РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гурьяновой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Романовой Людмилы Николаевны, Соловейчика Дмитрия Олеговича, Соловейчик Светланы Олеговны и Трескова Владимира Анатольевича об оспаривании действий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и решения Министерства имущественных отношений <адрес>,
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать не соответствующими закону действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара по определению места расположения красных линий на карте объекта землеустройства относительно объекта землеустройства – земельного участка площадью 763,1 м2, по адресу: <адрес>.
Признать не соответствующими закону действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара по направлению информации в Министерство имущественных отношений <адрес> о расположении красных линий на карте объекта землеустройства относительно объекта землеустройства – земельного участка площадью 763,1 м2, по адресу: <адрес>.
Обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей, внеся уточнения в сведения о расположении красной линии <адрес> в районе <адрес> соответствии с линией фактически сложившейся застройки.
В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений <адрес> в предоставлении в собственность земельного участка площадью 763,1 м2, по адресу: <адрес>, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гурьяновой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Романовой Людмилы Николаевны, Соловейчика Дмитрия Олеговича, Соловейчик Светланы Олеговны и Трескова Владимира Анатольевича об оспаривании действий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и решения Министерства имущественных отношений <адрес>,
установил:
Романова Л.Н., Соловейчик Д.О., Соловейчик С.О. и Тресков В.А. обратились в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании действий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара. В обоснование заявления указывают, что согласно постановлению ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации квартиры» в собственность Горшковой B.C., ФИО10, ФИО11, ФИО1 была передана четырехкомнатная квартира, общей площадью 56,2 м2, жилой площадью 36,4 м2, по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 изменил фамилию на ФИО5. По договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ Горшкова B.C. передала ФИО3 принадлежащую ей долю в праве общей долевой собственности в размере 1/5. Распоряжением ФИО2 <адрес> г. о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в адрес» жилому дому по <адрес>, общей площадью 56,2 м2, присвоен адрес: <адрес>. В связи с изменением адреса УФРС России по <адрес> были выданы новые свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности на жилой дом. Департамент управления имуществом г.о. Самара заявляет, что часть испрашиваемого ими земельного участка находится в пределах красных линий по <адрес>, следовательно, является местами общего пользования, что влечёт невозможность его нахождения в частной собственности в силу ст. 85 ЗК РФ. Однако, п. 12 ст. 85 ЗК РФ запрещает приватизировать земельные участки общего пользования занятые площадями, улицами, дорогами и другими объектами. Границей земельного участка со стороны <адрес> является внешняя стена жилого <адрес> принадлежащего им на праве собственности. Данный объект недвижимости был построен до 1917 года, т.е. гораздо раньше, чем были установлены красные линии. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара согласовал им границы земельного участка с нанесением красных линий на карту (план) объекта землеустройства. В соответствии этим планом в одной точке площадью в масштабе карты менее 1 мм2 (соответственно около 1 м2 на местности) стена <адрес> накладывается на красные линии по <адрес> наложений на красные линии нет. Считают, что имеет место некорректное нанесение красных линий. Предполагают, что <адрес> был нанесён на карту неточно, затем были установлены и нанесены красные линии. При проведении геосъёмки координаты дома были установлены более точно. Просят признать незаконными действия Департамента строительства и архитектуры ФИО7 г.о. Самара по установлению красных линий в районе земельного участка, на котором размещён жилой <адрес>, обязать произвести перенос красных линий.
В ходе разбирательства дела заявители уточнили свои требования, просили признать незаконными действия Департамента строительства и архитектуры ФИО7 г.о. Самара по установлению красных линий в районе земельного участка, на котором размещён жилой <адрес>, обязать произвести уточнение прохождения красных линий в районе указанного дома по исторически сложившейся линии застройки. Также ими были заявлены дополнительные требования о признании незаконным ответа Департамента строительства и архитектуры ФИО7 г.о. Самара в адрес Министерства имущественных отношений <адрес> о предоставлении сведений о прохождении красных линий по указанному выше земельному участку от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес> о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений <адрес> в предоставлении им земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании представитель заявителей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Орехов А.Л. заявленные требования поддержал.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес> Сидоренко С.В. иск не признала, представила письменный отзыв (л.д. 45-46, 175-176).
Министерство имущественных отношений <адрес> представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени разбирательства дела извещено (л.д. 173), представило письменный отзыв (л.д. 101-104, 167-170).
Департамент управления имуществом г.о. Самара представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени разбирательства дела извещен (л.д. 174), ранее представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара пояснял, что земельный участок, занимаемый <адрес>, не сформирован.
Министерство строительства <адрес> представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени разбирательства дела извещено (л.д. 172), представило письменный отзыв (л.д. 37-38).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что эти решением нарушены его права и свободы.
В соответствии с п.1 ст.27, ст.29 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Пунктом 2 ст.5.<адрес> «О земле» установлено, что распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет уполномоченный <адрес> исполнительный орган государственной власти <адрес>. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, согласно которому граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в Министерство имущественных отношений <адрес>.
Пунктами 2.4, 2.5 названного Порядка предусмотрено, что министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением № о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка площадью 763,10 м2 по адресу: <адрес>, занимаемого жилым домом с приусадебным участком.
ДД.ММ.ГГГГ уведомлением № Министерство имущественных отношений <адрес> отказало заявителям в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность, мотивировав отказ тем, что согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>-0-1 часть испрашиваемого земельного участка находится в красных линиях <адрес> и относится к территории общего пользования, приватизация которой запрещена п.12 ст.84 ЗК РФ.
Действия Департамента управления имуществом г.о. Самара по определению прохождения красных линий через испрашиваемый истцами земельный участок, по предоставлению соответствующей информации Министерству имущественных отношений <адрес> и отказ последнего в предоставлении земельного участка создает заявителям препятствия в приобретении в общую долевую собственность земельного участка, в связи с чем может быть ими оспорено в судебном порядке.
Обращение заявителей в суд оформлено как исковое заявление, представитель заявителей в ходе разбирательства дела также настаивал на рассмотрении заявленных требований в порядке искового производства. Между тем, правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном ФИО2 25 ГПК РФ, или подача искового заявления). Требования заявителей по своей сущности являются требованиями о признании незаконными действий и решений органа местного самоуправления и органа государственной власти, не связаны со спором о праве, в силу чего рассматриваются судом в процессуальном порядке, предусмотренном гл.25 ГПК РФ, а не в порядке искового производства (п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
Как следует из материалов дела, заявители являются участниками общей долевой собственности на <адрес> в <адрес> (л.д. 40-43). В процессе формирования земельного участка, занимаемого указанным домом и прилегающего к дому, Департаментом строительства и архитектуры <адрес> было осуществлено нанесение на план земельного участка красных линий (л.д. 16 об.-17), при этом красная линия вдоль <адрес> проведена непосредственно через дом и отсекает от него часть, приблизительно равную (по оценке Департамента) 1,22 м2 (л.д. 18-19).
Согласно пп.11, 12 ст.1 ГрК РФ, красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. К территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии со ст.26, 41, 42, 45, 46 ГрК РФ, документами, устанавливающими прохождение красных линий, являются проекты планировки территории. Последние разрабатываются в целях реализации документов территориального планирования (применительно к городскому округу – генерального плана городского округа) в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. Органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории (в том числе, проектов планировки территории) и обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. По результатам проверки указанный орган принимает соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Орган местного самоуправления городского округа направляет главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний. Глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Как установлено судом, в <адрес> проекты планировки территории в соответствии с описанными выше правилами до настоящего времени не разрабатывались и не утверждались. Документом, определяющим прохождение красных линий, является комплексная транспортная схема <адрес>, принятая постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в целях реализации генерального плана города (л.д. 51, 163).
Поскольку указанный документ был принят до введения в действие ГрК РФ 2004 г. (а также и до принятия постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившего Инструкцию о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других- поселениях РФ), несоответствие порядка принятия данного документа действующему порядку разработки и утверждения проектов планировки территории не может служить основанием для признания незаконными действий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, определяющего прохождение красных линий на основании данной схемы.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в судебном заседании пояснил, что комплексной транспортной схемой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был утвержден статус городских улиц, прохождение красных линий, отграничивающих улицы, определялось на основе статуса улиц. Так, <адрес> был присвоен статус магистральной. По СНиП 1989 г. ширина поперечника магистральной улицы должна была составлять 40 м. Поэтому красные линии должны были быть проведены симметрично относительно оси улицы на расстоянии 40 м друг от друга. Однако ширина <адрес> (расстояние между линиями застройки на противоположных сторонах), равно как и других улиц в историческом центре города, меньше 40 м. В этих случаях красные линии проводились по линиям фактической застройки. Для <адрес> расстояние между ними оказалось равным 25 м.
В судебном заседании в качестве специалиста была заслушана сотрудник Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара ФИО14, пояснившая суду, что для определения места прохождения красных линий на конкретном земельном участке Департаментом используется информационная система обеспечения градостроительной деятельности. Она представляет собой электронный топографический материал, на который нанесены, в том числе, красные линии. Система позволяет рассчитать координаты любой нанесенной на электронную карту точки. Когда в систему вводятся координаты характерных точек границ интересующего объекта, этот объект наносится на электронную карту, и можно увидеть, проходят ли по нему красные линии. Полученная таким образом выкопировка из топографического материала, демонстрирующая прохождение красной линии по формируемому заявителями земельному участку, представлена суду в двух масштабах (л.д. 58, 111). На вопрос суда о том, по каким данным в систему информационного обеспечения градостроительной деятельности (на электронную карту) были нанесены сведения о строениях, изображенных на представленных суду выкопировках, специалист пояснила, что при создании информационной системы было проведено сканирование бумажных планшетов. Все планшеты имеют четыре угловые точки, координаты которых определены, по этим точкам результаты сканирования были «посажены» на топографическую основу. Пояснить, в каком году производилось сканирование, специалист не может, каким образом на электронную карту наносились красные линии, специалисту также неизвестно, в настоящее время в Департаменте строительства и архитектуры г.о. Самара не осталось сотрудников, принимавших участие в создании информационной системы и нанесении красных линий.
В судебном заседании обозревался планшет №, на котором отображена соответствующая часть территории города (копия планшета – л.д. 101). Планшет заведен в ДД.ММ.ГГГГ Изображение красной линии <адрес> представляет собой непрямую линию красного цвета, идущую вдоль строений. Видимого наложения красной линии ни на <адрес>, на какое-либо иное строение в том же квартале, не имеется. Визуальным способом установлено, что изображение на планшете <адрес> и прилегающей к нему территории имеет в настоящее время ряд отличий от выкопировки из электронной карты, созданной путем сканирования данного планшета. Так, перед фасадом <адрес> на планшете в настоящее время отсутствует приямок, изображенный на выкопировке с электронной карты, изменена конфигурация дома, два нежилых строения, изображенных на выкопировке, интегрированы на планшете в здание дома, оборудовано крыльцо, кроме того, с планшета удален <адрес>.
Судом в качестве специалиста заслушана кадастровый инженер ФИО15, которая пояснила, что производила землеустроительные работы в отношении земельного участка, занимаемого домом № по <адрес> данным, полученным геодезистами при выезде на место, она сделала план границ земельного участка и нанесла на планшет № изменения в соответствии с результатами съемки. В частности, она стерла с планшета <адрес>, объединила нежилые строения с домом №. Приямка перед домом на планшете уже не было. Сотрудник Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара нанесла на изготовленный ею план границ земельного участка красные линии и обнаружила, что одна из точек, соответствующая углу дома, заходит за красные линии. Погрешность в определении координат границ земельного участка, проведенного геодезистами, не может превышать 10 см, их определяли спутниковым способом. Координаты красных линий в 2010 г., когда проводились работы с планом, ей (ФИО15) не дали, она при расчете определяла их примерно, по положению линии. Она попыталась рассчитать площадь части земельного участка, оказавшейся внутри красных линий, но программно этого сделать не получилось, поскольку программа округляла эту площадь до нуля. Расчет вручную дал значение 0,9 м2. На вопрос о том, каким образом и с какой точностью Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара наносил на изготовленный ею план границ земельного участка красные линии, специалист ФИО15 пояснила, что сотрудники Департамента распечатывали на бумажный носитель электронную карту, затем на светостоле накладывали на распечатку изготовленный ею план границ и красной гелевой ручкой наносили прохождение линии. Толщина линии, нанесенной ручкой, составляет, как минимум, 1 мм, следовательно, точность определения положения красной линии на местности с учетом масштаба плана составляет 0,5 м. Максимальная ширина той части земельного участка, которая оказалась расположенной внутри красных линий, составляет 0,7 м.
Заслушанный в качестве специалиста сотрудник Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара ФИО16 пояснил, что прохождение красных линий <адрес> осуществлялось по линии фактической застройки, что предусматривалось и руководящим документом.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что при разработке и утверждении схемы прохождения красных линий <адрес> указанные линии были совмещены с линией фактически сложившейся застройки. Такое решение соответствует смыслу красной линии как границы территории общего пользования, к которой занятая жилым зданием территория по определению относиться не может. Прохождение красной линии через <адрес> при разработке комплексной транспортной схемы не предусматривалось. Данное обстоятельство признается представителем Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, подтверждается как пояснениями специалиста названного органа, так и исследованными судом документами, а именно планшетом №, на котором красная линия не пересекает границы существующих строений. Более того, из представленной выкопировки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, иллюстрирующей прохождение красной линии по формируемому заявителями земельному участку (л.д. 58, 111), отчетливо усматривается, что красная линия проведена строго по фасаду <адрес>, сведения о котором взяты путем сканирования планшета до нанесения на последний изменений при проведении землеустроительных работ на земельном участке. В пределах красных линий находится лишь приямок дома, который в настоящее время засыпан и удален с планшета. Все углы строения в пределы территории, ограниченной красными линиями, не попадают.
Согласно представленному паспорту (л.д. 75-90), жилой <адрес> построен до 1917 <адрес> о проведении реконструкции дома с изменением места нахождения его фасада в период после составления электронной карты (информационной системы обеспечения градостроительной деятельности) суду не представлено. Следовательно, положение фасада дома и его углов на местности в указанный период не могло измениться.
Между тем, по данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (л.д. 58, 111) граница формируемого заявителями земельного участка, проходящая, как следует из плана границ (л.д. 16 об.-17) строго по фасаду дома, не совпадает с фасадом <адрес>, как он изображен на электронной карте, и, соответственно, с красной линией. Исходя из представленных доказательств, суд приходит к выводу, что причиной этого несовпадения является уточнение сведений о местоположении дома по результатам проведенных в 2010 г. землеустроительных работ с применением спутниковой технологии определения координат объектов.
В связи с этим не могут быть признаны соответствующими закону действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, определившего место прохождения красной линии через <адрес> указано выше, при разработке и утверждении прохождения красной линии, последняя была совмещена с линией фактической застройки. Следовательно, получив уточненные сведения о местоположении строения, Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара был обязан уточнить и сведения о прохождении красной линии соответственно фасаду строения. Является общеизвестным, что при изготовлении планшета в 1952 г. спутниковый метод определения координат объектов на поверхности Земли был недоступен, машинные способы изготовления топографического материала не применялись, границы строений на планшете вычерчивались вручную, что обусловливает заведомо меньшую точность их построения, чем та, что обеспечивается по результатам проводимых в настоящее время землеустроительных мероприятий. Однако Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара при создании информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществил сканирование нанесенной вручную на бумажный планшет информации без проверки точности изображения объектов на планшете.
При таком способе построения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности точность определения местоположения объектов на электронной карте не может превышать точности их нанесения на исходный материал – бумажный планшет. Таким образом, хотя электронная карта позволяет вычислить координаты нанесенного на неё объекта с любой наперед заданной точностью, данное вычисление не имеет смысла применительно к объектам, нанесенным на электронную карту не посредством задания координат, а посредством сканирования с бумажного планшета. Как установлено судом, комплексная транспортная схема <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (документ, являющийся юридическим основанием для определения прохождения красных линий) описания координат характерных точек красных линий не содержала. Положение красных линий <адрес> устанавливалось по линии имеющейся застройки. Координаты характерных точек красной линии, приведенные Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара (л.д. 111), определены вышеуказанным программным способом. Между тем, юридического основания для определения прохождения красной линии посредством задания этих координат не имеется, поскольку документ, устанавливающий местоположение красной линии путем задания этих координат, органом местного самоуправления г.о. Самары не утверждался. Действующим в настоящее время муниципальным правовым актом положение красной линии определено как совпадающее с линией фактической застройки.
Следовательно, вывод Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о прохождении красной линии через земельный участок, непосредственно занятый домом № по <адрес>, не соответствует закону. Причиной наложения красной линии на земельный участок, изображенного на электронной карте (л.д. 58, 111), является погрешность определения положения существующих строений, а с ним и прохождения красной линии, на материале, послужившим исходным для формирования электронной карты. Действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, определившего с помощью программного комплекса координаты местоположения красной линии с точностью большей, чем в исходном графическом материале, с технической точки зрения являются ошибкой, незаконны и нарушают права заявителей. Коль скоро в предусмотренном законом порядке координаты красных линий не устанавливались, Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара не вправе самостоятельно «уточнять» их положение путем задания координат, поскольку тем самым нарушаются требования ст.46 ГрК РФ. Действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в данном случае привели к грубой фактической ошибке, поскольку исказили сущность ранее утвержденного ФИО2 <адрес> решения о прохождении красной линии <адрес> относительно существующих объектов жилой застройки.
По этой же причине не соответствует закону направление Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара в Министерство имущественных отношений <адрес> сведений о прохождении красных линий по формируемому заявителями земельному участку.
Восстановление прав заявителей возможно путем уточнения Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара сведений о местоположении красной линии <адрес> в районе <адрес> обеспечением его соответствия линии фактической застройки.
Доводы Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о несоблюдении заявителями установленного ст.256 ГПК РФ срока на обращение в суд не могут быть приняты, поскольку причины, по которым Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара пришел к выводу о прохождении красных линий по земельному участку, занимаемому домом № по <адрес>, а именно некорректное с технической точки зрения и юридически неверное определение положения красной линии, стали известны заявителям лишь в ходе разбирательства дела, соответствующие уточнения заявленного требования были сделаны в пределах трехмесячного срока.
Вместе с тем, суд не находит оснований к признанию незаконным отказа Министерства имущественных отношений <адрес> в предоставлении земельного участка по следующим причинам. При принятии соответствующего решения Министерство руководствовалось представленной ему Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары информацией о прохождении красных линий через формируемый земельный участок. С учетом обстоятельств, установленных в ходе разбирательства настоящего дела, в предоставлении земельного участка не может быть отказано по причинам, изложенным в уведомлении Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 21-22). Поэтому принятие Министерством в 2010 г. с учетом установленных судом обстоятельств не препятствует повторному обращению заявителей и тем самым не нарушает их права. Однако преюдициальным судебным актом – определением Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятом по другому делу с участием тех же лиц, установлено, что испрашиваемый заявителями земельный участок расположен в границах ранее сформированного земельного участка с кадастровым номером № предоставлявшегося ООО «Прад» в аренду сроком на 3 года для строительства. Судебной коллегией удовлетворено требование ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО5 об образовании из земельного участка с кадастровым номером № земельного участка площадью 763,1 м2 (т.е. в границах, установленных кадастровым инженером ФИО17) с адресным ориентиром: <адрес>, соответствующая обязанность возложена на Министерство имущественных отношений <адрес> и Министерство строительства <адрес> (л.д. 157-159).
Следовательно, предоставление заявителям сформированного ими земельного участка путем рассмотрения их заявления Министерством имущественных отношений <адрес> в порядке, утвержденном постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, невозможно, поскольку испрашиваемый земельный участок входит в состав уже существующего, ранее сформированного земельного участка. Признание отказа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложение на Министерство имущественных отношений <адрес> обязанности предоставить земельный участок в общую долевую собственность заявителей привело бы к постановлению неисполнимого в данной части судебного решения. В то же время, механизм реализации права заявителей на приватизацию земельного участка, занимаемого домом № по <адрес> уже определен судебной коллегией, соответственно, права заявителей уже защищены вступившим в законную силу судебным актом.
В соответствии со ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать не соответствующими закону действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара по определению места расположения красных линий на карте объекта землеустройства относительно объекта землеустройства – земельного участка площадью 763,1 м2, по адресу: <адрес>.
Признать не соответствующими закону действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара по направлению информации в Министерство имущественных отношений <адрес> о расположении красных линий на карте объекта землеустройства относительно объекта землеустройства – земельного участка площадью 763,1 м2, по адресу: <адрес>.
Обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей, внеся уточнения в сведения о расположении красной линии <адрес> в районе <адрес> соответствии с линией фактически сложившейся застройки.
В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений <адрес> в предоставлении в собственность земельного участка площадью 763,1 м2, по адресу: <адрес>, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь