное воздействие. Указала, что негативное воздействие на окружающую среду происходит в результате деятельности не ответчика, а юридических и физических лиц, в деятельности которых образуются отходы производства и потребления. Также указала, что по условиям договора аренды ответчик не вправе вести строительство без согласования с арендодателем. Полагала срок, установленный истцом, не достаточным для исполнения решения суда в случае возложения на ответчика указанных обязанностей.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Мурманской области Каск Д.М. в судебном заседании требования прокурора поддержал, пояснил, что ответчик осуществляет деятельность по размещению отходов, в том числе размещает токсичные отходы, в связи с чем обязан руководствоваться санитарно-эпидемиологическими правилами. Поскольку указанные нормы ответчиком не соблюдаются, происходит загрязнение вредными веществами почв и водных объектов. Полагал, что на ответчика, как на юридическое лицо, непосредственно эксплуатирующее свалку, надлежит возложить обязанности по оборудованию объекта размещения отходов в соответствии с заявленными прокурором требованиями.
Представитель третьего лица ММБУ «Экосистема» Сергеева Д.С. в судебном заседании полагала требования прокурора не подлежащими удовлетворению, поддержала позицию представителя ответчика. Также указала, что Правительством Мурманской области 13 июня 2013 года подписано концессионное соглашение с ЗАО «Управление отходами», ориентировочно строительство полигона будет завершено к июню 2016 года. Поскольку городская свалка подлежит закрытию после строительства межмуниципального полигона, обустраивать свалку в соответствии с требованиями СНиП нецелесообразно.
Представитель третьего лица Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска Морозов О.В. в судебном заседании против удовлетворения требований прокурора возражал. В обоснование возражений указал, что к санкционированной свалке не применимы требования, предъявляемые к полигонам. Полагал заявленные прокурором требования недостаточно конкретными, указал, что обязанность организовать работы по оборудованию земельного участка сооружениями, обеспечивающими надлежащую очистку сточных вод от загрязняющих веществ,
возложена решением суда на Администрацию города Мурманска.
Представитель третьего лица Администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в ходе судебного разбирательства представитель Администрации города Мурманска Борзая Е.В. полагала требования прокурора не подлежащими удовлетворению, поддержала позицию представителя Комитета по развитию городского хозяйства.
Выслушав представителей истца, ответчика, третьих лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Как усматривается из материалов гражданского дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, направлено на защиту принципа приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, а также на защиту окружающей среды окружающей среды. Круг лиц, интересы которых затрагиваются, точно определен быть не может, следовательно, Мурманский межрайонный природоохранный прокурор правомерно обратился с данным иском.
В силу статьи 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статьям 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и родных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Указанный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, кроме прочего, на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В силу статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от загрязнения биоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и истребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, а также не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
На основании части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплены основные понятия, используемые в данном Федеральном законе:
отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище. хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Согласно статье 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу частей 3,6,7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» обязанность по обеспечению нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды лежит на юридических лицах, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Аналогичные положения содержатся и в Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 11).
Судом установлено, что ООО «ОРКО-Инвест» осуществляет деятельность, предусмотренную Уставом общества, в том числе деятельность по уборке территорий, производству работ по утилизации, складированию, перемещению, размещению (хранению и захоронению), уничтожению промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных, взрывоопасных, ртутьсодержащих).
В ходе хозяйственной деятельности ООО «ОРКО-Инвест» эксплуатирует часть городской свалки твердых отходов, расположенной по адресу: ***, общей площадью 130000 кв.м.
Объект - городская свалка твердых отходов - включен в реестре муниципального имущества и является муниципальной собственностью, что подтверждается соответствующей выпиской.
Часть городской свалки твердых отходов эксплуатируется ответчиком на основании договора аренды объектов муниципального нежилого фонда г.Мурманска № *** от 25 декабря 2013 года, заключенным между ООО «ОРКО-Инвест» (арендатор) и ММБУ «Экосистема» (арендодатель), владеющим городской свалкой на праве оперативного управления. Срок аренды – с 24 декабря 2013 года по 29 сентября 2014 года.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 договора аренды, часть городской свалки передана в соответствии с планом объекта для использования в целях оказания услуг по размещению отходов на основании действующей лицензии ООО «ОРКО-Инвест», объект предназначен для размещения отходов III-IV классов опасности.
Земельный участок с кадастровым номером *** общей площадью *** кв.м, на котором расположена городская свалка твердых бытовых отходов, закреплен на праве постоянного бессрочного пользования за ММБУ «Экосистема», относится к категории земель населенного пункта. Разрешенное использование земельного участка в соответствии с градостроительным планом – зона размещения полигонов твердых бытовых отходов (свалки ТБО, полигоны ТБО, снегосвалки, кладбища домашних животных, объекты инженерно-технического обеспечения, объекты и сооружения связи, необходимые для обслуживания территориальной зоны.
Из материалов дела и пояснений сторон установлено, что городская свалка твердых отходов организована на основании решения исполнительного комитета Мурманского городского Совета народных депутатов № 6 от 31 августа 1971 года.
Проектная документация на указанный объект размещения отходов отсутствует, что подтверждается объяснениями сторон и материалами дела.
Согласно пункту 4.16 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 декабря 2001 № 607-ст, под захоронением отходов понимается размещение отходов в назначенном месте для хранения в течение неограниченного срока, исключающее опасное воздействие захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду. Свалка - местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается. Полигон захоронения отходов – ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.
В соответствии с пунктом 4.4 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды России 26 января 1993 года, санкционированные свалки - это разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения отходов, не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию» и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП 2.01.28-85.
По сведениям, предоставленным Управлением Росприроднадзора по Мурманской области, объект размещения отходов – санкционированная свалка твердых отходов п.Дровяное зарегистрирован в государственном реестре объектов размещения отходов, инвентаризационный номер объекта – ***.
Согласно пункту 1.14 Положения о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 03 октября 2007 года № 40-488, санкционированным размещением отходов является захоронение отходов на городской свалке твёрдых отходов, расположенной в микрорайоне Дровяное, или на иных объектах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, установлено, что ответчик эксплуатирует объект размещения отходов, расположенный на земельном участке, отведенном под размещение твердых бытовых отходов.
В соответствии с требованиями законодательства, ответчик обязан соблюдать при осуществлении своей хозяйственной деятельности требования Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
Так, пунктом 4.1 Положения о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Мурманск, установлено, что нормативно-правой базой, регулирующей деятельность в сфере размещения, обезвреживания, использования отходов, является действующее законодательство Российской Федерации, нормативные акты в области охраны окружающей среды и обращения с отходами, в том числе СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. Санитарные правила СП 2.1.7.1386-03» и иные действующие нормативно-правовые, нормативно-технические и нормативно-методические акты.
Деятельность ответчика по размещению отходов III-IV класса опасности осуществляется на основании лицензии № ***, выданной Управлением Росприроднадзора по Мурманской области, срок действия лицензии – бессрочно, место нахождения и место осуществления лицензируемого вида деятельности – городская свалка твердых отходов, п.Дровяное, г.Мурманск, лицензия переоформлена 21 марта 2014 года.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и способам обращения с отходами конкретизируются в соответствующих санитарных правилах и норм «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года № 80, и «СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года № 16.
Как следует из пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно пункту 4.4 СанПиН 2.1.7.1322-03, объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно-эпидемологической безопасности населения на весь период их эксплуатации и после закрытия.
Функциональное зонирование участков объектов зависит от назначения и вместимости объекта, … и должно включать не менее 2-х зон (административно-хозяйственную и производственную (пункт 4.9).
В соответствии с пунктом 4.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 объекты должны быть обеспечены централизованными сетями водоснабжения и канализации, допускается использование привозной воды для хозяйственно-питьевых целей в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением. Для очистки поверхностного стока и дренажных вод предусматриваются локальные очистные сооружения.
Пунктом 4.20 СанПиН 2.1.7.1322-03 предусмотрено, что для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона предусматривается система нагорных канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система.
Не допускается попадание ливневых и талых вод с участков карт полигона, на которых захоронены токсичные отходы, на любую территорию, особенно используемую для хозяйственных целей. Сбор этих вод осуществляется на специальные карты - испарители внутри полигона (пункт 4.22 СанПиН 2.1.7.1322-03).
На основании пункта 4.2 СП 2.1.7.1038-01 территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение.
Доводы представителя ответчика и представителей третьих лиц ММБУ «Экосистема» и КРГХ администрации г.Мурманска, о том, что санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 и СП 2.1.7.1038-01 распространяются только на полигоны твердых бытовых отходов и не применимы к санкционированным свалкам, суд считает необоснованными, так как в соответствии с пунктом 1.2 Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления СанПиН 2.1.7.1322-03 настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов). Требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель (пункт 1.3).
На основании пункта 2.4 СП 2.1.7.1038-01 на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 класса опасности, неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами, а также строительный мусор.
Кроме того, из нормативного определения санкционированных свалок следует, что они подлежат обустройству в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, либо закрытию. Согласно основному требованию к размещению отходов в соответствии с ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения», оно должно исключать опасное воздействие захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую среду (пункт 4.9).
Также суд учитывает, что согласно пояснениям представителя ответчика, ООО «ОРКО-Инвест» в своей деятельности выборочно руководствуется нормами СанПиН 2.1.7.1322-03 и СП 2.1.7.1038-01.
Согласно пунктам 4.4.1, 4.4.2, 4.4.5 договора аренды № *** от 25 декабря 2013 года арендатор обязался использовать объект в целях, предусмотренных пунктом 1.2 договора; осуществлять меры по предупреждению и устранению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе негативного воздействия на окружающую среду, которые могут возникнуть на земельном участке с кадастровым номером *** общей площадью *** кв.м, используемом под городскую свалку твердых отходов, расположенном в Первомайском административном округе по улице ***; осуществлять обслуживание и содержание объекта в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления; нормами и требованиями, предъявляемыми государственными стандартами, нормами, правилами, природоохранными и противопожарными мероприятиями и другими документами, установленными нормативными актами Российской Федерации, Мурманской области и правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 4.4.7 договора аренды, арендатор обязан нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, перед надзорными органами в случае выявления нарушений, несвоевременного исполнения выданных предписаний, по деятельности, связанной с эксплуатацией объекта, если будет установлено, что такие нарушения возникли по вине арендатора.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на территории городской свалки твердых отходов фактически имеется хозяйственная зона, на которой расположены временные сооружения для персонала, контора по уборке, гараж, стоянка, что подтверждается техническим паспортом городской свалки твердых отходов, а также фототаблицами, составленными по результатам прокурорской проверки.
Из схемы арендуемого объекта видно и не оспаривалось представителем ответчика, что указанные сооружения расположены в пределах арендуемой ООО «ОРКО-Инвест» части городской свалки твердых отходов. Таким образом, ссылка ответчика на отсутствие хозяйственной зоны опровергается материалами дела.
Как установлено, требование о выделении административно-хозяйственной зоны на объекте размещения отходов предусмотрено пунктом 4.9 СанПиН 2.1.7.1322-03, требования к ее обустройству – пунктом 4.2 СП 2.1.7.1038-01.
Вместе с тем, территория хозяйственной зоны городской свалки твердых отходов требованиям пункта 4.2 СП 2.1.7.1038-01 не соответствует, легкое ограждение и твердое покрытие на всей территории хозяйственной зоны отсутствуют, что не оспаривалось ответчиком.
Из материалов дела усматривается, что согласно сравнительному анализу протоколов количественного химического анализа проб природной воды из ручьев, протекающих в непосредственной близости от территории свалки, а также почвы в районе деятельности свалки, проведенному ФГБУ «ЦЛАТИ по Мурманской области» за 2012-2013 гг., показатели по ряду веществ превышают нормативы ПДК и ОДК. Анализ протоколов количественного химического анализа поверхностных водных объектов, выполненный ФГБУ «ЦЛАТИ по Мурманской области» в 2013 году свидетельствует, что в ручьи, расположенные в непосредственной близости к свалке, поступают загрязняющие вещества: сухой остаток, аммоний-ион, нитрит-ион, БПК, хлориды, ионы железа, нефтепродукты, ионы меди, ртуть, барий. Анализ протоколов количественного химического анализа почвы, отобранной в районе деятельности свалки за период 2012-2013 гг. показал наличие в ней ряда веществ с превышением нормативов ПДК и ОДК. Так, показатели по содержанию в почве свинца в 2013 году превышают показатели за 2012 год в 3,6 раз; по меди - в 12 раз; по кадмию - в 19 раз; по никелю - в 2 раза; по цинку - в 8,5 раз. Кроме того, несмотря на отсутствие превышения ПДК, из сравнительного анализа следует, что возросло содержание в почве нефтепродуктов (район 3-го ручья: 2012 год – 6, 2013 год – 11, район 2-го ручья: 2012 год - 120, 2013 год – 1090), нитратов (район 2-го ручья: 2012 год – 5,6, 2013 год – 37,2), железа (район 2-го ручья: 2012 год - 5300, 2013 год – 20500). Согласно выводам ФГБУ «ЦЛАТИ по Мурманской области», объект размещения отходов, эксплуатируемый ООО «ОРКО-Инвест» является источником загрязнения почвы, природных ручьев, расположенных в непосредственной близости к свалке, загрязняющими веществами.
Из сообщения ФГБУ «Мурманрыбвод» от 10 февраля 2014 года, следует, что протоколы количественного химического анализа природной воды ручья № 3, ручья № 2 и ручья б/н, свидетельствуют о том, что фоновая концентрация воды ручья № 3 характеризуется повышенным содержанием железа и меди, в природной воде ручья, протекающего ниже полигона размещения отходов, содержание ртути превышает ПДК для воды рыбохозяйственных водных объектов. В природной воде ручья № 2 содержание взвешенных веществ, БПК 5, сухого остатка, аммония, нитритов, нефтепродуктов, хлоридов, железа, бария и меди превышает ПДК для воды рыбохозяйственных водных объектов.
В природной воде ручья б/н содержание взвешенных веществ, БПК 5, сухого остатка, аммония, нефтепродуктов, хлоридов, железа, бария, ртути и меди превышает ПДК для воды рыбохозяйственных водных объектов. Согласно выводам ФГБУ «Мурманрыбвод», существующий объект размещения отходов, эксплуатируемый ООО «ОРКО-Инвест» оказывает негативное влияние токсичными веществами на качество воды ручьев, протекающих в непосредственной близости к свалке и является одним из источников загрязнения южного колена Кольского залива.
Представленная ответчиком выписка из отчета о результатах мониторинга физико-химического состава природной воды в районе городской свалки твердых бытовых отходов содержит сведения за 2006-2011 гг., тогда как вышеизложенные выводы сделаны на основании данных за 2013 год.
Согласно сведениям, представленным ФГБУ «ЦЛАТИ по Мурманской области», в числе отходов, размещаемых ответчиком согласно лицензии № 51-0045, имеются отходы, обладающие опасным свойством токсичности, такие как: отходы древесины с масляной пропиткой, отходы фотобумаги, шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и брак, древесные отходы с пропиткой и покрытиями неотсортированные, отходы рубероида, асбестосодержащие отходы в различных формах.
Кроме того, согласно отчету по форме 2-ТП (отходы) за 2013 год, представленного ответчиком в Управление Росприроднадзора по Мурманской области, в 2013 году ООО «ОРКО-Инвест» размещались иные отходы, имеющие опасные свойства токсичности, а именно антрацито-кварцевые массы, загрязненные разнородными нефтепродуктами, смет с территорий организаций, содержащий опасные компоненты в количестве 4 класса опасности, мусор от ремонтных и строительных работ, осадки после механической и биологической очистки производственных сточных вод, содержащие опасные вещества в количестве 4 класса опасности.
Из объяснений представителя ответчика установлено, что токсичные отходы от нетоксичных отходов при захоронении не отсортировываются, размещаются на всей территории свалки, отдельных участков захоронения токсичных отходов на свалке не имеется.
Объяснениями сторон подтверждается, что территория свалки, арендуемая ответчиком, в нарушение пункта 4.22 СанПиН 2.1.7.1322-03 не оборудована устройствами, предотвращающими попадание ливневых и талых вод с участков карт свалки на иные территории.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено негативное воздействие городской свалки твердых отходов в результате ее эксплуатации ответчиком на состояние почв и природных водоемов, что подтверждено также пояснениями специалистов ФГБУ «ЦЛАТИ по Мурманской области» Р.М.Е. и Управления Роспотребнадзора П.М.А., данными в ходе судебного разбирательства.
Обстоятельства того, что в процессе деятельности ООО «ОРКО-Инвест» при размещении отходов не соблюдаются требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, подтверждены также актом прокурорской проверки от 13 февраля 2014 года, постановлениями по делам об административных правонарушениях от 20 марта 2014 года, от 08 апреля 2014 года, решением по жалобе на постановление от 23 апреля 2014 года.
Из объяснений представителей сторон установлено, что часть городской свалки твердых отходов в целях осуществления деятельности по размещению отходов арендуется ООО «ОРКО-Инвест» с 2006 года, по ранее заключенным договорам аренды ответчик арендовал часть городской свалки площадью 19428 кв.м., что подтверждается материалами дела, с 2013 года – 130000 кв.м.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик длительное время осуществляет деятельность по размещению твердых бытовых отходов с нарушением природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
При этом, учитывая изложенное, доводы представителя ответчика о том, что негативное воздействие оказывается не деятельностью ООО «ОРКО-Инвест», а отходами производства и потребления, образующимися в результате деятельности иных юридических и физических лиц опровергаются установленными обстоятельствами, в связи с чем являются несостоятельными.
По аналогичным основаниям суд находит несостоятельными и доводы ответчика об отсутствии претензий со стороны надзорных органов, оформивших ООО «ОРКО-Инвест» лицензию на размещение отходов на городской свалке.
Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для возложения заявленных в иске прокурора обязанностей на арендатора судом также признаются необоснованными, поскольку Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления» предусмотрена необходимость соблюдения требований экологического и санитарного законодательства, постановлений, предписаний органов осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, также индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию объектов, связанных с обращением с отходами, чем и занимается ответчик. Кроме того, обязанности по обслуживанию и содержанию арендуемого объекта в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления возложены на ООО «ОРКО-Инвест» договором аренды.
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 26 сентября 2011 года по гражданскому делу № 2-3229/11 по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора на Администрацию города Мурманска возложена обязанность организовать проведение проектно-изыскательских исследований по обустройству земельного участка, отведенного под свалку твердых бытовых отходов, расположенную по адресу: ***, общей площадью *** кв.м., сооружениями, обеспечивающими надлежащую очистку сточных вод в Кольский залив Баренцева моря, в срок до 01 ноября 2013 года оборудовать земельный участок, отведенный под свалку твердых бытовых отходов, сооружениями обеспечивающими надлежащую очистку сточных вод от загрязняющих веществ.
Во исполнение указанного решения суда разработана проектная документация на строительство очистных сооружений сточных вод с земельного участка, отведенного под городскую свалку твердых отходов г.Мурманск. Проект получил положительное заключение государственной экспертизы от 23 декабря 2013 года.
Определением Октябрьского районного суда города Мурманска от 30 января 2014 года Администрации города Мурманска предоставлена отсрочка исполнения решения суда в части оборудования земельного участка очистными сооружениями сроком до 01 марта 2015 года включительно.
Между тем, суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения ответчика от соблюдения требования природоохранного, земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства до введения в эксплуатацию данных сооружений.
По аналогичным основаниям отвергаются судом и доводы стороны ответчика о том, что к 2016 году запланировано введение в эксплуатацию межмуниципального полигона твердых бытовых отходов в п.Междуречье, после чего свалка будет закрыта и рекультивирована.
Оценив представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства, учитывая, что доказательств соблюдения в деятельности ООО «ОРКО-Инвест» требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно норм СанПиН 2.1.7.1322-03 и СП 2.1.7.1038-01, на которые указано прокурором, ответчиком не представлено, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При этом, суд возлагает на ответчика обязанность оборудовать территорию хозяйственной зоны в пределах арендуемой части городской свалки твердых отходов, а также оборудовать территорию арендуемой части городской свалки твердых отходов устройствами, предотвращающими попадание ливневых и талых вод с участков карт свалки на иные территории.
Конкретные виды устройств соответствующего назначения подлежат определению ответчиком с учетом требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства, устанавливающего требования к проектированию мест размещения отходов.
Необходимость согласования оборудования и строительства с арендодателем и иными компетентными органами, разработки соответствующей технической, проектной документации, для решения вопроса о возложении на ответчика заявленных прокурором обязанностей значения не имеет, указанные этапы при необходимости могут быть реализованы на стадии исполнения судебного решения.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что заявленный представителем истца срок обусловлен сроком действия договора аренды части городской свалки твердых отходов, заключенного между арендодателем и ответчиком, суд считает возможным установить ответчику срок исполнения решения суда в соответствии с заявленными исковыми требованиями – до 01 сентября 2014 года.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика взыскивается государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ № *** ░░ 25 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ № *** ░░ 25 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ *** ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░