63RS0039-01-2020-002261-20
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 июля 2020 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2064/2020 по административному исковому заявлению ООО «СтройАльянс» к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным предписания,
установил:
ООО «СтройАльянс» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предписания Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство).
В обоснование заявления указано, что 13.05.2020 Министерством в отношении ООО «СтройАльянс» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ по факту нарушения режима особой охраны охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой Дуба» в части возведения забора, расположенного в лесном массиве между ул.Демократическая и ул.Красильникова на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем на праве собственности истцу. Одновременно выдано предписание № 1/1 об устранении выявленных в результате проверки нарушений законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования, обязывающее ООО «СтройАльянс» произвести демонтаж забора до 01.08.2020. Считает указанное предписание незаконным и ограничивающим права и законные интересы заявителя, поскольку право собственности ООО «СтройАльянс» на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано в установленном законом порядке без каких-либо ограничений и обременений, у земельного участка иная категория, чем охранная зона. Кроме того, 18.10.2019 Администрацией Кировского внутригородского района г.о. Самара заявителю был выдан порубочный билет №383 (разрешение на снос) 6 сухостоев деревьев на основании решения Думы г.о. Самара от 08.08.2019 №444. Основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения предписания послужило распоряжение Губернатора Самарской области от 20.06.2017 № 367-р «О создании охранных зон памятников природы регионального значения», которым были созданы охранные зоны памятников природы регионального значения «Древостой Дуба». Указанным Распоряжением в площадь охранной зоны памятников регионального значения «Древостой Дуба» площадью 62,47 га ошибочно включена площадь (4000 кв.м) земельного участка, расположенного по адресу: г. <адрес>, принадлежащего ООО «СтройАльянс». Карта (план) охранной зоны памятников природы регионального значения «Древостой Дуба» площадью 62,47 га изготовлена 10.12.2018, то есть после издания распоряжения Губернатора Самарской области №367-р от 20.06.2017.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным и отменить предписание № 1/1, выданное 13.05.2020 Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В судебном заседании представитель административного истца Рыбаков А.А. (по доверенности) поддержал заявленные требования, указав, что на момент приобретения ООО «СтройАльянс» земельного участка какие-либо ограничения или обременения в его использовании отсутствовали.
Представитель административного ответчика Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Мартынова О.А. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявления, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Заинтересованное лицо филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, причину неявки суду не сообщило.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 17.12.2018 ООО «СтройАльянс» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 4000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 7-9, 63-65).
21.01.2020 на основании поступившей из прокуратуры г.Самары информации о строительстве и эксплуатации объекта капитального объекта на территории охранной зоны государственным инспектором Самарской области в области охраны окружающей среды проведено обследование территории памятника природы регионального значения «Древостой дуба», расположенного в границах г.о. Самара.
В ходе обследования выявлено нарушение установленного режима охранной зоны памятника природы, выразившееся в осуществлении строительства забора в период с 01.08.2019 по 21.01.2020 на земельном участке с кадастровым номером №.
По результатам обследования возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, и выдано предписание №1/1 от 13.05.2020 об устранении выявленных нарушений законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования, которым на ООО «СтройАльянс» возложена обязанность произвести демонтаж забора до 01.08.2020.
В соответствии со ст. 58 Конституции России каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Особенности режима особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.27 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом (п. 3 ст. 56 ЗК РФ).
Распоряжением Губернатора Самарской области от 20.06.2017 № 367-р создана охранная зона памятников природы регионального значения «Древостой Дуба», «Древостой дуба естественного происхождения», «Урочище Мулин дол».
Согласно п. 1.7 Положения об охранной зоне памятника природы регионального значения «Древостой дуба», утвержденного распоряжением Губернатора Самарской области от 20.06.2017 № 367-р, в границах охранной зоны памятника природы запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение его сохранности.
Согласно п. 3.1 Положения на территории охранной зоны памятника природы запрещается (не допускается) деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, в частности: строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, строительство зданий и сооружений, возведение временных строений и сооружений, строительство магистральных автомобильных дорог, временных дорог, железных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций.
В соответствии со ст. 4 Закона Самарской области от 06.04.2009 N 46-ГД "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области" и п. 2.2 Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утв. постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N528, Министерство осуществляют региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
На основании ст. 34 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ должностные лица органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, вправе выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режимов особо охраняемых природных территорий.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается административным истцом, что земельный участок с кадастровым номером №, на котором им осуществлено строительство забора, находится в границах охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой дуба».
Возведение данного сооружения является прямым нарушением п. 3.1 Положения об охранной зоне, следовательно, у Министерства имелись предусмотренные законом основания и полномочия на выдачу предписания об устранении выявленного нарушения.
Доводы административного истца о том, что на момент приобретения земельного участка каких-либо ограничений и обременений в отношении земельного участка зарегистрировано не было, не имеют значения для разрешения настоящего спора.
В силу ст. 226 КАС РФ при рассмотрении дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления суд проверяет: имеет ли орган полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Судом установлено, что предписание о демонтаже забора принято Министерством в соответствии с предоставленными полномочиями, при наличии предусмотренных законом оснований, какого-либо специального порядка выдачи предписания не установлено. На момент выдачи предписания охранная зона памятников природы регионального значения «Древостой Дуба» является действующей, сведения о ней внесены в ЕГРН. Факт возведения административным истцом забора в данной зоне подтвержден. Соответственно, Министерство не только вправе, но и обязано отреагировать на выявленное нарушение.
Доводы о том, что земельный участок административного истца включен в охранную зону ошибочно, и что распоряжением Губернатора Самарской области от 20.06.2017 № 367-р конкретные границы охранной зоны не утверждались, так как карта (план) охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой Дуба» изготовлена после издания распоряжения, не могут быть приняты во внимание, поскольку по существу направлены на оспаривание указанного нормативного правового акта, что не входит в компетенцию районного суда. В случае признания недействующим распоряжения в части включения земельного участка в охранную зону административный истец не лишен права на пересмотр решения по новым обстоятельствам.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным предписания административного ответчика не имеется, вследствие чего в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ООО «СтройАльянс» к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным предписания отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24.07.2020.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья