Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9643/2014 ~ М-8409/2014 от 16.09.2014

Дело № 2-9643\14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

дата <адрес>

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего по делу судьи Санеева С.О.,

при секретаре Лавренченко М.А.,

с участием: заявителя Сычева А.В. и его представителя по ордеру от дата адвоката Смертина А.В.,

представителя заинтересованных лиц председателя комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий и военного К. С. края по доверенностям от дата и дата Сарычевой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Сычева А. В. о признании бездействия председателя комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий и военного К. С. края незаконным и обязательстве выдать удостоверение ветерана боевых действий,-

УСТАНОВИЛ:

Сычев А.В. обратился в Промышленный районный суд <адрес> с заявлением об обжаловании действий председателя комиссии по рассмотрению обращений на выдачу удостоверений ветерана боевых действий Южного военного округа <адрес>, из которого усматривается следующее. Сычев А.В., в период с дата по дата в составе в/ч <данные изъяты>, принимал участие в боевых действиях на территории Республики Таджикистан. Данный факт подтверждается военным билетом НД от 18.06.1992г. и архивной справкой от дата г.. Воинская часть 28804 в период с дата по дата год входила в Перечень частей принимавших участие в боевых действиях в <адрес> (Справка Министерства обороны РФ, военный К. СК от дата г.). дата Сычев А.В. обратился к председателю комиссии Южного военного округа о выдаче удостоверения ветерана боевых действий на основании ст.3 ФЗ «О ветеранах». С момента обращения прошло несколько месяцев, но ответа не поступало. Согласно п.2 ст.7 Федерального Закона «О военных судах РФ» граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов. Военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих
статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов. На день обращения, т.е. дата к председателю комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, заявитель не обладал статусом военнослужащего, а предполагаемые действия (бездействие) указанного
должностного лица по выдаче удостоверения ветерана боевых действий, не связаны с нарушением прав заявителя в период прохождения им военной службы на территории Республики Таджикистан в период с дата по дата, то данное заявление должно быть рассмотрено не в военном суде, в том числе и в Ростовском - на - Дону гарнизонном суде, а согласно ГПК РФ заявление подается в суд общей юрисдикции по месту жительства заявителя. Просил суд обязать председателя комиссии по рассмотрению обращений на выдачу удостоверений ветерана боевых действий Южного военного округа <адрес> выдать Сычеву А. В. удостоверение «Ветерана боевых действий» на территории Республики Таджикистан.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела заявитель Сычев А.В. подал в суд уточненное заявление, в котором просил суд признать бездействие председателя комиссии по рассмотрению обращений граждан на выдачу удостоверений ветерана боевых действий Южного военного округа <адрес> и Военного
К. С. края незаконными. Обязать председателя комиссии по рассмотрению обращений граждан на выдачу удостоверений ветерана боевых действий Южного военного округа <адрес> выдать Сычеву А. В.
удостоверение «Ветерана боевых действий», в связи с участием в боевых действий на территории Республики Таджикистан.

Заинтересованное лицо председатель комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий представил в материалы дела письменные возражения на заявление Сычева А.В., из которых усматривается следующее. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от дата «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно ­исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. В соответствии с Разделом III данного Перечня к таким действиям относятся боевые действия в <адрес>: сентябрь - ноябрь 1992 года, с февраля 1993 года по декабрь 1997 года. Согласно ст. 28 Федерального закона «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до дата либо Правительством Российской Федерации. В соответствии со статьями 3, 28 Федерального закона «О ветеранах» Правительством Российской Федерации принято Постановление от дата «Об удостоверении ветерана боевых действий», утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от дата (далее - Порядок). Согласно п. 8 названного Порядка для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации направляет обращения (военнослужащие - рапорт по команде, лица гражданского персонала - заявление в произвольной форме на имя непосредственного начальника): в центральную комиссию - проходящие военную службу (работающие) в структурных подразделениях центральных органов военного управления (кроме войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях) и в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - организации), им подчиненных, проходящие военную службу (работающие) в главных командованиях видов Вооруженных Сил Российской Федерации и командованиях родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (кроме органов военного управления, воинских частей и организаций, им подчиненных), а также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами РФ; в комиссии - проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях военных округов, флотов, войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях, проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный К. субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы - по месту нахождения исправительного учреждения. Военные К. после проверки документов, приложенных к обращению, направляют их для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены. В соответствии с п. 9 данного Порядка, для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются: для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону «О ветеранах») (далее - раздел III Перечня); для иных лиц - личный номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня. К обращению прикладываются две фотографии, копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач): для лиц, принимавших участие в боевых действиях в <адрес>, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал. К реализованному наградному материалу относятся: копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач). Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что по итогам рассмотрения центральная комиссия (комиссия) принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения и в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения (далее - заключение) по рекомендуемому образцу. Пунктом 10 установлено, что обращения, поступившие в центральную комиссию (комиссию), подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в связи с рассмотрением обращения председатель центральной комиссии (комиссии) может продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Исходя из приведенных норм следует, что законодатель ставит приобретение статуса ветерана боевых действий в зависимость от соблюдения следующего условия: фактического участия в боевых действиях в определенных государствах, городах, территориях и в определенные период периоды времени. При этом в качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) о непосредственном участии военнослужащих в боевых действиях, реализованный наградной материал. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Между тем в представленных доказательствах отсутствуют сведения о непосредственном (фактическом) участии заявителя в указанные периоды прохождения службы в боевых действиях на территории Республики Таджикистан. При указанных обстоятельствах полагает, что отсутствуют предусмотренные законом основания для признания Сычева А.В. участником боевых действий и выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий. Как видно из материалов дела, заявитель впервые обратился с заявлением об оформлении выдачи удостоверения ветерана боевых действий дата Согласно заключению от дата комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, заявителю отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, в связи с тем, что факт непосредственного участия Сычева А.В. в боевых действиях документально не подтвержден. дата заявитель повторно обратился в комиссию ЮВО с целью оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Представленные им материалы были возвращены без реализации, поскольку в нарушение п. 8 Порядка, заявитель обратился в комиссию ЮВО лично, а не через военный К. субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства). В повторно выданном заключении от дата на обращение заявителя в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, Сычеву А.В. также отказано, поскольку в представленных материалах отсутствуют выписки из приказов командира войсковой части, подтверждающие его непосредственное участие в боевых действиях на территории Республики Таджикистан. При этом в адрес военного комиссара С. края было направлено уведомление о продлении сроков рассмотрения обращения Сычева А.В. и доведения до последнего данной информации, а также принятого решения об отказе в выдаче удостоверения. При указанных обстоятельствах полагаю, что установленный законом порядок рассмотрения комиссией ЮВО заявлений Сычева А.В. нарушен не был. Просил суд в удовлетворении требований Сычева А.В. отказать в полном объеме.

Заявитель Сычев А.В. в судебном заседании уточненные заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении.

Представитель заявителя Сычева А.В. по ордеру от дата адвокат Смертин А.В., в судебном заседании уточненные заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованных лиц председателя комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий и военного К. С. края по доверенностям от дата и дата Сарычева О.Д., в судебном заседании пояснила, что заинтересованные лица считают требования заявителя необоснован­ными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от дата N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон) к ветеранам боевых действий относят­ся, в частности, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах. При этом действие ст. 3 Закона распространяется на лиц, принимавших участие в боевых действиях на соответствующих территориях, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (приложение к Закону), в котором значатся: Боевые действия в <адрес>: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года. Реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца (ст. 28 Закона). Порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий установлен постановлением Правительства РФ 2003 года № 763, приказом Министра обороны РФ от дата N 2288, которым утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден (далее - Порядок). Согласно пункта 9 Порядка для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения к обращению прикладываются, в том числе, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, принимавших участие в боевых действиях в <адрес>­жикистан - выписки из приказов соответствующих командиров (начальни­ков) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо докумен­ты, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или уве­чья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указан­ных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от дата N 24-П, для наделения статусом вете­рана боевых действий на территории РФ необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 Закона и участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в при­ложении к Закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ве­дения боевых действий с участием граждан РФ. При соблюдении этих требо­ваний гражданин РФ приобретает статус ветерана боевых действий, а следо­вательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддерж­ки. В силу приведенных выше положений действующего законодательства основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий является документально подтвержденный факт непосредственного участия лица в боевых действиях. Согласно представленным заявителем документам: Сычев В.А. в период со дата по 29.09.1993г. проходил военную службу в войсковой части 28804 (военный билет НД № 7503772); личному составу полка, в том числе Сычеву А.В. с дата установлена выслуга лет для назначения пенсии в льготном исчислении один месяц службы за три месяца (архивная справка от 13.09.2012г. № 8/240039); личный состав полка с дата по дата (на да­ту увольнения Сычева А.В.) принимал участие и привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в <адрес> (архивная справка от 13.09.2012г. № 8/240039); войсковая часть 28804 включена в перечень частей, принимавших уча­стие в боевых действиях в <адрес> в период с дата по 01.03.2012г. (справка от 13.03.2014г. № 3/1324). Однако документов, подтверждающих непосредственное участие в бое­вых действиях, заявителем не представлено, в связи с чем оснований для признания его ветераном боевых действий и выдачи ему соответствующего удостоверения не имеется. С заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий Сычев А.В. обращался в комиссию неоднократно: в 2012 году - заключение комиссии от 29.12.2012г.: отказать, т.к. факт непосредственного участия в боевых действиях документально не подтвер­жден; в марте 2014 года - заявление и документы возвращены комиссией без рассмотрения в связи с нарушением установленного порядка предостав­ления; в мае 2014 года - заявление и документы направлены военным комисса­риатом С. края в комиссию; комиссией принято решение об отказе в выдаче удостоверения (информация своевременно доведена до зая­вителя), заключение комиссии от 30.05.2014г. - отказать, т.к. в представлен­ных материалах отсутствуют выписки из приказов соответствующих коман­диров воинских частей, подтверждающие непосредственное участие в бое­вых действиях. Таким образом, бездействия в принятии решения в отношении заявителя должностными лицами военного К. С. края и ко­миссией не допущено, ему на законных основаниях отказано в выдаче льгот­ного удостоверения, заключения комиссии надлежащим образом оформлены и мотивированы, доведены до заявителя. Сложившаяся судебная практика в вопросах признания военнослужа­щих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения на террито­рии Республики Таджикистан и применения Закона РФ от дата N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, При­балтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в услови­ях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон № 4328-1) основывается на том, что: обязательным условием для признания военнослужащего ветераном бое­вых действий является его фактическое участие в этих действиях, а не факт выполнения задач на территории Республики Таджикистан в период с 1992 - 1997 гг. в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте; Закон устанавливает социально-правовые гарантии защиты во­еннослужащих, проходящих военную службу на территориях государств За­кавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих за­дачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в вопросах начисления пенсии, предоставления жилого помещения, путевок в лечебно-оздоровительные учреждения, и не регулирует вопросы признания лица ветераном боевых действий; право на льготное пенсионное обеспечение имеют все военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружен­ных конфликтах, так как Закон не ставит право лица на льготное пенсионное обеспечение в зависимость от факта непосредственного участия данного лица в боевых действиях; установление военнослужащему выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении - 1 месяц службы за 3 месяца службы не свидетельст­вует о его непосредственном участии в боевых действиях. Поскольку обязательным условием для приобретения лицами статуса ве­терана боевых действий является их непосредственное участие в боевых дей­ствиях, подтвержденное соответствующими документами, оснований для признания Сычева А.В. ветераном боевых действий и выдачи ему льгот­ного удостоверения не имеется. Просила суд в удовлетворении требований Сычева А.В. отказать.

Суд, выслушав заявителя и его представителя, представителя заинтересованных лиц, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства и в их совокупности, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Согласно п.2 ст.7 Федерального Закона «О военных судах РФ» граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

На день обращения, т.е. дата к председателю комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, заявитель не обладал статусом военнослужащего, а предполагаемые действия (бездействие) указанного должностного лица по выдаче удостоверения ветерана боевых действий, не связаны с нарушением прав заявителя в период прохождения им военной службы на территории Республики Таджикистан в период с дата по дата, то данное заявление должно быть рассмотрено не в военном суде, в том числе и в Ростовском - на - Дону гарнизонном суде, а согласно ГПК РФ заявление подается в суд общей юрисдикции по месту жительства заявителя.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Статьей 255 ГПК РФ установлены критерии допустимости оспаривания в порядке гражданского судопроизводства решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

Так согласно вышеназванной статье к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от дата «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от дата года, к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. К должностным лицам, в частности, относятся должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от дата «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Из материалов дела усматривается, что Сычев А.В., призван в армию дата Курским РВК С. края.

Приказом командира войсковой части полевая почта 28804 от дата зачислен в списки личного состава части, на все виды обеспечения с дата и назначен на должность старшего наводчика.

Приказом командира войсковой части полевая почта 28804 от дата на основании Закона РФ «О всеобщей воинской обязанности» Сычев А.В., уволен (демобилизован) в запас дата года.

Вышеизложенное подтверждается военным билетом НД от дата на имя Сычева А.В. и архивной справкой от дата выданной ФБУ Центральный Архив Министерства обороны РФ.

Из архивной справки от дата следует, что личный состав войсковой части полевая почта 28804 с дата и по состоянию на дата (на дату увольнения Сычева В.А.) принимал участие и привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в <адрес>.

В военном билете НД от дата на имя Сычева А.В. так же имеется отметка о прохождении службы в <адрес> с дата по дата года.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от дата «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно ­исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с Разделом III данного Перечня к таким действиям относятся боевые действия в <адрес>: сентябрь - ноябрь 1992 года, с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.

Согласно справке выданной Военным К. СК от дата Воинская часть 28804 в период с дата по дата год входила в Перечень частей принимавших участие в боевых действиях в <адрес>.

дата Сычев А.В. обратился к председателю комиссии Южного военного округа о выдаче удостоверения ветерана боевых действий на основании ст.3 ФЗ «О ветеранах». Поскольку с момента обращения прошло несколько месяцев, а ответа на данное обращение не поступало Сычев А.В., был вынужден обратиться в суд с настоящим заявлением.

Согласно ст. 28 Федерального закона «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до дата либо Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 3, 28 Федерального закона «О ветеранах» Правительством Российской Федерации принято Постановление от дата «Об удостоверении ветерана боевых действий», утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от дата (далее - Порядок).

Согласно п. 8 названного Порядка для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации направляет обращения (военнослужащие - рапорт по команде, лица гражданского персонала - заявление в произвольной форме на имя непосредственного начальника): в центральную комиссию - проходящие военную службу (работающие) в структурных подразделениях центральных органов военного управления (кроме войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях) и в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - организации), им подчиненных, проходящие военную службу (работающие) в главных командованиях видов Вооруженных Сил Российской Федерации и командованиях родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (кроме органов военного управления, воинских частей и организаций, им подчиненных), а также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами РФ; в комиссии - проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях военных округов, флотов, войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях, проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный К. субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы - по месту нахождения исправительного учреждения.

Военные К. после проверки документов, приложенных к обращению, направляют их для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены.

В соответствии с п. 9 данного Порядка, для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются: для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону «О ветеранах») (далее - раздел III Перечня); для иных лиц - личный номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня.

К обращению прикладываются две фотографии, копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач): для лиц, принимавших участие в боевых действиях в <адрес>, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал.

К реализованному наградному материалу относятся: копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач).

Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что по итогам рассмотрения центральная комиссия (комиссия) принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения и в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения (далее - заключение) по рекомендуемому образцу.

Пунктом 10 установлено, что обращения, поступившие в центральную комиссию (комиссию), подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в связи с рассмотрением обращения председатель центральной комиссии (комиссии) может продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Из материалов дела усматривается, что Сычев А.В. неоднократно обращался в комиссию с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

Так Сычев А.В. впервые обратился с заявлением об оформлении выдачи удостоверения ветерана боевых действий дата.

Согласно заключению от дата комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, заявителю отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, в связи с тем, что факт непосредственного участия Сычева А.В. в боевых действиях документально не подтвержден.

дата заявитель повторно обратился в комиссию ЮВО с целью оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий.

Однако, представленные Сычевым А.В. материалы были возвращены без реализации, поскольку в нарушение п. 8 Порядка, заявитель обратился в комиссию ЮВО лично, а не через военный К. субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства).

дата заявление и документы Сычева А.В. направлены военным К. С. края в комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.

При рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что комиссией Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий было принято решение об отказе Сычеву А.В. в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку в представленных материалах отсутствуют выписки из приказов командира войсковой части, подтверждающие его непосредственное участие в боевых действиях на территории Республики Таджикистан, что подтверждается копией заключения от дата.

Однако, как усматривается из материалов дела, заключение комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от дата военным К. С. края получено не было.

Судом установлено, что в ходе рассмотрения настоящего дела военным К. С. края было затребовано заключение комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от дата. дата военным К. С. края была получена лишь факсимильная копия заключения от дата.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действиями комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, выразившимися в несвоевременном направлении заключения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий от дата нарушены законные права и интересы заявителя Сычева А.В..

При этом, судом в действиях должностных лиц военного К. С. края не усматривается нарушений влекущих ущемление прав и законных интересов заявителя.

Представленная в материалы дела копия телеграммы от дата, согласно которой начальник управления кадров Южного военного округа доводит до сведения военного комиссара С. края список граждан, в отношении которых принято решение об отказе в выдаче удостоверения боевых действий, в котором указан и Сычев А.В., и просит донести данную информацию до указанных лиц, судом не принимается во внимание. Так данная телеграмма, не освобождает комиссию от обязанности своевременного направления заключения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий в Военный К. С. края.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Сычева А.В. о признании бездействия председателя комиссии по рассмотрению обращений граждан на выдачу удостоверений ветерана боевых действий Южного военного округа <адрес> незаконным. При этом в удовлетворении требований Сычева А.В. о признании бездействия Военного К. С. края незаконным суд считает необходимым отказать.

Рассматривая заявленные требования Сычева А.В. об обязательстве председателя комиссии по рассмотрению обращений граждан на выдачу удостоверений ветерана боевых действий Южного военного округа <адрес> выдать Сычеву А.В. удостоверение ветерана боевых действий, в связи с участием в боевых действий на территории Республики Таджикистан суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 утвержденного порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных силах Российской Федерации в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются соответствующие комиссии, в том числе Комиссия Южного военного округа.

Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что по итогам рассмотрения центральная комиссия (комиссия) принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения и в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения по рекомендуемому образцу.

В пункте 12 указано, что в случае принятия положительного решения по итогам рассмотрения обращений лиц, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, удостоверения оформляются на основании утвержденного заключения кадровым органом, осуществляющим организационное и техническое обеспечение деятельности центральной комиссии (комиссии).

Таким образом, полномочия по оформлению удостоверения в силу действующего законодательства переданы кадровым органам, в полномочия комиссий входит только рассмотрение вопроса и принятие решения о выдаче либо отказе в выдаче удостоверения.

Вместе с тем, Сычев А.В. обращаясь в суд, просил обязать председателя комиссии Южного военного округа выдать ему удостоверение ветерана боевых действий, что не может быть удовлетворено в силу вышеизложенного.

Более того, заявленные требования не могут быть удовлетворены при наличии заключения об отказе Сычеву А.В. в выдаче удостоверения ветерана боевых действий от дата, которое в суде не оспорено.

На основании вышеизложенного заявленные требования об обязательстве председателя комиссии по рассмотрению обращений граждан на выдачу удостоверений ветерана боевых действий Южного военного округа <адрес> выдать Сычеву А.В. удостоверение ветерана боевых действий, в связи с участием в боевых действий на территории Республики Таджикистан удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования Сычева А. В. – удовлетворить частично.

Признать бездействие председателя комиссии по рассмотрению обращений граждан на выдачу удостоверений ветерана боевых действий Южного военного округа <адрес> незаконным.

Обязать председателя комиссии по рассмотрению обращений граждан на выдачу удостоверений ветерана боевых действий Южного военного округа <адрес> - на – Дону устранить допущенные нарушения закона.

В удовлетворении требований Сычева А. В. о признании бездействия Военного К. С. края незаконным и обязательстве председателя комиссии по рассмотрению обращений граждан на выдачу удостоверений ветерана боевых действий Южного военного округа <адрес> выдать Сычеву А. В. удостоверение ветерана боевых действий, в связи с участием в боевых действий на территории Республики Таджикистан – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию С. краевого суда через Промышленный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Судья С.О.Санеев

2-9643/2014 ~ М-8409/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сычев Алексей Викторович
Другие
ВК СК
Председатель комиссии по рассмотрению обращений на выдачу удостоверений ветерана боевых действий ЮВО
Суд
Промышленный районный суд г. Ставрополя
Судья
Санеев С.О.
Дело на сайте суда
promyshleny--stv.sudrf.ru
16.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2014Передача материалов судье
17.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2014Судебное заседание
11.11.2014Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее