Дело № 12-143/2013
Решение
Именем Российской Федерации
15 октября 2013 года г. Саратов
Судья Заводского районного суда г. Саратова Галицкая Е.Ю.,
с участием представителя Государственной инспекции труда в Саратовской области по доверенности Кишмаховой М.Я.,
представителя открытого акционерного общества «Саратовнефтепродукт» по доверенности Черниковой С.С.,
при секретаре Веселовой Ю.В.,
рассмотрев жалобу генерального директора открытого акционерного общества «Саратовнефтепродукт» на постановление Государственной инспекции труда в Саратовской области <№>- <№> от 06 августа 2013 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением Государственной инспекции труда в Саратовской области <№>- <№> от 06 августа 2013 года открытое акционерное общество «Саратовнефтепродукт» (далее по тексту ОАО «Саратовнефтепродукт») привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей за свершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным постановлением, генеральный директор ОАО «Саратовнефтепродукт» обратился в Заводской районный суд г.Саратова с жалобой на указанное постановление.
В обосновании жалобы указано, что действия ОАО «Саратовнефтепродукт» о привлечении управляющей АЗК <№>,<№> Леоновой И.А. к дисциплинарной ответственности обоснованны, порядок привлечения к дисциплинарной ответственности не нарушен, поскольку в соответствии с должностной инструкцией <№> от 21 января 2013 г. именно на Леонову И.А. возложена обязанность осуществлять контроль за работоспособностью и сохранностью технологического, пожарного оборудования, при необходимости подавать заявки на устранение неисправностей и проведение профилактических мероприятия, своевременно подавать и осуществлять контроль за качественным и своевременным выполнением заявок по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования, самостоятельно, а в случае необходимости по согласованию с территориальным менеджером. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме» правила противопожарного режима, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из п. 457 указанного Постановления следует, что автозаправочная станция должна быть оснащена исправными средствами пожаротушения, которые подлежат использованию при наступлении пожароопасной ситуации. Согласно п. 4.1.27. огнетушители должны вводиться в эксплуатацию в полностью заряженном и работоспособном состоянии, с опечатанным узлом управления пускового (для огнетушителей с источником вытесняющего газа) или запорно-пускового (для закаченных огнетушителей) устройства. Они должны находиться на отведенных им местах в течение всего времени эксплуатации. Кроме того, ст. 20.4. КоАП РФ на юридических и должностных лиц возложена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Также согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме», руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте. Данная обязанность была исполнена, путем издания должностной инструкции управляющего АЗК <№>, <№> и издания приказа № пр667-12 от 09.07.2013г. «О назначении ответственных за пожарную безопасность», согласно п. 2 которого на АЗК (АЗС) ответственными за содержание и сохранность первичных средств пожаротушения и пожарного инвентаря, находящихся на АЗК, являются управляющие АЗК. Следовательно, Леонова И.А. является ответственным за содержание и сохранность первичных средств пожаротушения и пожарного инвентаря, находящихся на АЗК.
Однако, при вынесении Постановления Государственная инспекция труда в Саратовской области ссылаясь на пункт 3 приказа №677-12 «О назначении ответственных за пожарную безопасность», не принимает во внимание пункт 2 данного приказа, согласно которому ответственным за содержание первичных средств пожаротушения и пожарного инвентаря на автозаправочных станциях являются именно управляющие АЗК.
Также, установлено что управляющая АЗК <№>, <№> Леонова И.А. заявку о перезарядке огнетушителей сделала 30 апреля 2013г., то есть после истечения срока перезарядки.
Вывод Государственной инспекции труда в Саратовской области о том, что необходимость в перезарядке огнетушителей возникла именно 30 апреля 2013г. несостоятелен, так как 30 апреля 2013г. - это дата, в которую заряд огнетушителей уже был закончен, следовательно, автозаправочная станция находилась без огнетушителей в период с 30 апреля 2013г. по 29 мая 2013г., что является прямым нарушением действующего законодательства.
Ссылка государственной инспекции труда в Саратовской области о том, что в должностной инструкции управляющего АЗК <№>, <№> конкретные сроки подачи заявки не прописаны и не дана расшифровка понятия своевременно, что вменяется работодателю как нарушение, неправомерна, поскольку лицо, на которое возложена ответственность за противопожарное состояние, обязано обеспечить надлежащее состояние средств пожаротушения.Таким образом, Леонова И.А., являясь управляющим АЗК и ответственным за противопожарное состояние, должна была обеспечить исправное состояние огнетушителей, чтобы не допустить работы нахождения автозаправочной станции без огнетушителей, тем более, что АЗК является опасным производственным объектом и источником повышенной опасности.
Также, согласно информации из ЦДУ, заявка о перезарядке подлежала исполнению 25 мая 2013г., однако исполнена была лишь 29 мая 2013г. Следовательно, срок исполнения заявки <№> истёк 25 мая 2013 года. Управляющий АЗК <№>,<№> Леонова И.А. не принимала никаких мер для своевременного её исполнения, что является подтверждением отсутствия контроля за своевременным выполнением заявки по техническому обслуживанию огнетушителей со стороны управляющего АЗК, и, соответственно, должностной инструкции. Однако Государственной инспекцией труда в Саратовской области не дано оценки данному нарушению работника и законности действий работодателя по данному нарушению работника.
Довод Государственной инспекции труда в Саратовской области о том, что объяснительные у Леоновой И.Ю. были запрошены неуполномоченным лицом, не соответствует действительности в связи с тем, что территориальный менеджер ЩербаковА.А.в соответствии с п.п. 5.1. и п.5 Процедуры «Реагирования на нарушения. Проведение внутренних служебных расследований», утвержденной приказом <№>-пр от 26 июля 2012 г., вправе запрашивать любые документы и объяснения в устном и письменном виде, необходимые для проведения служебного расследования, у работников Общества. При проведении проверки данное обстоятельство не проверялось, что подтверждается распоряжением о проведении проверки, в котором не запрашивались документы, подтверждающие полномочия Щербакова А.А.
Таким образом, вывод Государственной инспекции труда в Саратовской области о нарушении порядка привлечения к дисциплинарной ответственности несостоятелен. В связи с чем, постановление является незаконным и необоснованным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
В судебном заседании представитель ОАО «Саратовнефтепродукт» Черникова С.С. поддержала изложенные в жалобе доводы, просила постановление Государственной инспекции труда в Саратовской области <№>- <№> от 06 августа 2013 года отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Государственной инспекции труда в Саратовской области по доверенности Кишмахова М.Я. вынесенное в отношении ОАО «Саратовнефтепродукт» постановление о привлечении к административной ответственности от 06 августа 2013 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5. 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считает законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется. Внеплановая проверка ОАО «Саратовнефтепродукт» произведена Государственной инспекции труда в Саратовской области по заявлению Леоновой И.А., в ходе проведения проверки установлены нарушения трудового законодательства по привлечению работника Леоновой И.А. к дисциплинарной ответственности, изложенные в акте проверки от 25 июля 2013 г., что явилось основанием для привлечения ОАО «Саратовнефтепродукт к административной ответственности. При проведении внеплановой проверки ОАО «Саратовнефтепродукт» по запросу Государственной инспекции труда в Саратовской области у ОАО «Саратовнефтепродукт» истребовались все документы, имеющие отношение к факту привлечения Леоновой И.А, к дисциплинарной ответственности в том числе и документы, подтверждающие полномочия территориального менеджера Щербакова А.А. на затребование от Леоновой И.Ю. письменных объяснений представлены не были в связи с чем ссылка представителя ОАО «Саратовнефтепродукт» не состоятельна.
Выслушав представителя ОАО «Саратовнефтепродукт», представителя Государственной инспекции труда в Саратовской области, исследовав материалы дела, материал проверки в отношении ОАО «Саратовнефтепродукт» суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административном правонарушении необходимо выяснить наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях законность и обоснованность постановления по делу об административных правонарушениях проверяются судьей в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных документов, в связи с обращением управляющей АЗК <№>, <№> ОАО «Саратовнефтепродукт» Леоновой И.А. 02 июля 2013 года в Государственную инспекцию труда в Саратовской области, не согласной с привлечением ее к дисциплинарной ответственности, проведены контрольно- надзорные мероприятия в период с 15 июля 2013 года по 25 июля 2013 год в отношении ОАО «Саратовнефтепродукт».
В ходе проведенной проверки Государственной инспекции труда в Саратовской области установлено, что управляющая АЗК <№> Леонова И.А. в нарушении ч.ч. 1 и 5 ст. 192 ТК РФ приказом ОАО «Саратовнефтепродукт» № <№> от 24 июня 2013 г. привлечена к дисциплинарной ответственности, работодатель не принял во внимание тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, не выяснил все обстоятельства по факту выявленного нарушения, не дал надлежащей оценки объяснениям Леоновой И.А., не установил ее вину в совершении дисциплинарного проступка, в нарушении ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель применяя дисциплинарное взыскание, не соблюдал, утвержденный ст. 192 ТК РФ порядок.
Так, в судебном заседании установлено, что Леонова И.А. является управляющей АЗК <№> и <№> ОАО «Саратовнефтепродукт» с 15 сентября 2006 г. 09 января 2013 г. с Леоновой И.А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору <№> от 01 мая 2005 г.
Приказом ОАО «Саратовнефтепродукт» № <№> от 24 июня 2013 г. Леонова И.А. привлечена к дисциплинарной ответственностии ей объявлен выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных разделом «Совместные обязанности» должностной инструкцией <№> от 22 февраля 2013 г., в части обязанности управляющего АЗК своевременно подавать и осуществлять контроль за качественным и своевременным выполнением заявок по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования, самостоятельно, а в случае необходимости по согласованию с территориальным менеджером.
Вместе с тем, исходя из содержания пункта 5 «Территория и сооружения» раздела «Прямые обязанности» должностной инструкции <№> от 22 января 2013г. на Леонову И.А. как на управляющую АЗК возложена прямая обязанность осуществлять контроль за работоспособностью и сохранностью технологического, торгового, пожарного оборудования, электрооборудования, при необходимости подавать заявки на устранение неисправностейи проведение профилактических работ.
Обязанность своевременно подавать и осуществлять контроль за качественным и своевременным выполнением заявок по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования, самостоятельно, а в случае необходимости по согласованию с территориальным менеджером, предусмотрена в разделе «Совместные обязанности» (перечень задач, действий и процессов, входящих в сферу ответственности определенного коллектива (департамента, группы и проч.), то есть осуществляются в режиме постоянного взаимодействия с коллегами, непосредственным руководителем и/или подчиненными) управляющий АЗК <№> и <№>.
В соответствии с приказом № <№> от 09.07.2013г. управляющая АЗК <№> и <№> Леонова И.А. является ответственным за содержание и сохранность первичных средств пожаротушения и пожарного инвентаря, находящихся в зданиях и территории управления, АЗК (АЗС) Общества.
Согласно п. 4.3.3. приказа МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 179 «Об утверждении свода правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» техническое обслуживание огнетушителей должно проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и с использованием необходимых инструментов и материалов лицом, назначенным приказом по предприятию или организации, прошедшим в установленном порядке проверку знаний нормативно-технических документов по устройству и эксплуатации огнетушителей и параметрам ОТВ, способным самостоятельно проводить необходимый объем работ по обслуживанию огнетушителей.
Приказом ОАО «Саратовнефтепродукт» <№> пр от 05 октября 2011 г. утверждена и введена Инструкция по передаче технических заявок в ЦДУ, Схема оповещения АЗК/АЗС. Пунктом 4 данного приказа обязанность по обеспечению контроляза выполнением персоналом АЗК/АЗС положений настоящего приказа и документов, утвержденных настоящим приказом возложена на директора департамента продаж обособленного подразделения Саратов ООО «ТНК-ВР Маркетинг» Моклюку О.А.
Также, указанная инструкция не содержит конкретные сроки и порядок подачи заявок на перезарядку огнетушителей, также не указан кем именно и каким образом осуществляется контроль за исполнением заявок, срок их исполнения.
Как следует из материала проверки Государственной инспекции труда в Саратовской области в отношении ОАО «Саратовнефтепродукт» 30 апреля 2013 г. управляющей АЗК Леоновой И.А. сделана заявка на перезарядку 5 огнетушителей ОП-10, срок выполнения которой установлен до 25 мая 2013 г., ответственным указан Гущин Р.В.
24 мая 2013 г. в 17 часов 50 минут при посещении АЗК <№> директором департамента продаж ОП «Саратов» Самусенко И.Ю. в отсутствие управляющей АЗК Леоновой И.Ю. установлено отсутствие огнетушителей на 5 заправочных островках и рекомендовано устранить нарушение до 25 мая 2013 г. При повторном посещении директором департамента продаж ОП «Саратов» Самусенко И.Ю. АЗК <№> 27 мая 2013 г. Леонова И.Ю. в присутствии Самусенко И.Ю. выставила на заправочные островки огнетушители, предназначенные для помещений.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что выявление недостатков в работе управляющего АЗК <№> по отсутствию огнетушителей на заправочных островках осуществлено, согласно п. 5.3 Правил внутреннего трудового распорядка ОАО «Саратовнефтепродукт», в нерабочее время управляющей АЗК Леоновой И.Ю., что подтверждают табель учета рабочего времени за май 2013 г. и отражено в акте проверки Государственной инспекции труда в Саратовской области от 25 июля 2013 г.
Таким образом, управляющая АЗК <№> Леонова И.Ю., несмотря на выход на работу на АЗК <№> в свой выходной день 25 мая 2013г. в условиях чрезвычайных обстоятельств (в связи с разливом топлива на АЗК), в срок до 25 мая 2013 г. не могла выполнить требования директора департамента продаж ОП «Саратов» Самусенко И.Ю. по выставлению огнетушителей на заправочные островки в свое нерабочее время. Кроме того, указание по устранению выявленных нарушений 24 мая 2013 года было сделано не лично управляющей АЗК <№> Леоновой И.Ю.
Как следует из приказа ОАО «Саратовнефтепродукт» №<№> от 09 июля 2012 г. ответственным за своевременную перезарядкуи ремонт первичных средств пожаротушения (огнетушителей),находящихся на АЗК (АЗС), назначен территориальный менеджер соответствующей сети АЗК и именно в его обязанности входит еженедельно посещать каждую АЗК сети АЗК «Саратов-2», контролировать соблюдениеперсоналом АЗК правил и норм в области ОТ, ПБ и ООС, норм пожарной безопасности, действующих инструкцийи норм по эксплуатации АЗК; выполнять требования государственных нормативных актов и корпоративных стандартов, в том числе по охране труда, пожарной безопасности и охране окружающей среды (ОТ, ПБ и ООС) (п. п.3.8, 3.15 раздела «Прямые обязанности» должностной инструкции территориального менеджерасети АЗК «Саратов-2».)
Доказательства, подтверждающие, что Леонова И.А.прошла в установленном порядке проверку знаний нормативно-технических документов по устройству и эксплуатации огнетушителей и параметрам ОТВ, информирована об объеме работ по обслуживанию огнетушителей и сроках их перезарядки, ОАО «Саратовнефтепродукт» ни в Государственную инспекцию труда в Саратовской области, ни в суд не представлены.
В нарушении ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель ОАО «Саратовнефтепродукт» применяя взыскание к Леоновой И.А. также не соблюдал, утвержденный ст. 193 ТК РФ порядок, который обязывает работодателя до применения дисциплинарного взыскания затребовать от работника объяснение в письменной форме.
Данное положение ст. 193 ТК РФ направлено на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, и на предотвращение необоснованного применения дисциплинарного взыскания.
Как установлено в судебном заседании, объяснения Леоновой И.А. даны территориальному менеджеру сети АЗК «Саратов- 2» Щербакову А.А. не уполномоченному лицу. Доказательств, подтверждающих полномочия Щербакова А.А. требовать от работника объяснения не представлены.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Работодатель может применять дисциплинарные взыскания при неисполнении или ненадлежащем исполнении работником своих обязанностей (ст. 192 ТК РФ). Обязанности должны быть зафиксированы в трудовом договоре, должностной инструкции либо в локальных нормативных актах работодателя, а работник должен быть ознакомлен с ними под подпись (ст. 21, ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Как установлено в судебном заседании Леонова И.А. действовала в соответствии с возложенными на нее обязанностями трудовым договором, должностной инструкцией, положений и приказов работодателя ОАО «Саратовнефтепродукт». Применяя дисциплинарное взыскание к Леоновой И.А. ОАО «Саратовнефтепродукт» не соблюдал порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ).
Согласно ч.1 ст. 5.27. Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По итогам проверки Государственной инспекцией труда в Саратовской области составлен протокол об административном правонарушении <№>-<№> от 25 июля 2013 года в отношении открытого акционерного общества «Саратовнефтепродукт», в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением Государственной инспекции труда в Саратовской области <№>- <№> от 06 августа 2013 года ОАО «Саратовнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа 45 000 рублей.
Выводы государственного инспектора труда следует признать обоснованными, поскольку в действиях ОАО «Саратовнефтепродукт» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ОАО «Саратовнефтепродукт» состоит в непринятии мер по соблюдению трудового законодательства, что подтверждается материалами проведенной проверки, представленным в суд, в том числе протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении проверки актом проверки, предписанием. Доводы представителя ОАО «Саратовнефтепродукт» о том, что именно Леонова И.А. является ответственным за содержание и сохранность первичных средств пожаротушения и пожарного инвентаря, находящихся на АЗК и в связи с чем обязана своевременно подавать и осуществлять контроль за качественным и своевременным выполнением заявок по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования, самостоятельно, а в случае необходимости по согласованию с территориальным менеджером, по мнению суда, являются несостоятельными. В ходе проведенной проверки государственным инспектором труда сделан правильный вывод о том, что Леонова И.А. действовала в рамках своих полномочий, в соответствии с трудовым договором, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений и приказов работодателя.
Судом установлено, что при рассмотрении дела государственной инспекцией труда в Саратовской области не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Административное наказание ОАО «Саратовнефтепродукт» назначено в пределах санкции ч.1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. На основании изложенного, суд считает, что вынесенное постановление Государственной инспекции труда в Саратовской области <№>- <№> по делу об административном правонарушении от 06 августа 2013 года является законным и обоснованным. Поэтому суд приходит к выводу о том, что вышеуказанное постановление следует оставить без изменения, а жалобу ОАО «Саратовнефтепродукт» - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.1 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░ ░.1 ░░. 5.27 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░