Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-5/2022 (5-458/2021;) от 30.12.2021

5-5/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Нижняя Тавда                                                                     14 января 2022 года

Судья Нижнетавдинского районного суда Тюменской области Бекшенев Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – АО «Россети Тюмень» ИНН 8602060185, юридический адрес: ХМАО-Югра, г. Сургут, ул. Университетская, 4, привлекаемого к административной ответственности по ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

в ходе рассмотрения обращения гражданина о нахождении жилых домов в охранной зоне воздушной линии (далее - ВЛ-10кВ) расположенных на территории СНТСН «Геолог-2» по адресу: Тюменская область Нижнетавдинский район, садовое не коммерческое товарищество Геолог-2 Северо-Уральским управлением Ростехнадзора был установлен факт прохождения воздушной линии над жилыми зданиями.

Прохождение ВЛ-10кВ по населенной местности регламентировано п.2.5.210-2.5.220 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 204 от 08.07.2002 (далее - ПУЭ).

Согласно п. 2.5.215 ПУЭ допускается прохождение ВЛ-10кВ над производственными зданиями и сооружениями промышленных предприятий I и II степени огнестойкости в соответствии со строительными нормами и правилами по пожарной безопасности зданий и сооружений с кровлей из негорючих материалов металлические кровли, над которыми проходят ВЛ. должны быть заземлены.

Прохождение над жилыми домам» ВЛ-10кВ и. 2,5.215 ПУЭ не предусмотрено.

В публичной кадастровой карте (https://pkk.rosreestr.ru) (далее - Кадастровая карта) имеются сведения о воздушной линии высокого напряжения. Тюменская область, Нижнетавдинский район, ф.Подхоз-2 от ПС Караганда (оп. 157-266)Кадастровый номер . Год постройки 1985

Из Кадастровой карты видно, что ВЛ-10кВ проходит над участками назначение для ведения садоводства и огородничества.

        На участках имеются жилые дома, над которыми проходит ВЛ-10кВ, кроме того, на участках необходимо проведение инструментального контроля для определения минимально допустимого габарита до сооружений и насаждений.

Кроме того, в ходе рассмотрения обращения было уставно прохождение над жилым домом ответвления ВЛ-10 кВ на ТП-139.

В ходе рассмотрения обращения, Северо-Уральским упрвлением Ростехнадзора был сделан запрос в адрес Администрации Нижнетавдинского Муниципального района (исх. от 25.11.2021 № 322-28733) о собственнике, эксплуатирующей организации ВЛ-10кВ.

В письме от 25.11.2021 исх. № 4855-21 вх. от 25.11.2021 № 322/58622 Администрация Нижнетавдинского Муниципального района АО «Россети Тюмень» сообщает, что ВЛ-10 кВ передана по договору аренды № 2 от 02.07.2021 в АО «Россети Тюмень» в целях осуществления временного владения и пользования, в рамках данного договора предусмотрены работы, связанные с техническим обслуживанием, текущим ремонтом и аварино-восстановительными работами.

Согласно п. 2 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - 35-ФЗ) основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков.

П. 1 ст. 38 35-ФЗ гласит, гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией обеспечивают субъекты электроэнергетики, являющиеся поставщиками электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) и отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Согласно п. 1 ст. 20 35-ФЗ одним из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является приоритет обеспечения жизни и здоровья физических лиц, в том числе работников организаций в сфере электроэнергетики, при осуществлении деятельности по эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств.

ПТЭЭСиС и ПУЭ устанавливаются основные организационные и технические требования к эксплуатации энергетических объектов, неуклонное выполнение которых обеспечит их исправное состояние, безопасную эксплуатацию, а также экономичную, надёжную и слаженную работу всех звеньев энергетических систем.

Эксплуатация ВЛ-10кВ с нарушением требований п. 2.5.215 ПУЭ противоречит и. 1 ст. 20 35-ФЗ п. 1 ст. 38 35-ФЗ, п. 1.1.1. 1.1.3. ПТЭЭСиС.

Кроме того, на опорах ВЛ-10кВ отсутствуют (плохо читаемы) постоянные знаки, нарушено требование п.5.7.12. ПТЭЭС, п.2.5.23 ПУЭ (невозможно установить номера опор).

АО «Россети Тюмень» является территориальной сетевой организацией, что подтверждает обязанность АО «Россети Тюмень» неукоснительного соблюдения требований 35-ФЗ, ПТЭЭСиС, ПУЭ.

В судебном заседании представитель АО «Россети-Тюмень» - Мондык В.Н., действовавшая на основании доверенности, вину в совершении административного правонарушения не признала, ссылаясь на то, что АО «Россети-Тюмень» не является собственником линии воздушной линии высокого напряжения, а эксплуатирует ее по договору аренды № 2 от 02.07.2021, заключенному с Администраиецй Нижнетавдинского муниципального района.

Представитель Северо-Уральского управления Ростехнадзора – Шорохов Д.И., действовавший на основании доверенности, в судебном заседании считал вину АО «Россети Тюмень» во вменяемом ему административном правонарушении доказанной, просил назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации высоковольтных линий электропередачи на участке, проходящем над жилыми домами.

Выслушав представителя АО «Россети Тюмень», представителя Северо-Уральского управления Ростехнадзора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, нарушающие, в том числе, установленные требования к устройству и эксплуатации воздушных линий электропередачи переменного тока.

В п. 1.1.3 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229, указано, что безопасная эксплуатация оборудования, зданий и сооружений обеспечивается положениями инструкций и других нормативно-технических документов.

Правила устройства электроустановок (издание 7-ое, раздел 2 Передача электроэнергии) утверждены приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 187 и предусматривают, что прохождение ВЛ над зданиями и сооружениями, как правило, не допускается. Допускается прохождение ВЛ над производственными зданиями и сооружениями промышленных предприятий I и II степени огнестойкости в соответствии со строительными нормами и правилами по пожарной безопасности зданий и сооружений с кровлей из негорючих материалов (для ВЛ 330 - 750 кВ только над производственными зданиями электрических станций и подстанций). При этом расстояние по вертикали от проводов ВЛ до вышеуказанных зданий и сооружений при наибольшей стреле провеса должно быть не менее приведенных в табл. 2.5.22 (п. 2.5.215).

Таким образом, действующие Правила устройства электроустановок запрещают прохождение ВЛ напряжением выше 1 кВ над жилыми домами.

Согласно ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", субъекты электроэнергетики обязаны соблюдать требования технических регламентов в сфере функционирования Единой энергетической системы России; одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение электрической безопасности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28 указанного закона целями государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.

В силу п. 1.1.1 главы 1.1. Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 187, требования настоящих правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.

Учитывая, что рассматриваемая воздушная линия электропередачи проходит над жилыми домами, устранение выявленного нарушения направлено на повышение надежности электроустановки, исключение возможности аварий, пожаров, поражения людей электрическим током, на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, а, следовательно, Правила устройства электроустановок подлежат применению.

Вина АО «Россети Тюмень» подтверждается:

протоколом об административном правонарушении от 20.12.2021 № 121-5711-2021;

письмом Администрации Нижнетавдинского муниципального района от 25.11.2021, согласно которому воздушная линия высокого напряжения с кадастровым номером 1985 года строительства, местоположение: Тюменская область, Нижнетавдинский район, ф. Подхоз-2 о ПС Караганда (оп. 157-266) принята на учет как бесхозяйный объект недвижимости. Данные сети переданы по договору аренды № 2 от 02.07.2021 АО «Россети Тюмень» в целях осуществления временного владения и пользования электросетевым имуществом. В рамках данного договора предусмотрены работы, связанные с техническим обслуживанием, текущим ремонтом и аварийно-восстановительными работами;

копией страницы сведений Росреестра, из которой усматривается, что воздушная линия высокого напряжения проходит над земельными участками , ;

жалобой от 28.09.2021 собственника земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на прохождение высоковольтной линии над его земельным участком;

фотографиями, на которых изображены воздушные линии высокого напряжения, проходящие над жилыми домами, а также опоры линий с нечитаемыми постоянными знаками, что делает невозможным установление номеров опор.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит их допустимыми и приходит к выводу, что обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, иных материалах дела, не противоречат друг другу, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, протокол составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, нарушений процессуальных требований не имеется.

На основании изложенного, анализируя собранные по делу доказательства, суд квалифицирует действия АО «Россети Тюмень» по ст. 9.11 КоАП РФ, - нарушение правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок.

Доводы представителя АО «Россети Тюмень» о том, что общество не является собственником высоковольтных линий, а арендует их по договору с Администрацией Нижнетавдинского муниципального района, подлежат отклонению, поскольку статьей 9.11 КоАП РФ исключительные признаки субъекта административной ответственности не предусмотрены, им может являться как собственник электроустановок, так и иное лицо, эксплуатирующее действующие электроустановки.

Поскольку АО «Россети Тюмень» в рассматриваемом случае осуществляло эксплуатацию высоковольтных линий, расположение которых не отвечает требованиям Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 187, административным органом ему было обоснованно вменено нарушение указанных Правил, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ.

При этом абз.10 п. 12 указанных Правил установлено, что при обнаружении сетевыми организациями и иными лицами фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, или действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, указанные лица направляют заявление о наличии таких фактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, а также вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации обратиться в суд и (или) органы исполнительной власти, уполномоченные на рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях.

В силу вышеприведенного п. 5.7.8 ПТЭЭСиС РФ организация, эксплуатирующая электрические сети, должна осуществлять контроль за соблюдением правил охраны электрических сетей со стороны юридических лиц и населения, информировать предприятия, организации и граждан, находящихся в районе прохождения ВЛ, о положениях указанных правил.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что АО «Россети Тюмень» осуществляет эксплуатацию электроустановок в условиях нарушения Правил устройства электроустановок, достаточных мер, направленных на устранение выявленного нарушения, не предпринимает.

Вопреки доводам АО «Россети Тюмень», возможности привлечения к участию в деле об административном правонарушении заинтересованных лиц, в частности, органа местного самоуправления, нормы КоАП РФ не предусматривают.

Санкция ст. 9.11 КоАП РФ для юридических лиц предусматривает наказание в виде штрафа в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При определении меры административного наказания суд в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного правонарушения, которое относится к административным правонарушениям, посягающим на установленные нормы и правила устройства энергопотребляющих установок, а также учитывает, что дальнейшая эксплуатация участка воздушной линии электропередач, проходящего над жилыми домами в СНТ Геолог-2, представляет угрозу для жизни и здоровья населения, может привести к возникновению пожара или техногенной катастрофы, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.

С учетом изложенного судья считает необходимым назначить АО «Россети-Тюмень» наказание в виде административного приостановления деятельности.

Приостановление деятельности следует осуществить в отношении воздушной линии высокого напряжения по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, ф.Подхоз-2 от ПС Караганда (оп. 157-266), кадастровый номер по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, СНТ Геолог-2, участок линии над земельными участками с кадастровыми номерами , а также ответвление ВЛ-10 кВ на ТП-39, на 25 суток.

20.12.2021 в отношении АО «Россети-Тюмень» составлен протокол о временном запрете деятельности по эксплуатации воздушной линии высокого напряжения, Тюменская область, Нижнетавдинский район, ф.Подхоз-2 от ПС Караганда (оп. 157-266), кадастровый номер по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, СНТ Геолог-2, участок линии над земельными участками с кадастровыми номерами , а также ответвление ВЛ-10 кВ на ТП-39.

В силу положений ст. 29.6 КоАП РФ срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

В связи с чем, срок приостановления деятельности следует исчислять с даты установления временного запрета деятельности по протоколу от 20.12.2021.

Руководствуясь ст. ст. 29.7 - 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать АО «Россети-Тюмень» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации воздушной линии высокого напряжения, Тюменская область, Нижнетавдинский район, ф.Подхоз-2 от ПС Караганда (оп. 157-266), кадастровый номер по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, СНТ Геолог-2, участок линии над земельными участками с кадастровыми номерами , а также ответвление ВЛ-10 кВ на ТП-39, сроком на 25 суток.

В соответствии с ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ зачесть срок временного запрета с 20.12.2021 в срок административного приостановления деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ настоящее постановление подлежит немедленному исполнению после его вынесения.

Постановление может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                                Р.М. Бекшенев

5-5/2022 (5-458/2021;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
АО " Россети Тюмень"
Суд
Нижнетавдинский районный суд Тюменской области
Судья
Бекшенев Руслан Манзурович
Статьи

ст.9.11 КоАП РФ

30.12.2021 Передача дела судье
30.12.2021 Подготовка дела к рассмотрению
14.01.2022 Рассмотрение дела по существу
17.01.2022 Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
16.03.2022 Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее