Дело № 2-1096/2019
67RS0008-01-2019-001389-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2019 года г. Ярцево
Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Паниной И.Н.,
при секретаре Гляковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бродзеловской Татьяны Владимировны к Отделу социальной защиты населения в Ярцевском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Бродзеловская Т.В. обратилась в суд с иском к Отделу социальной защиты населения в Ярцевском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты.
В обоснование иска Бродзеловская Т.В. указала, что 20.03.2018г. у нее родился первый ребенок - сын Иван. До достижения ребенком возраста 1 год ответчик перечислял ей ежемесячную выплату на ребенка. В апреле 2019г. она обратилась в Ярцевский филиал Смоленского ОГБУ многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению (далее – МФЦ) для подачи заявления на дальнейшее назначение выплаты на ребенка до достижения им возраста полутора лет. Работниками МФЦ ей был выдан список документов, которые необходимо представить совместно с заявлением. Все необходимые документы ею были собраны и предоставлены в МФЦ, однако ей пришлось несколько раз переделывать справку о доходах отца ребенка, так как она не устраивала работников МФЦ. В результате этого ее документы были приняты после майских праздников. При этом, расписку о принятии документов ей не выдали.
Однако выплаты на ребенка за апрель, май и июнь 2019г. ей не поступили, после чего она обратилась к ответчику, где ей разъяснили, что в назначении выплаты ей отказано, по причине неполного предоставления пакета документов. По рекомендации сотрудников ответчика она снова 26.06.2019г. подала новое заявление через МФЦ, после чего ей стали производить выплаты с указанного времени.
Однако выплаты за апрель-июнь 2019г. она не получила. При обращении к ответчику ей пояснили, что выплаты за данный период ей не положены.
С решением ответчика не согласна, полагает, что Отдел социальной защиты населения в Ярцевском районе, организовав прием документов через МФЦ, несет ответственность за деятельность работников этой организации, их квалификацию, качество работы, в том числе за качество информирования граждан об условиях предоставления социальных выплат, о требованиях к оформлению, содержанию и перечню необходимых документов.
Считает, что ею были выполнены все требования сотрудников МФЦ, предоставлены все затребованные ими документы, однако в выплатах ей было отказано. Полагает, что сотрудники ответчика дезинформировали ее в необходимости подачи нового обращения через МФЦ, не разъяснив последствия подачи нового заявления, а также порядок обжалования решения об отказе в выплате от 30.05.2019г. либо порядок устранения якобы имеющихся недостатков в первоначальном обращении за выплатой. При этом само решение об отказе в выплатах от 30.05.2019г. ей вручено не было.
Просит суд признать недействительным решение ответчика №4 от 30.05.2019г. об отказе в ежемесячных выплатах на ребенка и обязать ответчика произвести ей выплату в связи с рождением первого ребенка за период с 21.03.2019г. по 25.06.2019г.
Представитель ответчика - Департамента Смоленской области по социальному развитию в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, указав, что истица являлась получателем ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка в соответствии со ФЗ от 28.12.2017г. № 418-ФЗ. Выплата производилась согласно закону сроком один год, после этого истица должна была подать новое заявление о назначении выплаты на срок до достижения ребенком возраста 1,5 лет с перечнем необходимым документов. В этом случае выплата назначается со дня обращения за ней. 22.05.2019г. истица через МФЦ обратилась с заявлением на выплату до достижения ребенком 1,5 лет, однако в виду того, что ею не были представлены сведения о доходах отца ребенка и его согласие на обработку персональных данных, ими было вынесено решение №4 от 30.05.2019г. об отказе в назначении ежемесячной выплаты. Указанное решение было направлено 10.06.2019г. истице по единственному указанному ею адресу, однако оно было возвращено без вручения в виду не проживания истицы. Затем 26.06.2019г. истица повторно обратилась с заявлением и полным пакетом документов, после чего ей была назначена выплата с указанного времени. Оснований для назначения выплаты с апреля 2019г. не имеется, поскольку обращение истицы с необходимым перечнем документов последовало лишь 26.06.2019г.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.
Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее - Закон N 418-ФЗ).
Частью 1 ст. 1 указанного Федерального закона установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 01.01.2018, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (ч. 2 ст. 1 Закона N 418-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 1 Закона N 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка.
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (п. 6 ст. 1 Закона).
Так, Приказом Минтруда России от 29.12.2017 N 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка (далее - Порядок).
При этом пунктом 5 Порядка установлено, что заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее - заявление о назначении выплат) может быть подано в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).
В случае если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (родного, усыновленного), ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).
В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 418-ФЗ ежемесячная выплата назначается на срок один год. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты на срок до достижения ребенком возраста полутора лет, а также представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.
Согласно п.8 Порядка к заявлению о назначении ежемесячной выплаты должны быть приложены документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, перечень которых предусмотрен приложением N 2 к настоящему Приказу.
К числу таких документов относятся:
1. Документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей
2. Документы, подтверждающие принадлежность к гражданству Российской Федерации заявителя и ребенка.
3. Документы, подтверждающие смерть женщины, объявление ее умершей, лишение ее родительских прав, отмену усыновления - для лиц, указанных в части 3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
4. Документ, подтверждающий расторжение брака.
5. Сведения о доходах членов семьи.
6. Справка из военного комиссариата о призыве родителя (супруга родителя) на военную службу.
7. Документ, подтверждающий реквизиты счета в кредитной организации, открытого на заявителя (договор банковского вклада (счета), справка кредитной организации о реквизитах счета или другие документы, содержащие сведения о реквизитах счета).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данного Перечня документов (сведений), в качестве документа, подтверждающего сведения о доходах членов семьи, может быть представлена справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона N 418-ФЗ в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети (п. 22 Порядка).
Кроме того, в силу п. 7 Порядка одновременно с заявлением о назначении выплат заявитель также представляет заявление лиц, в отношении которых необходимо представление документов (сведений), или их законных представителей о согласии на обработку персональных данных указанных лиц.
Согласно п.18 Порядка заявление о назначении выплат с документами могут быть поданы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, или в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр в порядке, установленном Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376.
Датой приема заявления о назначении выплат, поданного в многофункциональный центр, считается дата его регистрации в многофункциональном центре.
Расписка-уведомление о приеме заявления о назначении выплат выдается заявителю в многофункциональном центре.
В случае если к заявлению о назначении выплат не приложены документы или приложены не все документы (за исключением документов (копий документов, сведений), находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в 5-дневный срок с даты подачи заявления в многофункциональный центр направляет в многофункциональный центр в электронной форме уведомление об отказе в рассмотрении заявления с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения для информирования заявителя об отказе в рассмотрении его заявления, а также о возможности представления заявления о назначении выплат и документов повторно.
Пунктом 24 Порядка предусмотрено, что ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема (регистрации) заявления о назначении выплат с документами.
Судом установлено, что с 20.03.2018г. истице Бродзеловской Т.В. в связи с рождением первого ребенка была назначена ежемесячная выплата, предусмотренная Федеральным законом от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
С 21.03.2019г. указанная выплата была прекращена, в связи с истечением срока ее назначения (один год). (л.д.5)
22.05.2019г. истица обратилась к ответчику через МФЦ с новым заявлением о назначении ежемесячной выплаты на срок до достижения ребенком возраста полутора лет.
При этом, как усматривается из личного дела, к заявлению о назначении выплаты истицей не были представлены сведения о доходах членов семьи и заявление отца ребенка о согласии на обработку персональных данных. (л.д.46-60)
Отсутствие указанных документов послужило основанием для принятия ответчиком решения № 4 от 30.05.2019г. об отказе в назначении и выплате ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Суд находит указанное решение законным, поскольку предоставление указанных документов является необходимым в силу п.п.7, 8 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка…, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.12.2017 N 889н.
Каких-либо доказательств, что указанные документы были предоставлены одновременно с заявлением, не имеется.
Напротив, в материалах личного дела находится расписка специалиста МФЦ о получении документов от Бродзеловской Т.В., с собственноручной подписью последней, из которой видно, что сведения о доходах членов семьи и заявление отца ребенка о согласии на обработку персональных данных, специалисту не переданы. (л.д.47)
При таких обстоятельствах, требования истицы о признании незаконным решения № 4 от 30.05.2019г. об отказе в назначении выплаты являются не обоснованными.
26.06.2019г. истица вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на ребенка, представив все необходимые документы, в связи с чем, указанная выплата ей была назначена с даты обращения, то есть с 26.06.2019г. (л.д. 5-7, 63-64).
Оснований для выплаты истице ежемесячной выплаты за период с 21.03.2019г. по 25.06.2019г. не имеется, поскольку согласно п. 5 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка…, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.12.2017 N 889н, ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ней.
Поскольку истица с заявлением и необходимым перечнем документов обратилась лишь 26.06.2019г. (при подаче заявления 22.05.2019г. необходимые приложения отсутствовали), то выплата до указанной даты (26.06.2019г.) осуществлена быть не может в силу вышеуказанного положения Приказа.
При таких обстоятельствах, исковые требования Бродзеловской Т.В. удовлетворению не подлежат.
Доводы истицы о том, что решение об отказе в выплате от 30.05.2019г. ей не направлялось, не соответствуют действительности, поскольку из материалов дела видно (л.д. 65), что решение истице было направлено почтой по указанному ею в заявлении адресу, однако не было получено адресатом в виду не проживания.
Ссылка истицы на то, что до вынесения решения об отказе в выплатах, ответчик мог бы предоставить ей возможность исправить недостатки, не может быть принята во внимание, поскольку такое право положениями вышеуказанного Приказа Минтруда № 889н не предусмотрено (п.18).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бродзеловской Татьяны Владимировны к Отделу социальной защиты населения в Ярцевском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.Н. Панина
Решение суда в окончательной форме принято 04 октября 2019 года.