УИД №
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Соликамск 03 декабря 2019 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Новиковой О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Черных Е.А.,
с участием
истца Григорьева Н.Г.,
представителя истца Григорьевой М.Я.,
представителя ответчика Шушаковой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамск гражданское дело по иску Григорьева НГ к ОМВД России по Соликамскому городскому округу признании права на получение единовременной социальной выплаты, восстановлении в очереди,
у с т а н о в и л:
Григорьев Н.Г. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указал, что является подполковником милиции в отставке, пенсионером и ветераном МВД России, <данные изъяты> вследствие боевых действий, на основании протокола жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Соликамский» № от 25.02.2003 года был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий с женой Григорьевой М.Я. и тремя детьми: дочь ГЕН, сыновья ГАН и ГГН Дочь ГЕН снялась с регистрации 26.08.2004 года в связи со сменой места жительства и выездом в другой регион России.
С момента постановки на учет до настоящего времени истец с супругой и сыном ГГН проживают и зарегистрированы в <данные изъяты> квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <...>, которая принадлежит на праве собственности в равных долях супруге Григорьевой М.Я. и сыну ГГН
Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Соликамский» от 29.12.2018 года Григорьев Н.Г. снят с учета очередников МО МВД России «Соликамский» ввиду отсутствия нуждаемости в социальной выплате. С данным решением не согласен, считает его необоснованным и незаконным, поскольку старший сын ГАН проживает отдельно с 2006 года, совместного хозяйства с родителями не ведет, фактически не является членом семьи истца, его супруги Григорьевой М.Я. и его сына ГГН, с 2006 года состоит в браке и проживает со своей семьей отдельно от родителей в приобретенной частично за счет собственных средств, частично за счет заемных средств квартире по <...>. ГАН зарегистрирован в квартире, принадлежащей Григорьевой М.Я. и ГГН лишь формально.
Полагает, что жилищные органы ОМВД России «Соликамский» необоснованно пришли к выводу о том, что истец и члены его семьи обеспечены жильем с учетом жилой площади, принадлежащей его старшему сыну ГАН, с совокупной площадью <данные изъяты> кв.м, поскольку ГАН ни истца, ни членов его семьи в принадлежащую ему квартиру не вселял, соглашение, определяющее их право на пользование и владение квартирой, не заключал. На истца и каждого члена его семьи приходится менее учетной нормы в <данные изъяты> кв.м, установленной Федеральным законом, что свидетельствует о нуждаемости истца в единовременной социальной выплате для приобретения или строительства жилого помещения.
С учетом изменений исковых требований на основании статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец просил отменить решение по протоколу № от 29.12.2018 года заседания ЖБК МО МВД России «Соликамский» о снятии с учета очередников сотрудников МО МВД России «Соликамский», нуждающихся в улучшении жилищных условий, в отношении подполковника в отставке Григорьева Н.Г. и членов его семьи в составе 4 человек (он, супруга, сын, сын); восстановить подполковника милиции в отставке Григорьева Н.Г., пенсионера МВД России и членов его семьи в составе 4-х человек (он, супруга, сын, сын) в очереди сотрудников МО МВД России «Соликамский», нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец Григорьев Н.Г. в судебном заседании измененные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что его старший сын ГАН перестал быть членом его семьи, проживает длительное время со своей семьей отдельно от родителей в своей квартире, при этом сохраняет регистрацию в квартире жены и сына ГГН, право пользования данной квартирой не утратил.
Представитель истца Григорьева М.Я., действуя по доверенности, в судебном заседании измененные исковые требования поддержала, пояснив, что ГАН не является членом семьи истца, считает его утратившим право пользования жилым помещением, принадлежащем ей и её сыну ГГН, однако соответствующего судебного акта не имеет.
Представитель ответчика ОМВД России по Соликамскому городскому округу Шушакова О.Д., действуя на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения измененных исковых требований, полагая, что оспариваемое решение является законным и обоснованным. Жилищно-бытовой комиссией было установлено, что сын заявителя ГАН, являющийся членом семьи истца и признанный вместе с ним нуждающимся в улучшении жилищных условий, в июле 2013 года приобрел в собственность жилое помещение, не поставив об этом в известность жилищный орган, и, сохранив тем самым за собой вместе с истцом и другими членами семьи право состоять на жилищном учете. Считала, что жилищно-бытовой комиссией в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации обоснованно была учтена принадлежащая ГАН квартира для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МВД России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее представил в материалы дела отзыв и дополнения к отзыву, в которых просил в удовлетворении исковых требований Григорьеву Н.Г. отказать, приводя доводы, аналогичные доводам ответчика по делу.
Заслушав истца и его представителя, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Обеспечение права каждого на жилище (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 части 2 и 3).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
На основании положений статьи 11 Закона Пермской области от 30.11.2005 года № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» орган, осуществляющий принятие на учет граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, обязан производить перерегистрацию поставленных на учет граждан не реже чем 1 раз в два года для подтверждения обоснованности нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также при наступлении очереди граждан на получение жилых помещений.
Перерегистрация осуществляется в следующем порядке:
- при отсутствии изменений за истекший период в документах, послуживших основанием для постановки на учет, граждане дают расписку, подтверждающую неизменность ранее представленных ими сведений;
- при наличии изменений за истекший период в документах, послуживших основанием для постановки на учет, граждане представляют документы в соответствии с перечнем, установленным статьей 6 настоящего Закона, с учетом произошедших изменений.
Орган, осуществляющий принятие на учет, проводит проверку обоснованности отнесения граждан к нуждающимся в жилых помещениях.
При выявлении оснований для снятия с учета граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений или до выявления оснований для снятия с учета.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1).
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части (часть 2).
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 г. давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Постановлением Администрации города Соликамска от 30.05.2014 года № 979-па «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Соликамского городского округа» (действовавшим на момента принятия оспариваемого решения) установлена учетная норма площади жилого помещения для целей принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 10 кв.м общей площади на одного члена семьи.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Григорьев Н.Г. проходил службу в органах внутренних дел в период с 1976 года по 2003 год. Уволен приказом ГУВД Пермской области от 27.11.2003 № л/с <данные изъяты>
На основании решения ЖБК УВД г. Соликамска от 25.02.2003 Григорьев Н.Г., в составе семьи: он, супруга и трое детей поставлены на учет на улучшение жилищных условий, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В 2004 году дочь истца ГЕН снята с регистрационного учета в связи со сменой места жительства.
С момента постановки на учет и до настоящего времени истец с супругой и обоими сыновьями зарегистрированы по адресу: <...>, которая принадлежит на праве собственности в равных долях супруге истца – Григорьевой М.Я., сыну –ГГН, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, копии которых представлены в материалы дела.
В 2012 году, 2013 году, 2017 году, 2018 году Григорьевым Н.Г. были представлены расписки в жилищно-бытовую комиссию МО МВД России «Соликамский» о неизменности ранее представленных сведений.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.07.2013 года сыну истца ГАН на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <...>, <...>, где с 16.07.2013 года зарегистрированы члены семьи сына истца ГАН: супруга ГИВ, сын ГАА, дочь ДГА
Общая площадь жилых помещений с 08.07.2013 года составляет <данные изъяты> кв.м, следовательно, на каждого члена семьи истца приходится по <данные изъяты> кв.м.
29.12.2018 года решением Жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Соликамский», оформленным выпиской из протокола №, Григорьев Н.Г. с семьей в составе 4 человек (он, супруга, сын, сын) снят с жилищного учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 12 кв.м.
Истец и его представитель, оспаривая данное решение, приводят доводы о необоснованном учете жилого помещения, принадлежащего их сыну ГАН, который с момента вступления в брак перестал быть членом их семьи и утратил право пользования жилым помещением, принадлежащим Григорьевой М.Я. и ГГН
В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Однако, в материалы дела истцом и его представителем в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено достоверных доказательств, что ГАН не является членом семьи истца; как член семьи, законно вселенный в жилое помещение, утратил право пользования данным жилым помещением.
Доводы истца о том, что его самого и членов его семьи ГАН в принадлежащую ему квартиру не вселял, соглашение, определяющее их право на пользование и владение квартирой, не заключал, в данном случае правового значения не имеют, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания решения Жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Соликамский» от 29.12.2018 года незаконным, в связи с чем отмене данное решение не подлежит, следовательно, отсутствуют основания для восстановления истца Григорьева Н.Г., пенсионера МВД России и членов его семьи в составе 4-х человек (он, супруга, сын, сын) в очереди сотрудников МО МВД России «Соликамский», нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Отказать Григорьеву НГ в удовлетворении исковых требований об отмене решения по протоколу № от <дата> заседания жилищно-бытовой комиссии МО МВД России «Соликамский» о снятии с учета очередников сотрудников МО МВД России «Соликамский», нуждающихся в улучшении жилищных условий, в отношении подполковника в отставке Григорьева НГ и членов его семьи в составе 4 человек (он, супруга, сын, сын) и в восстановлении подполковника милиции в отставке Григорьева НГ, пенсионера МВД России и членов его семьи в составе 4-х человек (он, супруга, сын, сын) в очереди сотрудников МО МВД России «Соликамский», нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (09.12.2019 года).
Судья О.В. Новикова