РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Ногинский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Лебедевой В.Ю., при секретаре <данные изъяты>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вершинина Н. Ф. к Территориальному управлению Федерального агентства по У. государственным имуществом в <адрес> об устранении кадастровой ошибки в сведениях ГКН и внесения изменений в сведениях ГКН и установлении смежной границы между земельными участками, УСТАНОВИЛ: Вершинин Н.Ф. обратился в суд с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом об установлении местоположения границ земельного участка, обосновывая свои требования следующим. Истец Вершинин Н.Ф. является собственником жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> Постановлением Главы <адрес> Территориальной администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен земельный участок № площадью <данные изъяты> га в зоне <адрес> С момента предоставления земельного участка, земельный участок был огорожен забором, обрабатывался истцом. В целях оформления земельного участка в собственность истец обратился в лицензированную организацию для проведения межевания. При межевании указанного земельного участка выяснилось то обстоятельство, что указанный земельный участок имеет пересечение с земельным участком с кадастровым номером № принадлежащим на праве собственности Российской Федерации. При обращении в администрацию городского округа <адрес> о предоставлении в собственность земельного участка по указанному адресу, истцу сообщили, что часть его земельного участка вошла в состав земель Российской Федерации. При межевании и постановке на кадастровый учет земельного участка, который в настоящее время находится в собственности Российской Федерации, границы земельного участка с истцом не согласовывались, несмотря на то, что граница предоставленного ему земельного участка была установлена и вынесена в натуре на местности с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть с момента предоставления. Незаконные действия Российской Федерации при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № нарушают права истца, связанные с оформлением земельного участка, находящегося в его пользовании с ДД.ММ.ГГГГ года. Истец просил суд установить местоположение границ земельного участка, расположенного под адресу: <адрес>. В ходе рассмотрения дела ненадлежащий ответчик Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) был заменен на надлежащего Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (далее - ТУ «Росимущества» по <адрес>). Также в ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, в итоге просил суд устранить кадастровую ошибку в сведениях ГКН и внести изменения в сведения ГКН, в части конфигурации, линейных размеров и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и исключить из сведений ГКН земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, в соответствии с рисунком 3 заключения землеустроительной экспертизы, выполненной ООО «<данные изъяты>»; установить смежную границу между земельным участком с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенным по адресу: <адрес> участок № и земельным участком с кадастровым номером № в соответствии с рисунком 3 заключения землеустроительной экспертизы, выполненной ООО «<данные изъяты>».Представитель истца <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения аналогичные доводам искового заявления.
Представитель истца <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения аналогичные доводам искового заявления.
Представитель ответчика -Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> (ранее ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> области в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Российской Академии Наук в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав объяснения представителей истца, допросив эксперта, исследовав заключение судебной землеустроительной экспертизы, письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
2. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст.64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведениями о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества, являются уникальные характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В состав таких сведений согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» применительно к земельным участкам в частности входят: описание местоположения границ земельного участка; площадь земельного участка, определенная с учетом требований, установленных названным Федеральным законом.
Согласно ч.9 ст.38 ФЗ от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ч.1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п.1,4,5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
1. Ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
2. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
3. Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки. В случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении такой ошибки, направляет данное решение по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости или, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об этом адресе, по почтовому адресу правообладателя в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений). Решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке.
4. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
5. Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (межевой план).
Согласно ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Судом установлено, что истец Вершинин Н.Ф. является собственником жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> на основании постановления Главы муниципального образования «Город Ч. М. области» № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Главы муниципального образования «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, акта приемки в эксплуатацию законченного строительством индивидуального жилого дома и хозяйственных построек от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Указанный жилой дом возведен истцом на земельном участке площадью <данные изъяты> га в зоне <адрес> предоставленном ему для индивидуального жилищного строительства постановлением Главы <адрес> Территориальной администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>Отвод земельного участка площадью <данные изъяты> зоне <адрес> под индивидуальное жилищное строительство был произведен постановлением Главы <адрес> Территориальной администрации <адрес> области № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Постановлением Главы <адрес> Территориальной администрации <адрес> области № от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено технико-экономическое обоснование «Застройки южной зоны малоэтажного строительства в п. <адрес> <данные изъяты>
Также в деле имеется генеральный план южной зоны малоэтажной застройки <данные изъяты>
Согласно акту об отводе земельного участка в натуре <данные изъяты> был произведен отвод земельного участка по адресу: <адрес> в натуре (на местности) с разбивкой осей дома под строительство, границы участка закреплены кольями железными штырями.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> земельный участок № площадью <данные изъяты> га в зоне <адрес> поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер № границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
С момента предоставления земельного участка, земельный участок был огорожен забором, обрабатывался истцом.
В целях оформления земельного участка в собственность истец обратился в лицензированную организацию для проведения межевания. При межевании указанного земельного участка выяснилось то обстоятельство, что указанный земельный участок имеет пересечение с земельным участком с кадастровым номером № принадлежащим на праве собственности Российской Федерации. При обращении в администрацию городского округа <адрес> о предоставлении в собственность земельного участка по указанному адресу, истцу сообщили, что часть его земельного участка вошла в состав земель Российской Федерации. Согласно ответа на запрос ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № осуществлен в ДД.ММ.ГГГГ году, на основании материалов межевания, сформированных в соответствии с действовавшим законодательством организацией –исполнителем и утвержденных Руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по <адрес> области, в результате проведения землеустроительных работ в связи с образованием земельных участков путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования ИПХФ РАН <данные изъяты> При этом судом установлено, что при межевании и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности Российской Федерации, границы земельного участка с истцом не согласовывались, несмотря на то, что граница предоставленного ему земельного участка была установлена и вынесена в натуре на местности с ДД.ММ.ГГГГ года, земельный участок огорожен забором, на участке возведен жилой дом. В администрации муниципального образования «<адрес>» сведения о правообладателях земельных участков, являющихся смежными по отношению к указанному земельному участку, и плановый материал земельных участков также не испрашивался. При этом в границы земель федеральной собственности были включены и другие земельные участки, ранее предоставленные гражданам.Согласно заключению № судебной землеустроительной экспертизы по причине отсутствия фактических границ земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации закрепленных на местности с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, не представляется возможным определить фактическую площадь земельного участка с кадастровым номером № Фактическое пользование земельного участка с кадастровым номером № определено забором, участок огорожен по всему периметру. На земельном участке находится жилой дом, культурные насаждения. Площадь земельного участка по фактическому пользованию составляет <данные изъяты> кв.м, площадь земельного участка по правоустанавливающим документам составляет <данные изъяты> кв.м. Расхождение в площади незначительное и является допустимым в соответствии с п.16.2 Методических рекомендаций по поведению межевания объектов землеустройства, утв. Руководителем Федеральной службы земельного кадастра России ДД.ММ.ГГГГ Границы земельного участка по фактическому пользованию при сравнении с приложением № ( акт об отводе земельного участка в натуре) также расходятся незначительно. Имеется наложение земельных участков с кадастровым номером № и с кадастровым номером № (<данные изъяты>), площадь наложения составляет <данные изъяты> кв.м.
В судебном заседании эксперт <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» свое заключение поддержала, дополнительно пояснила, что установление границ земельного участка на территории <адрес> происходило в ДД.ММ.ГГГГ., границы уточняли по плановым материалам, которые находились в ИПХФ РАН, но не все материалы были приняты к сведению, в т.ч. землеотвод на микрорайон <адрес> который был утвержден ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы <адрес> Территориальной администрации <адрес> области №, где площадь указана <данные изъяты> га. Однако в результате межевания земель РФ площадь земельного участка под мк<адрес> поляна составила лишь 17 га, а остальная площадь была замежевана в состав земель РФ. При проведении экспертизы было установлено, что границы земельного участка находящегося в собственности РФ с кадастровым номером № пересекают границы земельного участка с кадастровым номером № по фактическому пользованию. Исходя из линейных размеров указанных в приложении к постановлению №, акта отвода земельного участка в натуре и схемы генплана мкр. <адрес> участок истца находится в единой линии застройки, и по инструментальным замерам линейные размеры участка соответствуют линейным размерам по землеотводным документам, расхождение составляет около <данные изъяты> см, что находится в пределах допустимых погрешностей, увеличение составило <данные изъяты> кв.м, что также допустимо.
Анализируя исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности РФ, была допущена кадастровая ошибка, в результате которой часть земельного участка №, предоставленного в ДД.ММ.ГГГГ году для строительства индивидуального жилого дома Вершинину Н.Ф.., включена в состав земель федеральной собственности.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что требования истца об устранении кадастровой ошибки в сведениях ГКН и внесения изменений в сведениях ГКН и установлении смежной границы между земельными участками подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-196,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Вершинина Н. Ф. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> области об устранении кадастровой ошибки в сведениях ГКН и внесения изменений в сведениях ГКН и установлении смежной границы между земельными участками, удовлетворить. Устранить кадастровую ошибку в сведениях ГКН и внести изменения в сведения ГКН, в части конфигурации, линейных размеров и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и исключить из сведений ГКН земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, в соответствии с рисунком 3 заключения № судебной землеустроительной экспертизы, выполненной ООО «<данные изъяты>»: от точки <данные изъяты>, Установить смежную границу между земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>), участок № и земельным участком с кадастровым номером № принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, расположенным по адресу: <адрес> в соответствии с рисунком 3 заключения № судебной землеустроительной экспертизы, выполненной ООО «<данные изъяты>»: от точки <данные изъяты> до точки <данные изъяты>.Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ГКН в отношении земельного участка с исключения из государственного кадастра недвижимости сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, площадью 514901 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: