РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2018 года г.Самара
Кировский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Башмаковой Т.Ю.,
при секретаре Надеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4434/2018 по административному иску Татаринцевой Т.И. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г.Самары о признании бездействия незаконным, обязании произвести возврат излишне уплаченного налога,
УСТАНОВИЛ:
Татаринцева Т.И. обратилась в суд с административным иском к ИФНС России по Кировскому району г.Самары, указав, что *** административным истцом, как налогоплательщиком, было подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей. Однако до настоящего времени никакого ответа на поданное заявление не поступило, тогда как п.6 ст.78 НК РФ предусмотрен срок для возврата один месяц. Дата получения отражена в заявлении – ***. Таким образом, налоговый орган должен был не позднее *** принять решение о возврате излишне уплаченного налога либо об отказе в возврате. Однако ни того, ни другого сделано не было. Излишне уплаченный налог на доходы физических лиц <данные изъяты> рублей возник на основании вынесенного Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом Постановления от *** по делу №А55-5064/2016, которым по делу вынесен новый судебный акт о признании договора на оказание юридической помощи от ***, заключенного с адвокатом Татаринцевой Т.И. и ООО «Альтернатива», недействительным и применении последствий в виде возврата денежных средств в размере <данные изъяты> рублей в конкурсную массу ООО «Альтернатива». *** судебным приставом-исполнителем ОСП Кировского района И.д.И. вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника Татаринцевой Т.И. в пользу ООО «Альтернатива» по исполнительному листу №, выданному арбитражным судом Самарской области. Исполнительное производство было возбуждено на общую сумму <данные изъяты> рублей с учетом частичного взыскания взыскателем самостоятельно со счета в банке. Вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей, полученное в августе 2015 года, включено в расчет заработной платы за август 2015 года, и с него исчислен налог на доходы физических лиц и перечислен в бюджет в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается справкой НО «Самарская коллегия адвокатов» и справкой формы 2-НДФЛ, которые были представлены в оригинале вместе с заявлением о возврате налога в ИФНС России по Кировскому району г.Самары. В связи с тем, что вознаграждение, с которого исчислен и уплачен в бюджет налог, взыскано с нее, то обязанность по уплате налога на доходы физических лиц с взысканной суммы не наступает, а нарушенное право в этой части подлежит восстановлению путем возврата из бюджета излишне уплаченного налога. Просила признать бездействие ИФНС России по Кировскому району г.Самары незаконным, обязать ИФНС России по Кировскому району г.Самары произвести возврат излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей.
Административный истец Татаринцева Т.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д.70).
Представитель административного ответчика ИФНС России по Кировскому району г.Самары Зутиков Р.А. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Палаты адвокатов Самарской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом (л.д.71), отзыв на административный иск не представлен.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ и главой 22 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11).
Судом установлено, что Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда определение Арбитражного суда Самарской области от ***, принятое по заявлению конкурсного управляющего Гасановой Н.В. о признании сделки недействительной отменено, принято новое решение: признать договор на оказание юридической помощи от ***, заключенный между ООО «Альтернатива» и адвокатом Татаринцевой Т.И. – недействительной сделкой. Применить последствия недействительности. Взыскать с Татаринцевой Т.И. в конкурсную массу ООО «Альтернатива» денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей (л.д.8-12).
Положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
В силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 78 НК РФ определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6 статьи 78 НК РФ).
*** судебным приставом-исполнителем ОСП Кировского района И.д.И. вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника Татаринцевой Т.И. в пользу ООО «Альтернатива» по исполнительному листу №, выданному арбитражным судом Самарской области. Исполнительное производство было возбуждено на общую сумму <данные изъяты> рублей (л.д.13-15).
Согласно справке <адрес> коллегии адвокатов от *** № в бухгалтерию НО Самарская областная коллегия адвокатов на лицевой счет адвоката Татаринцевой Т.И. поступило вознаграждение от доверителя ООО «Альтернатива» по п/п № от *** в сумме <данные изъяты> рублей. Вознаграждение включено в расчет заработной платы за август 2015 года и перечислено на банковскую карточку Татаринцевой Т.И. ***. Налог на доходы физических лиц исчислен в размере <данные изъяты> рублей и перечислен в бюджет (л.д.19).
*** Татаринцевой Т.И. было подано заявление в ИФНС по Кировскому району г.Самары о возврате суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей (л.д.6-7).
Административным ответчиком ИФНС по Кировскому району г.Самары *** было принято решение по заявлению Татаринцевой Т.И. об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора) поскольку отсутствует переплата по налогу на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей. В данном случае излишне уплаченный налог возвращается на основании ст.231 НК РФ (л.д.53).
Указанное решение было направлено административному истцу Татаринцевой Т.И. *** (л.д.54-55), однако было возвращено отправителю в связи с неудачными попытками вручения (л.д.56).
В соответствии со ст.231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.
Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.
Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.
До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому агенту излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации им с налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.
Согласно ч.1. ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Из указанных статей налогового законодательства следует, что с заявлением о возврате излишне уплаченного налога следует обратиться налоговому агенту, которым является Палата адвокатов Самарской области, с последующим возвратом его административному истцу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании бездействия незаконным, поскольку права административного истца административным ответчиком нарушены не были.
Требование об обязании ИФНС России по Кировскому району г.Самары произвести возврат излишне уплаченного налога является производным от основного требования, в связи с чем, также удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Татаринцевой Т.И. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г.Самары о признании бездействия незаконным, обязании произвести возврат излишне уплаченного налога – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца.
Председательствующий Т.Ю.Башмакова
Решение в окончательной форме изготовлено 19.11.2018 года.