РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ р.п. Шатки
Шатковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Оганесяна А.Л., при секретаре судебного заседания Веселовой Л.А., с участием заместителя прокурора Шатковского района Нижегородской области Роньжина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шатковского района Нижегородской области в интересах неограниченного круга лиц к администрации р.п. Шатки Шатковского муниципального района Нижегородской области. Сергуниной Е.Ю., Токареву М.Б., обществу с ограниченной ответственностью «РГСН» о принятии мер по созданию условий для беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп населения,
установил:
Прокурор Шатковского района обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что здание, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикам.
Лестница, обеспечивающая доступ гражданам к указанному зданию не оборудована пандусом, поручнями и (или) пандусом, доступ в здание лиц с ограниченными возможностями затруднен.
Сославшись на положения ст.2 Конституции РФ, ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,Приказ Минрегиона России от 27.12.2011 N 605"Об утверждении свода правил "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2012)" истец просил суд обязать ответчиков принять меры по созданию условий для беспрепятственного доступа в указанное здание и оборудовать вход в него пандусами и поручнями.
В судебном заседании прокурор Роньжин А.В. поддержал исковые требования и просила их удовлетворить, указав, что установленные ответчиками на крыльце кнопки вызова сотрудников, в любом случае, при отсутствии пандуса, не обеспечивают возможность свободного доступа для маломобильных групп в здание.
Ответчик Сергунина Е.Ю. надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыла, представив суду отзыв, в котором просила рассмотреть дело без её участия.
В своем отзыве, считая исковые требования не подлежащими удовлетворению, Сергунина Е.Ю. указав, что в данном здании на первом этаже расположена нотариальная контора, в которой она осуществляет нотариальную деятельность, полагала, что нормы Федерального закона от 01.12.204 №419- ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, объектам.
Крыльцо здания, введенного в эксплуатацию ранее ДД.ММ.ГГГГ, оборудовано кнопкой вызова сотрудника нотариальной конторы, сигнал кнопки вызова поступает секретарю, который помогает гражданам пройти в помещение нотариальной конторы.
Ответчик Токарев М.Б. надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыл, однако в своем письменном заявлении, поступившем в суд, просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчик - ООО «РГСН», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, представив суду письменный отзыв.
В своем отзыве, представитель ответчика по доверенности Тюрина А.В., считая исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указала, что Обществу на праве собственности принадлежит 1\2 доля в праве собственности на спорное здание. площадь которого составляет 538,1 кв.м. Сославшись на положения ст.209,249 ГК РФ, ответчик полагал, что для установления размера расходов каждого сособственника по ремонту и содержанию общего имущества здания (входной группы) необходимо точно определить площадь каждого из них. Помещение, относящееся к собственности ответчика предоставлено по договору аренды <данные изъяты> на неопределенный срок.
Ответчик также обратил внимание суда на то, что он не оказывает никаких услуг населению в здании, а решением арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ Общество признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, в отношении нег открыто конкурсное производство, в связи с чем, в силу ст.129 Закона о банкротстве все недвижимое имущество должника подлежит реализации на публичных торгах для пополнения конкурсной массы.
Ответчик также привел аналогичные доводы о применении норм Федерального закона от 01.12.204 №419- ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, объектам.
Ответчик также указал, что арендатором <данные изъяты> принял меры, не носящие характер капитальных, к доступу к объекту - предоставил услуги страхования на дому путем бесплатного вызова агента по телефону, либо заполнения заявки на сайте, а также установил кнопку вызова дежурных агентов или представителей страховщика.
Глава администрации р.п. Шатки Шатковского муниципального района Нижегородской области Степин В.Ю. в судебном заседании иск не признал и указал, что администрация расположена на втором этаже, а на входе оборудовано кнопка для вызова сотрудников организаций, находящихся на первом этаже.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 15 части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Указанной нормой закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.
Согласно п. 1.6 Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012", утвержденного приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года и введенного в действие с 1 января 2013 года, проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).
Пандусом является сооружение, имеющее сплошную наклонную по направлению движения поверхность, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске. Пандус инвентарный: сооружение временного или эпизодического использования, например сборно-разборный, откидной, выдвижной и т.д. (Б.21, Б.23 Приложения Б к Своду правил СП 59.13330.2012).
На основании п. 5.2.13 Свода правил СП 59.13330.2012 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%). При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10%). На временных сооружениях допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками - не более 6,0 м.
Пандусы в своей верхней и нижней частях должны иметь горизонтальные площадки размером не менее 1,5 x 1,5 м.
Вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м (п. 5.2.15 Свода правил СП 59.13330.2012).
Из представленных материалов следует, что в административном здании по адресу: <адрес> расположены нотариальная контора, администрация р.п.Шатки, офис ООО «Росгосстрах».
Исходя из требований действующего законодательства и с учетом положений ст. 2, ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" данное здание является объектом социальной инфраструктуры, при этом обязанность по оснащению специальными приспособлениями и оборудованием помещения для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан лежит на собственниках указанного объектов.
Первый этаж указанного здания на праве общей долевой собственности принадлежит ответчикам - ООО «РГСН», Сергуниной Е.Ю., Токареву М.Б., а второй этаж здания находится в муниципальной собственности администрации р.п. Шатки Шатковского муниципального района Нижегородской области.
Лестница, обеспечивающая доступ граждан к указанному зданию не оборудована пандусом, поручнями и (или) пандусом, доступ лиц с ограниченными возможностями затруднен.
Ссылка ответчиков на применение норм Федерального закона от 01.12.204 №419- ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, объектам, являются неправильной, поскольку основана на неверном, субъективном толковании данных норм права.
Согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов транспортной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.
В силу положений пункта 1 статьи 61 и пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с абзацем 7 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена.
Сведения о ликвидации юридического лица (ООО «РГСН») в материалы дела не представлены, что также подтверждается и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких данных исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 -194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил:
Исковые требования прокурора Шатковского района Нижегородской области удовлетворить.
Обязать администрацию р.п. Шатки Шатковского муниципального района Нижегородской области, Сергунину Е.Ю., Токарева М.Б., ООО «РГСН» принять меры по созданию условий для беспрепятственного доступа в здание, расположенное по адресу: <адрес> и по оборудованию входа в здание пандусами и поручнями с учетом требований СП 59.13330.2012 СнИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Взыскать с администрации р.п. Шатки Шатковского муниципального района Нижегородской области, Сергуниной Е.Ю., Токарева М.Б., ООО «РГСН» государственную пошлину в размере 75 рублей с каждого в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Шатковский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья А.Л. Оганесян