Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-65/2013 (2-797/2012;) от 30.11.2012

Дело № 2-65/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения объявлена 04.03.2013 г.

Мотивированное решение будет составлено 11.03.2013 г.

04 марта 2013 года         г. Олонец

        Республика Карелия

Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи      Никитиной А.В.,

при секретаре        Куттуевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сербина П.Н. к Администрации .... национального муниципального района о признании незаконным отказа в выделении земельного участка и выделении земельного участка в аренду,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд по тем основаниям, что ответчиком было отказано в выделении истцу в аренду земельного участка площадью .... кв.м. для дачного хозяйства в районе .... по заявлению истца, с которым последний обратился в Администрацию .... национального муниципального района Республики Карелия (далее по тексту также Администрация, АОНМР) хх.хх.хх г. Ответчиком была проведена публикация в газете «Карелия» в связи с предоставлением земельного участка по указанному адресу в аренду. Иных заявлений об аренде указанного участка в Администрацию не поступило. хх.хх.хх г. истец узнал о том, на основании п. 13 ст. 65 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) ответчиком было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и утверждении акта выбора земельного участка. Отказ Администрации в предоставлении земельного участка связан с его нахождением в прибрежно-защитной полосе, которая составляет .... м.для водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение Данный отказ истец считает незаконным, т.к. при использовании участка намерен соблюдать запреты, установленные ч. 16 и 17 ВК РФ и не планирует осуществлять на нем хозяйственную деятельность. По этим основаниям истец просит суд признать действия ответчика в отказе на выделение истцу в аренду земельного участка для дачного хозяйства, расположенного по адресу: ...., в районе ...., кадастровый квартал ...., незаконным, возложить на ответчика обязанность своим распоряжением утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте), акт о выборе указанного земельного участка для ведения дачного хозяйства, возложить на ответчика обязанность после формирования истцом межевого плана, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, получения кадастрового паспорта заключить с истцом договор аренды указанного земельного участка площадью .... кв.м. для ведения дачного хозяйства.

В судебном заседании 11.01.2013 г. истец уточнил последнее требование, указав, что просит суд возложить обязанность на ответчика выделить истцу в аренду земельный участок площадью .... кв.м. по адресу: ...., в районе ...., кадастровый квартал ...., для ведения дачного хозяйства.

В судебном заседании 04.03.2013 г. истец поддержал исковые требования в полном объеме, указав, что отказ Администрации в предоставлении земельного участка в аренду был оформлен письмом Администрации Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия от хх.хх.хх г. (л.д. 53). Указал, что возложение на ответчика обязанности выделить земельный участок в аренду предполагает проведение процедуры, предусмотренной ст. 31, 32 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), т.е. принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с заявлением истца от хх.хх.хх г. , утверждение акта выбора земельного участка для дачного строительства и схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории от хх.хх.хх г., после проведения истцом кадастровых работ по установлению границ земельного участка, постановки его на государственный кадастровый учет и оформления кадастрового паспорта - принятие ответчиком решения о предоставлении земельного участка в аренду для дачного строительства.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебных заседаниях по делу возражал против иска, ссылаясь на то, что испрашиваемый истцом участок находится в прибрежной защитной полосе, истец просит предоставить земельный участок для ведения дачного хозяйства, что предполагает распашку земель, выращивание сельскохозяйственных культур, строительство дачного дома и других сооружений, запрещенных пунктом 17 ст. 65 ВК РФ. Иных препятствий для выделения земельного участка Администрация не усматривает.

Представители третьих лиц - ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по ...., Невско-Ладожского бассейнового водного управления, Управления Росреестра по ...., Северо-Западного Территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.

Заслушав истца, принимая во внимание возражения ответчика на иск, мнение третьих лиц, участвующих деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.

Как следует из материалов дела, хх.хх.хх г. истец обратился в Администрацию .... национального муниципального района Республики Карелия с заявлением о предоставлении в аренду для ведения дачного хозяйства земельного участка площадью .... кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в районе д. .... .... и представил схему предполагаемого расположения земельного участка (л.д. 12 - 13).

Согласно п. 2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Исходя из системного анализа положений ст. 1 и ст. 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и принимая во внимание, что использование дачного участка не исключает осуществление на нем строительства, суд полагает, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения Земельного кодекса РФ, регламентирующие предоставление земельных участков для целей, связанных со строительством.

Порядок выбора земельных участков для целей, связанных со строительством определен положениями ст. 30, 31 ЗК РФ.

Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления, по заявлению гражданина или юридического лица, либо по обращению, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах, посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения (п. 7 ст. 31 ЗК РФ).

В связи с заявлением Сербина П.Н. о предоставлении земельного участка Администрацией была произведена публикация информации в газете «Карелия» от хх.хх.хх г. о возможном предоставлении земельного участка в районе д. .... в аренду для ведения дачного хозяйства.

хх.хх.хх г. Администрация сообщила Сербину П.Н. об отсутствии иных заявлений о предоставлении указанного земельного участка, истцу было предложено заказать акт выбора и обследования земельного участка, провести землеустроительные работы и предоставить Администрации для утверждения акт выбора, схему расположения земельного участка на кадастровом плане, кадастровый паспорт.

Выполнение указанных работ истец поручил МУП .... национального муниципального района «Ресурс» по договору возмездного оказания услуг от хх.хх.хх г.

хх.хх.хх г.. МУП «Ресурс» уведомило истца о том, что проект распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, акта выбора земельного участка не прошел согласование в АОНМР по мотиву несоответствия п. 13 ст. 65 ВК РФ.

Пунктом 15 ст. 65 Водного кодекса РФ установлено, что в границах водоохранных зон запрещается: 1) использование сточных вод для удобрения почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств). В силу п. 2 ст. ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. На основании положений п. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Согласно п. 13 ст. 65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

Из акта о выборе земельного участка для строительства дачного домика в д. .... .... следует, что восточнее участка, на расстоянии .... м расположено озеро .... (л.д. 24 - 25).

Согласно рыбохозяйственной характеристике указанного водного объекта, выданной ФГБУ «Карелрыбвод» хх.хх.хх г., в состав ихтиофауны озера .... входят основные промысловые виды рыб: щука, окунь, плотва, а также другие промысловые и неиспользуемые промыслом виды рыб - колюшка трехиглая, ерш и другие; оз. .... относится к водным объектам второй категории рыбохозяйственного значения.

Согласно Приказу Росрыболовства от 17.09.2009 г. N 818 «Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства» водные объекты рыбохозяйственного значения подразделяются на водные объекты рыбохозяйственного значения высшей, первой или второй категории. Высшая категория устанавливается на основании данных государственного мониторинга водных биоресурсов для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, утвержденных Приказом Росрыболовства от 16 марта 2009 г. N 191 «Об утверждении Перечня особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства» или являются местами их размножения, зимовки, массового нагула, путями миграций, искусственного воспроизводства. Первая категория устанавливается на основании данных государственного мониторинга водных биоресурсов для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые используются для добычи (вылова) водных биоресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам, и являются местами их размножения, зимовки, массового нагула, искусственного воспроизводства, путями миграций. Вторая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам. Информация о категории водного объекта рыбохозяйственного значения в установленном порядке вносится в государственный рыбохозяйственный реестр.

По сведениям Невско-Ладожского бассейнового водного управления, информация по данному озеру в государственном водном реестре отсутствует.

По сведениям Северо-Западного территориального управления Росрыболовства, озеро .... относится к рыбохозяйственным водоемам первой категории.

Учитывая, что в состав ихтиофауны озера .... не входят виды особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, утвержденных Приказом Росрыболовства от 16 марта 2009 г. N 191 «Об утверждении Перечня особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства», каких-либо доказательств, подтверждающих, что озеро .... относится к водным объектам высшей категории, суд приходит к выводу, что положения п. 13 ст. 65 ВК РФ не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.

При таких обстоятельствах ширина прибрежной защитной полосы озера .... должна определяться в соответствии с требованиями п. 11 ст. 65 ВК РФ, т.е. устанавливаться в зависимости от уклона берега водного объекта и составлять тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Иных препятствий для согласования выбора испрашиваемого истцом земельного участка в ходе рассмотрения дела не установлено.

Анализ положений ст. 31 Земельного кодекса РФ позволяет суд заключить, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ. Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка.

Учитывая, что оснований для отказа утвердить акт выбора земельного участка от хх.хх.хх г. и схему расположения земельного участка на кадастровом плане от хх.хх.хх г. у Администрации не имелось, отказ Администрации в предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка для дачного хозяйства по его заявлению от хх.хх.хх г., оформленный письмом от хх.хх.хх г., при отсутствии препятствий для выбора земельного участка под строительство также следует признать преждевременным и не основанным на законе.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств и характера и объема требований истца, принимая во внимание, что выделение земельного участка в аренду, о чем просит истец, предполагает совершение ряда действий, предусмотренных ст. 31, 32 ЗК РФ, суд приходит к выводу, что в связи с отсутствием препятствий для выбора и предоставления истцу испрашиваемого им земельного участка, на ответчика следует возложить обязанность в порядке п. 6 ст. 31 ЗК РФ принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с заявлением Сербина П.Н. от хх.хх.хх г. , утвердив акт выбора испрашиваемого земельного участка, и схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории, и далее, в порядке п. 2 ст. 32 ЗК РФ после проведения истцом кадастровых работ по установлению границ указанного земельного участка, постановке его на государственный кадастровый учет и оформления кадастрового паспорта обязать ответчика принять решение о предоставлении истцу земельного участка в аренду для ведения дачного хозяйства.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу истца уплаченная госпошлина в сумме .... руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации .... национального муниципального района, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью .... кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в районе дер. .... в кадастровом квартале ...., для ведения дачного хозяйства, принятое по заявлению Сербина П.Н. от хх.хх.хх г. и оформленное письмом от хх.хх.хх г. .

Обязать Администрацию .... национального муниципального района Республики Карелия в порядке п. 6 ст. 31 ЗК РФ принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с заявлением Сербина П.Н. от хх.хх.хх г. , утвердив акт выбора земельного участка площадью .... кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в районе дер. .... в кадастровом квартале ...., для ведения дачного хозяйства, и схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории; в соответствии с п. 2 ст. 32 ЗК РФ после проведения Сербиным П.Н. кадастровых работ по установлению границ указанного земельного участка, постановке его на государственный кадастровый учет и оформления кадастрового паспорта принять решение о предоставлении земельного участка в аренду для дачного хозяйства.

Взыскать с Администрации .... национального муниципального района Республики Карелия в пользу Сербина П.Н. возврат госпошлины .... руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы через Олонецкий районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья           А.В. Никитина

Копия верна:

Судья           А.В. Никитина

2-65/2013 (2-797/2012;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сербин Павел Николаевич
Ответчики
Администрация Олонецкого национального муниципального района
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
Невско-Ладожское бассейновое водное управление
Филиал ФБУ "Федеральная кадастровая палата Россреестра" по РК
Федеральное агентство по рыболовству Северо-Западное Территориальное управление
Суд
Олонецкий районный суд Республики Карелия
Судья
Никитина Анастасия Викторовна
Дело на странице суда
olonecky--kar.sudrf.ru
30.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.12.2012Передача материалов судье
04.12.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.12.2012Предварительное судебное заседание
11.01.2013Судебное заседание
31.01.2013Судебное заседание
04.03.2013Судебное заседание
11.03.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2013Дело оформлено
07.06.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее