Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
3 июля 2012 года город Самара
Ленинский районный суд города Самары в составе:
председательствующего судьи Дмитриевой Е.Н.,
при секретаре Ищенко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2606/12
по исковому заявлению ФИО4 к Войсковой части № внутренних войск МВД РФ, Администрации Советского района города Самары о признании незаконными действий по отказу подписать обязательство о сдаче (отчуждении) жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
………………
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары.
Председательствующий Е.Н.Дмитриева
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
3 июля 2012 года город Самара
Ленинский районный суд города Самары в составе:
председательствующего судьи Дмитриевой Е.Н.,
при секретаре Ищенко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2606/12
по исковому заявлению ФИО4 к Войсковой части № внутренних войск МВД РФ, Администрации Советского района города Самары о признании незаконными действий по отказу подписать обязательство о сдаче (отчуждении) жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Калягин В.Д. обратился в суд с иском к Войсковой части № внутренних войск МВД РФ, <адрес> о признании незаконными действий по отказу подписать обязательство о сдаче (отчуждении) жилого помещения мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ протоколом № заседания жилищной комиссии войсковой части № постановлено оставить капитана (запаса) ФИО1 на жилищном учете нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания, до получения жилого помещения, при предоставлении обязательства о сдаче жилого помещения; ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ им было направлено обязательство о сдаче (отчуждении) жилого помещения в войсковую часть и Администрацию Советского района г. Самары, для подписания данного обязательства, но письменными ответами с обеих сторон ему было отказано в подписании данного обязательства.
Считая данные действия ответчиков об отказе в подписании обязательства о сдаче жилого помещения незаконными и нарушающими его права, просит признать их таковыми и обязать войсковую часть № и Администрацию Советского района г. Самары подписать обязательство о сдаче (отчуждении) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> выполнить все действия и формальности связанные с этим обязательством; взыскать с Войсковой части № государственную пошлину в сумме <данные изъяты>
К участию в деле в качестве ответчика был привлечен Департамент управления имуществом <адрес>.
В судебном заседании Калягин В.Д. уточнил исковые требования просил признать незаконными действия Войсковой части №, Администрации Советского района г. Самары и Департамента управления имуществом г.о. Самара по отказу подписать обязательство о сдаче (отчуждении) жилого помещения – однокомнатной квартиры общей площадью 26,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, находящейся в общей долевой собственности его (Калягина В.Д.) и его сына К обязать Войсковую часть №, Администрацию Советского района г. Самары и Департамент управления имуществом подписать обязательство о сдаче жилья по указанному адресу; взыскать с ответчиков госпошлину в сумме <данные изъяты>
Представитель Войсковой части № в судебном заседании исковые требования не признал и суду пояснил, что данное обязательство войсковая часть подписать не может, поскольку квартира, в которой проживает ФИО2 является приватизированной и не является собственностью войсковой части, просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель администрации Советского района г. Самары исковые требования не признала, представив в суд письменный отзыв.
Представитель Департамента управления имуществом <адрес> в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что поскольку договор о приватизации заключался не с Департаментом управления имуществом и вопрос о расторжении данного договора не ставиться, требования ФИО2 необоснованны и просила в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, находит, что исковые требования Калягина В.Д. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
ФИО2 В.Д. ДД.ММ.ГГГГ В/частью № было предоставлено жилое помещение, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, жилой площадью 14,5 кв.м. на состав семьи 2 человека: Калягин В.Д. и сын – Калягин А.В..
Из материалов дела следует, что на основании решений Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был восстановлен в списках очередников на улучшение жилищных условий в/ч № с датой ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 5599 от ДД.ММ.ГГГГ капитан (запаса) Калягин В.Д. оставлен на жилищном учете нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания до получения жилого помещения соответствующей площади, при предоставлении обязательства о сдаче жилого помещения вопрос должен быть пересмотрен на заседании комиссии.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела решением Ленинского районного суда от 24 ноября 1998 года Калягин В.Д. был восстановлен в списках очередников на улучшение жилищных условий в в/ч 5599 с датой 12.02 1986 г.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ Войсковая часть № была обязана восстановить ФИО2 В.Д. в очереди на получение жилья согласно списку очередности с ДД.ММ.ГГГГ. Из указанного решения суда следует, что ФИО2 проживал в двухкомнатной квартире с женой и двумя детьми. Брак между супругами ФИО2 был расторгнут, ФИО2 В.Д. отказался от жилого помещения в пользу жены и детей. ФИО2 стал проживать вместе с отцом в общежитии Самарского речного техникума.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было предоставлено жилое помещение как нуждающемуся в жилом помещении в виде однокомнатной квартиры с жилой площадью 14,5 кв.м., при этом он был оставлен в очереди на улучшение жилищных условий, поскольку при предоставлении квартиры ФИО2 не были соблюдены нормы предоставления.
Как следует из договора передачи квартир в собственность граждан №от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между <адрес> и ФИО2 ФИО5 и ФИО3, Администрация передала ФИО2, а ФИО2 приняли в собственность занимаемую однокомнатную <адрес>.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес> находится в общей долевой собственности по 1/2 доле у ФИО4 и ФИО3.
Пункт 1.2 Порядка обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц (утвержденный Постановлением правительства Самарской области от 8 июня 2011 года за № 266) устанавливает, что учет и обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований и городских округов в Самарской области, наделенными соответствующими полномочиями Законом Самарской области "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" (далее - органы местного самоуправления).
Из пункта 1.12 указанных Правил следует, что обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность подписывается всеми совершеннолетними членами семьи гражданина, уволенного с военной службы. Исполнение этого обязательства должно осуществляться гражданами, уволенными с военной службы, в 2-месячный срок после перечисления им средств социальных выплат или предоставления им жилых помещений.
На основании п. 4 ст. 45 Устава городского округа Самара от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В соответствии с п.п. 4 п. 2.3. Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара» муниципальное имущество городского округа Самара образуется за счет имущества, передаваемого физическими или юридическими лицами безвозмездно в муниципальную собственность городского округа Самара.
Таким образом, исходя из вышеизложенного суд полагает, что требования истца заявленные к Войсковой части № 5590 и Администрации Советского района г. Самары о признании их действий об отказе подписать обязательство о сдаче истцом жилого помещения являются необоснованными, поскольку из вышеизложенного следует, что ни войсковая часть, ни Администрация Советского района г. Самары, не наделены полномочиями по принятию, находящегося в собственности истца жилого помещения.
Требования истца заявляемые к Департаменту управления имуществом г.о. Самары о признании незаконными действий об отказе подписать обязательство о сдаче жилого помещения и обязании подписать обязательство о сдаче (отчуждении) жилого помещения по мнению суда также являются необоснованными, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ФИО2 обращался к Департаменту с заявлением о передаче, принадлежащей ему на праве собственности квартиры, в муниципальную собственность в установленном законом порядке, а кроме того Правила обеспечения жилыми помещениями граждан уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц предусматривает как порядок так и сроки безвозмездного отчуждения жилого помещения находящегося в собственности граждан.
При указанных обстоятельствах, требования Калягина В.Д. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары.
Председательствующий подпись Е.Н.Дмитриева
Копия верна Судья