Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9470/2016 ~ М-9309/2016 от 09.11.2016

Дело № 2-9470/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 декабря 2016 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Кузнецовой И.А.

при секретаре Элбакидзе М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фениева П. В. к администрации Петрозаводского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью «ТехРент» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,

установил:

Фениев П.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что 20 октября 2016 г. в <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого истец совершил наезд на препятствие - выбоины в дорожном покрытии, не обозначенные дорожными знаками, в результате чего принадлежащий истцу автомобиль марки «Шкода», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, получил технические повреждения. В соответствии с отчетом ААА стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составляет 292766 руб., за составление отчета истцом уплачено 2500 руб., за услуги СТОА - 1512 руб. На основании изложенного истец просит взыскать с администрации Петрозаводского городского округа возмещение материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, 294278 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб., за составление отчета 2500 руб.

Определением суда от 22 ноября 2016 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «ТехРент».

Истец Фениев П.В. и его представитель Романьков М.А, действующий на основании ордера, в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика администрации Петрозаводского городского округа Егоров Д.Д., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал ранее направленный отзыв, согласно которому администрация Петрозаводского городского округа с исковыми требованиями не согласна и полагает, что администрация надлежащим образом выполнила свои обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения в границах Петрозаводского городского округа и по содержанию дорог путем заключения муниципального контракта с ООО «ТехРент» и является ненадлежащим ответчиком по делу. В случае удовлетворения исковых требований полагает, что в качестве возмещения ущерба в пользу истца подлежит взысканию стоимость ремонта транспортного средства с учетом износа; расходы на оплату услуг представителя подлежат снижению до разумных пределов.

Ответчик ООО «ТехРент», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дело, своего представителя в суд не направил. В представленных суду возражениях на исковое заявление просит в удовлетворении исковых требований отказать. Полагает, что ООО «ТехРент» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку свои обязанности по заключенному с администрацией контракту в плане изготовления, установке и ремонту дорожных знаков, в том числе временных, выполнило. В рамках муниципального контракта ООО «ТехРент» не осуществляет работы по ямочному ремонту и устранению недостатков дорожного покрытия, а также изготовление ограждений для выбоин. Дороги Петрозаводского городского округа в ведение ООО «ТехРент» не предавались.

Суд, заслушав объяснения истца, представителей истца и ответчика, изучив материалы настоящего гражданского дела и материал по факту дорожно-транспортного происшествия, обозрев видеозапись, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что 20 октября 2016 г. в 20 час. 30 мин. по адресу: <адрес>, произошел наезд автомобиля марки «Шкода Октавиа», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением водителя Фениева П.В. на препятствие - дорожные выбоины, в результате чего автомобиль истца получил механические повреждения. В действиях водителя нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации не установлено.

Определением инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску от 21 октября 2016 г. в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Фениева П.В. отказано ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 20 октября 2016 г. при осмотре вышеуказанного места дорожно-транспортного происшествия выявлены недостатки в содержании дороги в виде выбоин длиной 0,65 м., шириной 0,85 м., глубиной 0,10 м. и длиной 1,2 м., шириной 0,70 м., глубиной 0,13 м.

В соответствии с пунктами 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине - 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Таким образом, участок проезжей части в месте дорожно-транспортного происшествия, находился в состоянии, не отвечающем требованиям указанного ГОСТа.

Из материалов по факту дорожно-транспортного происшествия, в том числе актов выявленных недостатков в содержании дорог и улиц, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а также материалов гражданского дела следует, дорожные знаки, указывающие на наличие дефектов покрытия, отсутствуют.

Согласно представленному стороной истца заключению №<данные изъяты> от 27 октября 2016 г. о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства марки «Scoda Octavia», регистрационный знак <данные изъяты>, выполненному ААА, стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составляет 301545 руб., стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа - 292766 руб. За составление заключения истцом уплачено 2500 руб., что подтверждается квитанцией от 28 октября 2016 г. За осмотр автомобиля на подъемнике и измерение геометрии передней и задней части автомобиля истцом оплачено 1512 руб.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» отражено, что основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пунктам 6 и 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 5 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определено, что к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автодорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьями 17, 28 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований этого Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (статья 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на основании пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Согласно подпунктам 3, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим законным требованиям удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Такие обследования должны проводиться органами местного самоуправления в пределах их компетенции, что следует из статьи 14 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 505097-93 с введением временных ограничений, обеспечивающих безопасность дорожного движения, вплоть до полного запрещения движения. Функции ограничения входят в компетенцию администрации Петрозаводского городского округа и органов ГИБДД.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципального образования исходя из положений пункта 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Исходя из пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Из материалов дела следует, что участок автомобильной дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого было повреждено транспортное средство, принадлежащее истцу, находится в г. Петрозаводске, входящей в состав Петрозаводского городского округа, собственником которой является муниципальное образование в лице администрации Петрозаводского городского округа.

Согласно представленной в материалы дела копии муниципального контракта №0106300010516000110-0142294-02 от 13 июля 2016 г. администрация Петрозаводского городского округа (заказчик) поручила, а ООО «ТехРент» (подрядчик) приняло на себя в соответствии с условиями контракта обязательства по выполнению комплекса работ по текущему содержанию объектов дорожно-мостового хозяйства и обеспечению безопасности дорожного движения с применением технических средств организации дорожного движения в границах Петрозаводского городского округа. В соответствии с приложением к контракту в список дорог общегородского и районного значения входит, в том числе <адрес> (от <адрес> до <адрес>).

Указанным муниципальным контрактом обязанности выполнять комплекс работ по устранению деформации и повреждений асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог общего пользования Петрозаводского округа на ООО «ТехРент» не возлагалось. Замечаний по исполнению контракта от администрации Петрозаводского городского округа в адрес ООО «ТехРент» не поступало.

Доводы администрации Петрозаводского городского округа о том, что свои полномочия по содержанию дороги, применительно к настоящему делу, реализованы путем заключения муниципального контракта от 13 июля 2016 г. с ООО «ТехРент», являются несостоятельными, в связи с чем, суд считает, что лицом, ответственным за вред, причиненный ненадлежащим содержанием автомобильной дороги, является администрация Петрозаводского городского округа.

Учитывая в совокупности представленные доказательства и положения вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что причиной дорожно-транспортного происшествия явилось неисполнение администрацией Петрозаводского городского округа возложенных на нее действующим законодательством обязанностей по содержанию муниципального имущества, следовательно, ответственность за вред, причиненный автомобилю истца в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на спорном участке дороги в связи наличием на нем повреждений, лежит на администрации Петрозаводского городского округа, в связи с чем в иске к ООО «ТехРент» следует отказать.

Таким образом, с администрации Петрозаводского городского округа в пользу истца подлежит взысканию ущерб в размере 294278 руб. (292766 руб. + 1512 руб.).

В соответствии с частью первой статьи 98, частью первой статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Таким образом, понесенные истцом расходы по оценке в размере 2500 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 6142 руб. 78 коп. подлежат возмещению ответчиком администрацией Петрозаводского городского округа.

Понесенные истцом расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб., подтвержденные документально, с учетом статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип разумности присуждения таких расходов, фактических обстоятельств дела, характера спора, объема работы, выполненной представителем истца, возражений ответчика, суд полагает подлежащими частичному возмещению ответчиком администрацией Петрозаводского городского округа - в размере 7000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Фениева П. В. к администрации Петрозаводского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью «ТехРент» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа за счет казны Петрозаводского городского округа в пользу Фениева П. В. ущерб в размере 294278 руб., расходы по оценке в размере 2500 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 6142 руб. 78 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 7000 руб.

В иске к обществу с ограниченной ответственностью «ТехРент» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А. Кузнецова

Мотивированное решение составлено 12 декабря 2016 г.

2-9470/2016 ~ М-9309/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Фениев Павел Викторович
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
ООО "ТехРент"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Кузнецова И.А.
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
09.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2016Передача материалов судье
10.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2016Судебное заседание
07.12.2016Судебное заседание
12.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2017Дело оформлено
18.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее