Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 июля 2023 года г. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
судьи Никитиной С.Н.,
при секретаре судебного заседания Жирухиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2305/23 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к Каримовой Ю.И. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Каримовой Ю.И. о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 4376,98 рублей, в том числе: по налогу на имущество физических лиц ОКТМО 36701310 за 2020 год в размере 1785 рублей, пени в сумме 10 рублей 05 копеек за период с 02.12.2021 по 23.12.2021, за 2019 год в размере 848 рублей, пени в сумме 25 рублей 04 копейки за период с 02.12.2020 по 16.06.2021, за 2019 год в размере 213 рублей, пени в сумме 1 рубль 20 копеек за период с 02.12.2021 по 23.12.2021, за 2018 год в размере 771 рубль, пени в сумме 11 рублей 17 копеек за период с 03.12.2019 по 11.02.2020, за 2017 год в размере 701 рубль, пени в сумме 11 рублей 52 копейки за период с 04.12.2018 по 05.02.2019, ссылаясь на то, что Каримова Ю.И. является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2017-2020 год в связи с наличием объектов налогообложения: № <адрес>; № <адрес>. В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неисполнения указанного требования налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.
Представитель административного истца МИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в административном иске просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Каримова Ю.И. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
В соответствии с главой 32 НК РФ, Решением Думы городского округа Самара от 24.11.2014 N 482 «О налоге на имущество физических лиц» должник является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место 4) единый недвижимый комплекс 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
В силу п.1,2 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет.
В силу пп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.
Подпунктами 1, 3 пункта 2 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 N 482 «О налоге на имущество физических лиц» установлена ставка налога на имущество физических лиц в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат в размере 0,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН от 08.06.2023 Каримовой Ю.И. в период 2017-2020 гг. принадлежало жилое помещение с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (с 26.05.2015 по 10.03.2020 – 228/478 доли в праве общей долевой собственности; с 10.03.2020 по 18.05.2021 – на праве собственности).
Расчет налога за 2017 год: 1019634 (налоговая база) * 0,3% (налоговая ставка) * 228/478 (доля в праве собственности) * 0,6 (коэффициент к налоговому периоду = 701 рубль.
Расчет налога за 2018 год: 1019634 (налоговая база) * 0,3% (налоговая ставка) * 228/478 (доля в праве собственности) = 1459 рублей (аналогично за период 2019 года).
Однако согласно п. 8.1 ст. 408 НК РФ в случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.
Сумма налога за 2018 год составила бы 1459 рублей, что более чем на 10% превышает сумму налога за 2017 год (701 рубль согласно налоговому уведомлению № 54268650 от 29.08.2018). В данном случае, исходя из положений п. 8.1 ст. 408 НК РФ сумма налога за 2018 год составляет 701*1,1= 771 рубль. Аналогично сумма налога за 2019 год составит 771*1,1 = 848 рублей.
Расчет налога за 2020 год: за период январь-февраль 2020 года: 1019634 * 0,3% * 228/478 * 2/12 = 243 рубля; за период март-декабрь 2020 года: 1019634 * 0,3% * 1 * 10/12 = 2549 рублей; всего 243 + 2549 = 2792 рубля.
Сумма налога за 2020 год составила бы 2792 рубля, что более чем на 10% превышает сумму налога за 2019 год (848 рублей за 228/478 доли в праве собственности за 12 месяцев 2019 года согласно налоговому уведомлению № 57399155 от 01.09.2020). В данном случае, исходя из положений п. 8.1 ст. 408 НК РФ сумма налога за 2020 год составит: за период январь-февраль 2020 года: 848*1,1 = 932,8 (за 12 месяцев), сумма налога за 2 месяца 932,8*2/12= 155 рублей; за период март-декабрь 2020 года: 848*1,1 = 932,8 (за 12 месяцев за 228/478 доли), сумма за 10 месяцев за объект в целом 932,8 / 228 * 478 * 10/12 = 1630 рублей; всего 155+1630 = 1785 рублей.
Из материалов дела следует, что налоговым органом выставлены административному ответчику: налоговое уведомление № 54268650 от 29.08.2018, в котором сообщалось о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 701 рубль в срок до 03.12.2018;
налоговое уведомление № 43551255 от 25.07.2019, в котором сообщалось о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 771 рубль в срок до 02.12.2019;
налоговое уведомление № 57399155 от 01.09.2020, в котором сообщалось о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 848 рублей в срок до 01.12.2020;
налоговое уведомление № 84723540 от 01.09.2021, в котором был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2019 год, сообщалось о необходимости доплаты налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 213 рублей в срок до 01.12.2021.
Перерасчет налога по данному налоговому уведомлению произведен налоговым органом необоснованно, поскольку налог на имущество физических лиц рассчитан, исходя из того, что на протяжении 8 месяцев 2019 года доля Каримовой Ю.И. в праве собственности на квартиру составляла 228/478, а на протяжении 4 месяцев 2019 года – 1. Однако согласно выписке из ЕГРН от 08.06.2023 квартира по адресу: <адрес> принадлежала Каримовой Ю.И. на праве собственности с 10.03.2020, до этой даты Каримовой Ю.И. принадлежали 228/478 доли в праве собственности, следовательно, налог на имущество физических лиц за 2019 год должен рассчитываться исходя из доли в праве собственности 228/478 на протяжении всех12 месяцев 2019 года.
Также Каримовой Ю.И. было направлено налоговое уведомление № 45218085 от 01.09.2021 об уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 1785 рублей в срок до 01.12.2021.
В связи с не поступлением оплаты налогов, административным истцом начислены пени и в установленный законом срок в адрес административного ответчика направлены: требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющих индивидуальными предпринимателями) № 37919 по состоянию на 06.02.2019, в котором сообщалось о необходимости уплаты недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 701 рубль, пени в размере 11,52 рублей в срок до 26.03.2019;
требование № 30369 по состоянию на 10.02.2020, в котором сообщалось о необходимости уплаты недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 771 рубль, пени в размере 11,17 рублей в срок до 24.03.2020;
требование № 45959 по состоянию на 17.06.2021, в котором сообщалось о необходимости уплаты недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 848 рублей, пени в размере 25,04 рублей в срок до 26.11.2021;
требование № 115339 по состоянию на 24.12.2021, в котором сообщалось о необходимости уплаты недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019-2020 год в размере 1998 рублей, пени в размере 11,25 рублей в срок до 16.02.2022.
Расчет пени судом проверен, является верным (л.д. 10-13).
Поскольку налоговым органом необоснованно произведен перерасчет налога за 2019 год по налоговому уведомлению № 84723540 от 01.09.2021 на сумму 213 рублей, следовательно, пени на данную сумму за период с 02.12.2021 по 23.12.2021 в сумме 1 рубль 20 копеек, включенные в требование № 115339 от 24.12.2021, также не подлежали начислению.
В материалах дела имеется подтверждение направления требований об уплате налога в адрес должника в соответствии со ст. 70 НК РФ путем направления заказной почтовой корреспонденции, а также лично (л.д. 33-34).
Поскольку общая сумма недоимки по требованиям не превысила 10000 рублей, шестимесячный срок на обращение в суд, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, исчисляется с момента истечения трехлетнего срока с даты исполения самого раннего требования, истекает 26.09.2022.
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные сумма налога и пени административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, 30.08.2022 МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №50 Советского судебного района г.Самары Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Кримовой Ю.И. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017-2020 год в размере 4318 рублей, пени в размере 58,98 рублей.
02.09.2022 мировым судьей судебного участка №50 Советского судебного района г.Самары Самарской области вынесен судебный приказ №2А-2639/22, которым взыскана указанная выше задолженность.
Определением мирового судьи судебного участка №50 Советского судебного района г.Самары Самарской области от 16.01.2023 отменен судебный приказ №2А-2639/22 от 02.09.2022.
На момент обращения к мировому судье срок обращения в суд, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, по требованиям № 37919, 30369, 45959, 115339 пропущен не был.
20.04.2023 административный истец обратился в суд с данным административным иском, что подтверждается датой в квитанции об отправке, таким образом, шестимесячный срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, предусмотренный для обращения в суд положениями п. 3 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
Поскольку налоговым органом необоснованно произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2019 год согласно налоговому уведомлению № 84723540 от 01.09.2021, а также на данную сумму начислены пени, включенные в требование № 115339 от 24.12.2021, административное исковое заявление в части требований о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 213 рублей, пени в сумме 1 рубль 20 копеек за период с 02.12.2021 по 23.12.2021 не подлежит удовлетворению.
В остальной части в связи с тем, что задолженность по налогу и пени до настоящего времени Каримовой Ю.И. не погашена, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 114 КАС РФ в доход местного бюджета г.о. Самара с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИФНС России №23 по Самарской области к Каримовой Ю.И. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.
Взыскать с Каримовой Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, ИНН №, зарегистрированной по адресу: <адрес>, паспорт серии № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, код подразделения № в пользу МИФНС России №23 по Самарской области задолженность по налогу на имущество физических лиц ОКТМО 36701310 за 2020 год в размере 1785 рублей, пени в сумме 10 рублей 05 копеек за период с 02.12.2021 по 23.12.2021, за 2019 год в размере 848 рублей, пени в сумме 25 рублей 04 копейки за период с 02.12.2020 по 16.06.2021, за 2018 год в размере 771 рубль, пени в сумме 11 рублей 17 копеек за период с 03.12.2019 по 11.02.2020, за 2017 год в размере 701 рубль, пени в сумме 11 рублей 52 копейки за период с 04.12.2018 по 05.02.2019, всего взыскать 4162 (четыре тысячи сто шестьдесят два) рубля 78 копеек. В остальной части требований отказать.
Взыскать с Каримовой Ю.И. в пользу местного бюджета г.о. Самара государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самара в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24.07.2023 года.
Судья: