Решение по делу № 2-290/2019 ~ М-129/2019 от 01.03.2019

Дело 2-290/19_____________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Лыткарино Московской области              30 мая 2019 г.

Мотивированное решение изготовлено 04.06.2019.

Лыткаринский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи С.А. Рязанцевой,

при секретаре Я.А.Чернышовой,

с участием прокурора М.Ю.Скрипко,

представителя ответчика по доверенности Л.С.Взнуздаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Первой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области в интересах неопределенного круга лиц к АО «Лыткаринский завод оптического стекла» о понуждении к исполнению требований в области гражданской обороны,

у с т а н о в и л:

Прокурор Первой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области (далее также – прокурор) обратился в суд к ответчику с заявлением о понуждении к исполнению требований в области гражданской обороны, указав, что в ходе проверки соблюдения ответчиком требований законодательства в сфере гражданской обороны при эксплуатации защитных сооружений, установлено, что на территории АО «Лыткаринский завод оптического стекла» (далее также – АО «ЛЗОС», Общество) расположены 7 защитных сооружений гражданской обороны (далее ЗГ ГО), из которых убежище № 3 площадью 399 кв.м, вместимостью 550 человек; убежище № 4 площадью 834,6 кв.м вместимостью 1 200 человек; убежище № 7 площадью 527 кв.м вместимостью 700 человек и «пункт управления» площадью 106 кв.м предназначены для укрытия наибольшей работающей смены Общества.

Согласно договору № 1/02, заключенному 15.11.1994 между АО «ЛЗОС» и администрацией г.Лыткарино Московской области, АО «ЛЗОС» взяло на себя обязательства по сохранению защитных сооружений, принимать меры по поддерживанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями эксплуатации защитных сооружений; накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты, а также другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре.

В ходе проверки установлено, что защитные сооружения №№ 3,4,7 и «пункт управления» находятся в неудовлетворительном состоянии.

В нарушение положений Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее – также Приказ) в защитных сооружениях № № 3, 4, 7 и «пункте управления»:

– имеет место нарушение требований по обеспечению постоянной готовности ЗГ ГО к переводу в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗГ ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций (3.2.1);

– фильтропоглотители с истекшим сроком хранения (п.п. 4.3.1-4.3.6);

– ежегодное техническое обслуживание фильтровентиляционных установок не проводилось (п. 3.2.11);

– не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических дверей и ставней (п. 3.2.1);

– элементы инженерных систем внутри ЗС ГО окрашены не в соответствии с п.п. 3.2.10, 3.2.11 Приказа;

– допущена окраска резиновых деталей уплотнения и резиновых амортизаторов защитно-герметических и герметических ворот и дверей (п. 3.2.5);

– нарушена гидроизоляция ЗС ГО (п. 3.2.1).

Кроме этого, в защитном сооружении № 4:

– дизельная электростанция не работоспособна и не законсервирована (п. 3.2.25);

– аварийные безнапорные емкости для питьевой воды не освидетельствованы представителями медицинской службы (п. 3.2.21);

В «пункте управления» также аварийные безнапорные емкости для питьевой воды не освидетельствованы представителями медицинской службы (п. 3.2.21).

В связи с выявленными нарушениями в адрес руководства АО «ЛЗОС» прокурором было вынесено представление от 20.12.2018 об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне, по результатам рассмотрения которого ответственное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, а ответчиком утвержден перспективный план по устранению нарушений.

Между тем, нарушения в области гражданской обороны ответчиком до настоящего времени не устранены, в связи с чем прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, просит, с учетом уточнения требований, возложить на ответчика обязанность в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по приведению убежищ № 3, 4, 7 и пункта управления, расположенных по адресу: Московская область, г.Лыткарино, ул.Парковая, д.1, в соответствие с требованиями нормативных документов, а также по восстановлению защитных свойств убежища и обеспечению его постоянной готовности к использованию по назначению для безопасного пребывания укрываемых лиц как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций, а именно:

1) обеспечить сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметический и герметических дверей и ставней защитных сооружений гражданской обороны № 3, 4, 7, «пункт управления» в соответствии с п.3.2.1 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»:

- закупить фильтры-поглотители, установить их в фильтровентиляционных установках вентиляционных установках защитных сооружений гражданской обороны № 3, 4, 7, «пункт управления» в соответствии с п.п.4.3.1-4.3.6 Приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- окрасить элементы инженерных систем внутри защитных сооружений гражданской обороны № 3, 4, 7, «пункт управления» в соответствии с п.3.2.10 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- обеспечить гидроизоляцию защитных сооружений гражданской обороны № 3, 4, 7, «пункт управления» в соответствии с п.3.2.1 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- привести дизельную электростанцию в исправное состояние и законсервировать в соответствии с п.3.2.25 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- привести аварийные безнапорные емкости для питьевой воды в исправное и чистое состояние в защитных сооружениях гражданской обороны № 3, 4, 7, «пункт управления» в соответствии с п.п.3.2.21, 4.5.2 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- провести техническое обслуживание фильтровентиляционных установок в защитных сооружениях гражданской обороны № 3, 4, 7, «пункт управления».

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, М.Ю.Скрипко требования, с учетом уточнения поддержал, просил заявление прокурора удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Л.С.Взнуздаева в судебном заседании факт нарушения правил в области гражданской обороны не отрицала, вместе с тем, представила перспективный план по устранению указанных нарушений в течение 5 лет со ссылкой на отсутствие финансовой возможности для исполнения требования прокурора в более короткие сроки.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в иных обстоятельствах, если нарушение приобрело особое общественное значение.

Как следует из материалов дела, Первой прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при содержании и использовании 7 защитных сооружений гражданской обороны, в том числе: убежища № 3 площадью 399 кв.м, вместимостью 550 человек, убежища № 4 площадью 834,6 кв.м вместимостью 1 200 человек, убежища № 7 площадью 527 кв.м вместимостью 700 человек и «пункта управления» площадью 106 кв.м, предназначенных для укрытия наибольшей работающей смены общества, расположенных на территории АО «ЛЗОС» по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Парковая, д.1.

Данные защитные сооружения переданы администрацией г. Лыткарино Московской области для ответственного хранения и поддержания их в постоянной готовности к использованию АО «ЛЗОС» на основании договора № 1/02 от 15.11.1994.

В ходе проведения проверки были выявлены следующие нарушения Приказа МЧС России от 158.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны:

– в защитных сооружениях № № 3, 4, 7 и «пункте управления» в нарушение п.3.2.1 Приказа не соблюдены требования по обеспечению постоянной готовности ЗГ ГО к переводу его в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗГ ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций;

– в нарушение п.п. 4.3.1—4.3.6 фильтропоглотители с истекшим сроком хранения;

– в нарушение п. 3.2.11 ежегодное техническое обслуживание фильтровентиляционных установок не проводилось;

– в нарушение п. 3.2.1 не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических дверей и ставней;

– элементы инженерных систем внутри ЗС ГО окрашены не в соответствии с п.п. 3.2.10, 3.2.11 Приказа;– в нарушение п. 3.2.5 допущена окраска резиновых деталей уплотнения и резиновых амортизаторов защитно-герметических и герме6тических ворот и дверей;

– в защитном сооружении № 3 нарушена гидроизоляция ЗС ГО (п.3.2.1);

– в защитном сооружении № 4 в нарушение п. 3.2.25 дизельная электростанция не работоспособна и не законсервирована;

– в нарушение п. 3.2.21 в защитном сооружении № 4 и пункте управления аварийные безнапорные емкости для питьевой воды не освидетельствованы представителями медицинской службы.

По мнению прокурора, выявленные нарушения свидетельствуют о незаконном бездействии и ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязательств по содержанию защитных сооружений, заключающиеся в необеспечении постоянной готовности ЗС ГО к переводу их к использованию по предназначению, неисполнении возложенных на ответчика договором ответственного хранения защитных сооружений гражданской обороны.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона определена как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 9 указанного закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.

Согласно п. 3 Указа Президента Российской Федерации 11.07.2004 № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и в соответствии с положениями Приказа МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 № 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (Правила), требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.

При эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (п. 3.2.1 Правил).

На основании п. п. 1.3, 1.7 названных Правил организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт, содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.

В силу ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" разработан Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309.

Согласно п. 2 указанного Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны организации обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

На основании п. 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 организации, наряду с иными субъектами, в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Таким образом, ответчик должен исполнять принятые на себя обязательства по договору, в том числе, сохранять вышеуказанные защитные сооружения в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию, а также освежать имущество гражданской обороны и средства защиты.

Учитывая, что вышеуказанные защитные сооружения гражданской обороны находятся в состоянии, не пригодном для его использования по прямому назначению, суд находит заявление прокурора о понуждении ответчика к исполнению требований в области гражданской обороны обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке устранения выявленных нарушений, суд полагает, что он должен отвечать принципу объективной разумности и обоснованности.

Как следует из содержания представленного ответчиком Перспективного плана № 5 от 24.01.2019 по устранению нарушений, выявленных в результате проверки Первой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области, в АО ЛЗОС, на устранение выявленных нарушений требуется выполнение работ на сумму, ориентировочно, 12 340 000 рублей со сроком их выполнения до 2022 года.

Поскольку каких-либо объективных доводов в обоснование требований об устранении ответчиком выявленных нарушений именно в течение двух лет прокурором ни в исковом заявлении, ни в ходе разбирательства по делу не приведено, но при этом выявленные нарушения затрагивают интересы безопасности граждан, суд, с учетом объема производства работ согласно перспективному плану ответчика, полагает возможным в данном случае определить ответчику срок для устранения нарушений 36 месяцев.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Заявление прокурора Первой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области в интересах неопределенного круга лиц к АО «Лыткаринский завод оптического стекла» о понуждении к исполнению требований в области гражданской обороны – удовлетворить.

Обязать АО «Лыткаринский завод оптического стекла» в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по приведению убежищ № 3, 4, 7 и пункта управления, расположенных по адресу: Московская область, г.Лыткарино, ул.Парковая, д.1, в соответствие с требованиями нормативных документов, восстановлению защитных свойств убежища и обеспечению его постоянной готовности к использованию по назначению для безопасного пребывания укрываемых лиц, как в военное время:

1) обеспечить сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметический и герметических дверей и ставней защитных сооружений гражданской обороны № 3, 4, 7, «пункт управления» в соответствии с п.3.2.1 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»:

- закупить фильтры-поглотители, установить их в фильтровентиляционных установках вентиляционных установках защитных сооружений гражданской обороны № 3, 4, 7, «пункт управления» в соответствии с п.п.4.3.1-4.3.6 Приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- окрасить элементы инженерных систем внутри защитных сооружений гражданской обороны № 3, 4, 7, «пункт управления» в соответствии с п.3.2.10 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- обеспечить гидроизоляцию защитных сооружений гражданской обороны № 3, 4, 7, «пункт управления» в соответствии с п.3.2.1 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- привести дизельную электростанцию в исправное состояние и законсервировать в соответствии с п.3.2.25 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- привести аварийные безнапорные емкости для питьевой воды в исправное и чистое состояние в защитных сооружениях гражданской обороны № 3, 4, 7, «пункт управления» в соответствии с п.п.3.2.21, 4.5.2 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- провести техническое обслуживание фильтровентиляционных установок в защитных сооружениях гражданской обороны № 3, 4, 7, «пункт управления».

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Московский областной суд через Лыткаринский городской суд Московской области.

Судья              

С.А.Рязанцева

2-290/2019 ~ М-129/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Первой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
АО "ЛЗОС"
Другие
Главное управление МЧС России по Московской области
Территориальное упралвение Росимщетва по Московской области
Суд
Лыткаринский городской суд Московской области
Судья
Рязанцева Светлана Алексеевна
Дело на странице суда
litkarino--mo.sudrf.ru
01.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2019Передача материалов судье
01.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2019Судебное заседание
30.05.2019Судебное заседание
04.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2019Дело оформлено
05.07.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее