Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-3287/2021 от 19.11.2021

Судья Агибалов В.С. Дело № 33-3287/2021

     № 2-1859/2021

     АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 декабря 2021 года г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Должикова С.С.,

судей Коротченковой И.И., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Трухановой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заводского района г.Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Орла, Управлению образования администрации г.Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению - детский сад №82 комбинированного вида г.Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению - детский сад №61 комбинированного вида г.Орла о понуждении к совершению действий,

        по апелляционной жалобе прокурора Заводского района г. Орла на решение Заводского районного суда г. Орла от 13 сентября 2021 г., которым исковые требования удовлетворены частично.

        Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав объяснения помощника прокурора Заводского района г.Орла ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г.Орла ФИО6, полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, представителей ответчиков – ФИО7
ФИО8, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

прокурор Заводского района г.Орла, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Орла, Управлению образования администрации г.Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению - детский сад №82 комбинированного вида г.Орла (далее – МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла) о понуждении к совершению действий.

В обоснование указал, что прокурорской проверкой установлено нарушение требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МБДОУ «Детский сад № 82» г.Орла.

Ссылался на то, что выявленные нарушения снижают антитеррористическую защищенность названного объекта, нарушают права несовершеннолетних, их законных представителей, педагогов и иных лиц, находящихся в образовательном учреждении и на его территории, на безопасность жизни и здоровья.

Имеющиеся недостатки не позволяют в полном объеме обеспечить безопасность муниципального образовательного учреждения.

        Уточнив исковые требования, прокурор просил суд:

обязать администрацию г. Орла в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в размере, необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий) и оборудования помещения для охраны МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла;

обязать Управление образования администрации г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла;

обязать МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств заключить муниципальный контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

обязать МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств оборудовать первый этаж объекта помещением для охраны.

С аналогичными иском прокурор Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению - детский сад № 61 комбинированного вида г. Орла (далее – МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла).

Ссылаясь на то, что выявленные нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МБДОУ «Детский сад № 61» г.Орла не позволяют в полном объеме обеспечить безопасность объекта, прокурор просил суд:

обязать администрацию г. Орла в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в размере необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий) и оборудования помещения для охраны МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла;

обязать Управление образования администрации г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла;

обязать МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств заключить муниципальный контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

обязать МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств оборудовать первый этаж объекта помещением для охраны.

Определением суда указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансово-экономическое управление администрации г. Орла.

Судом постановлено обжалуемое решение.

        На администрацию г. Орла возложена обязанность в срок до 01 июня 2022 г. выделить денежные средства в размере, необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий) и оборудования помещения для охраны муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

        На Управление образования администрации г. Орла возложена обязанность в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла и МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла.

        На муниципальные дошкольные образовательные учреждения возложена обязанность в течение шести месяцев со дня со дня поступления денежных средств устранить выявленные нарушения.

В апелляционной жалобе прокурор Заводского района г. Орла просит решение суда изменить в части установления сроков его исполнения.

Указывает, что установленный судом срок для исполнения мероприятий по антитеррористической защищенности является завышенным, соответствующие мотивы в решении не приведены.

Приводит доводы о том, что в соответствии с подпунктом «е» пункта 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) должны быть профинансированы в течение 2 финансовых лет, следующих за финансовым годом проведения категорирования объектов.

Поскольку категорирование территорий муниципальных учреждений, указанных в решении суда, было проведено в 2019 году, финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности должно быть завершено в 2021 году.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

        Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Заводского района г.Орла проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории Заводского района г. Орла.

        По ее результатам установлены нарушения требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006 (далее – Требования) в деятельности МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла и МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла.

Как следует из паспортов безопасности указанных дошкольных образовательных учреждений, данные объекты относятся к объектам (территориям) третьей категории опасности.

        В нарушение пункта 25 Требований МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла и МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также не оснащены помещением для размещения охраны объекта.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.    Установив факт нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности вышеназванных учреждений, суд первой инстанции частично удовлетворил иск.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Согласно пункту 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 и пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными кормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона об образовании, образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Согласно пункту «а» части 4 статьи 3 Закона о противодействии терроризму, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Пунктом 7 части 1 статьи 2 указанного Закона определено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона о противодействии терроризму Правительством Российской Федерации устанавливаются обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. №1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Данными Требованиями установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований, осуществляются, в том числе, следующие мероприятия:

обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной масти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «б»);

оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (подпункт «в»).

Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05 октября 2009 г. предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма на территории муниципального района.

В пункте 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

В соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Как указано выше, прокурор просил обязать администрацию г. Орла выделить денежные средства в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Настоящее гражданское дело рассмотрено по апелляционной жалобе прокурора 08 декабря 2021 г., что является датой вступления в силу решения районного суда. Соответственно, 6-месячный срок для выделения администрацией г. Орла денежных средств, о котором просил прокурор, истекает 08 июня 2022 года. Судом установлен срок до 01 июня 2022 г.

Соответственно, довод апелляционной жалобы прокурора в части несогласия со сроком, установленным для выделения денежных средств администрацией г.Орла, является необоснованным и противоречит ранее заявленным им требованиям.

Месячный срок для перечисления денежных средств Управлением образования администрации г. Орла в образовательные учреждения также является разумным.

Срок, предоставленный образовательным учреждениям для проведения необходимых работ и заключения муниципальных контрактов, по мнению судебной коллегии, в полной мере отвечает трудоемкости указанных мероприятий, а потому оснований для его сокращения не имеется.

Ссылка прокурора на положения подпункта «е» пункта 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006, на законность постановленного решения не влияет.

Как следует из содержания приведенного нормативно-правового акта, в пункте 11 закреплены полномочия комиссии, созданной для категорирования объектов. Положений гражданского процессуального законодательства в нем не содержится.

С учетом изложенного, вышеприведенный срок для исполнения решения судебная коллегия считает разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

Оснований для изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.

    Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

    решение Заводского районного суда г. Орла от 13 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора Заводского района г. Орла - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 13 декабря 2021 г.

Председательствующий

Судьи

Судья Агибалов В.С. Дело № 33-3287/2021

     № 2-1859/2021

     АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 декабря 2021 года г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Должикова С.С.,

судей Коротченковой И.И., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Трухановой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заводского района г.Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Орла, Управлению образования администрации г.Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению - детский сад №82 комбинированного вида г.Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению - детский сад №61 комбинированного вида г.Орла о понуждении к совершению действий,

        по апелляционной жалобе прокурора Заводского района г. Орла на решение Заводского районного суда г. Орла от 13 сентября 2021 г., которым исковые требования удовлетворены частично.

        Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав объяснения помощника прокурора Заводского района г.Орла ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г.Орла ФИО6, полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, представителей ответчиков – ФИО7
ФИО8, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

прокурор Заводского района г.Орла, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Орла, Управлению образования администрации г.Орла, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению - детский сад №82 комбинированного вида г.Орла (далее – МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла) о понуждении к совершению действий.

В обоснование указал, что прокурорской проверкой установлено нарушение требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МБДОУ «Детский сад № 82» г.Орла.

Ссылался на то, что выявленные нарушения снижают антитеррористическую защищенность названного объекта, нарушают права несовершеннолетних, их законных представителей, педагогов и иных лиц, находящихся в образовательном учреждении и на его территории, на безопасность жизни и здоровья.

Имеющиеся недостатки не позволяют в полном объеме обеспечить безопасность муниципального образовательного учреждения.

        Уточнив исковые требования, прокурор просил суд:

обязать администрацию г. Орла в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в размере, необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий) и оборудования помещения для охраны МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла;

обязать Управление образования администрации г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла;

обязать МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств заключить муниципальный контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

обязать МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств оборудовать первый этаж объекта помещением для охраны.

С аналогичными иском прокурор Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению - детский сад № 61 комбинированного вида г. Орла (далее – МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла).

Ссылаясь на то, что выявленные нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МБДОУ «Детский сад № 61» г.Орла не позволяют в полном объеме обеспечить безопасность объекта, прокурор просил суд:

обязать администрацию г. Орла в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в размере необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий) и оборудования помещения для охраны МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла;

обязать Управление образования администрации г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла;

обязать МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств заключить муниципальный контракт (договор) на обеспечение охраны здания (территории) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

обязать МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла в течение одного месяца со дня поступления денежных средств оборудовать первый этаж объекта помещением для охраны.

Определением суда указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансово-экономическое управление администрации г. Орла.

Судом постановлено обжалуемое решение.

        На администрацию г. Орла возложена обязанность в срок до 01 июня 2022 г. выделить денежные средства в размере, необходимом для обеспечения охраны зданий (территорий) и оборудования помещения для охраны муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

        На Управление образования администрации г. Орла возложена обязанность в течение одного месяца со дня поступления денежных средств направить денежные средства МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла и МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла.

        На муниципальные дошкольные образовательные учреждения возложена обязанность в течение шести месяцев со дня со дня поступления денежных средств устранить выявленные нарушения.

В апелляционной жалобе прокурор Заводского района г. Орла просит решение суда изменить в части установления сроков его исполнения.

Указывает, что установленный судом срок для исполнения мероприятий по антитеррористической защищенности является завышенным, соответствующие мотивы в решении не приведены.

Приводит доводы о том, что в соответствии с подпунктом «е» пункта 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) должны быть профинансированы в течение 2 финансовых лет, следующих за финансовым годом проведения категорирования объектов.

Поскольку категорирование территорий муниципальных учреждений, указанных в решении суда, было проведено в 2019 году, финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности должно быть завершено в 2021 году.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

        Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Заводского района г.Орла проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории Заводского района г. Орла.

        По ее результатам установлены нарушения требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006 (далее – Требования) в деятельности МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла и МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла.

Как следует из паспортов безопасности указанных дошкольных образовательных учреждений, данные объекты относятся к объектам (территориям) третьей категории опасности.

        В нарушение пункта 25 Требований МБДОУ «Детский сад № 82» г. Орла и МБДОУ «Детский сад № 61» г. Орла не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также не оснащены помещением для размещения охраны объекта.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.    Установив факт нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности вышеназванных учреждений, суд первой инстанции частично удовлетворил иск.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Согласно пункту 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 и пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными кормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона об образовании, образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Согласно пункту «а» части 4 статьи 3 Закона о противодействии терроризму, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Пунктом 7 части 1 статьи 2 указанного Закона определено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона о противодействии терроризму Правительством Российской Федерации устанавливаются обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. №1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Данными Требованиями установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований, осуществляются, в том числе, следующие мероприятия:

обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной масти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «б»);

оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (подпункт «в»).

Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05 октября 2009 г. предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма на территории муниципального района.

В пункте 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

В соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Как указано выше, прокурор просил обязать администрацию г. Орла выделить денежные средства в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Настоящее гражданское дело рассмотрено по апелляционной жалобе прокурора 08 декабря 2021 г., что является датой вступления в силу решения районного суда. Соответственно, 6-месячный срок для выделения администрацией г. Орла денежных средств, о котором просил прокурор, истекает 08 июня 2022 года. Судом установлен срок до 01 июня 2022 г.

Соответственно, довод апелляционной жалобы прокурора в части несогласия со сроком, установленным для выделения денежных средств администрацией г.Орла, является необоснованным и противоречит ранее заявленным им требованиям.

Месячный срок для перечисления денежных средств Управлением образования администрации г. Орла в образовательные учреждения также является разумным.

Срок, предоставленный образовательным учреждениям для проведения необходимых работ и заключения муниципальных контрактов, по мнению судебной коллегии, в полной мере отвечает трудоемкости указанных мероприятий, а потому оснований для его сокращения не имеется.

Ссылка прокурора на положения подпункта «е» пункта 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006, на законность постановленного решения не влияет.

Как следует из содержания приведенного нормативно-правового акта, в пункте 11 закреплены полномочия комиссии, созданной для категорирования объектов. Положений гражданского процессуального законодательства в нем не содержится.

С учетом изложенного, вышеприведенный срок для исполнения решения судебная коллегия считает разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

Оснований для изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.

    Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

    решение Заводского районного суда г. Орла от 13 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора Заводского района г. Орла - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 13 декабря 2021 г.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-3287/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Заводского района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБДОУ Детский сад №82 комбинированного вида г.Орла
Управление образования администрации г.Орла
Администрация г.Орла
МБДОУ Детский сад №61 комбинированного вида
Другие
Финансово-экономическое управление администрации г. Орла
Суд
Орловский областной суд
Судья
Должиков Сергей Сергеевич
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
22.11.2021Передача дела судье
08.12.2021Судебное заседание
15.12.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее