Дело № 2-166/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 мая 2017 года г. Очер Пермского края
Очерский районный суд Пермского края
под председательством судьи Петуховой О.В.,
при секретаре Носковой Н.Ф.,
с участием: прокурора Щипицыной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению №1 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда,
установил:
Прокурор Очерского района Пермского края, в интересах ФИО1, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обратился в суд с исковым заявлением о возложении, в силу ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6 Закона Пермской области от 29. 12. 2004г «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8.1 Закона Пермского края «О специализированном жилищном фонде Пермского края» и других подзаконных актов, на Правительство Пермского края и Межрайонное территориальное управление № 1 Министерства социального развития Пермского края (МТУ №1 Минсоцразвития Пермского края) обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства, общей площадью не менее 33 кв.м., на территории Очерского муниципального района Пермского края, либо с согласия истца на территории Пермского края, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на строительство жилья на указанные цели. В обоснование заявленных требований указал, что на основании постановления главы администрации Очерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 был включена в список детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. Согласно решения комиссии МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края Отдела по Очёрскому муниципальному району ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия.
Правительство Пермского края, Межрайонное территориальное управление №1 Министерства социального развития Пермского края, Министерство социального развития Пермского края и Министерство строительства и ЖКХ Пермского края, Государственное казенное учреждение Пермского края «Управления жилыми помещениями для детей сирот специализированного жилого фонда» просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Правительство Пермского края, ссылаясь на Постановление Правительства Пермского края от 09. 09. 2013г №1194-п, которым утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещения, указывает на то, что свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительством края исполнены путем разработки соответствующего порядка предоставления жилья данной категории лиц. Помимо этого, в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Правительства Пермского края от 09. 09. 2013г №1194-п предусмотрено предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на территории субъекта РФ, т.е. на территории всего Пермского края, в связи с чем полагают, что требования прокурора о предоставлении ФИО1 жилого помещения на территории Очерского района Пермского края удовлетворению не подлежат и просят отказать в удовлетворении заявленных требований.
Министерство социального развития Пермского края так же просит отказать в удовлетворении иска, указывая на то, что в соответствии с действующим законодательством в области дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внеочередное предоставление жилого помещения ФИО1 нарушит права других лиц, включенных в список раньше истца и обладающих одинаковыми с ним правами, что, в силу ч.3 ст. 17 Конституции РФ, является недопустимым. Так же указывают на то, что Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с действующим законодательством управление осуществляет лишь формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Межрайонное территориальное управление №1 Министерства социального развития Пермского края в отзыве на иск указали, что свои обязательства в части реализации права ФИО1 они исполнили, путем включения его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с этим соответчиком по данному делу являться не могут.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, поскольку решением Очерского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, его мать ФИО4 лишена родительских прав (л.д.22); сведения об отце внесены на основании заявления матери, что подтверждается справкой о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23).
На основании постановления главы администрации Очерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении граждан в список лиц, имеющих право на получение жилья», ФИО1 был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении (л.д.17).
Согласно решения комиссии МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края Отдела по Очёрскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании сведений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (л.д. 11,12), сведений МУП «Верещагинское бюро технической инвентаризации» (л.д.18-20), права на недвижимое имущество за ФИО1, ФИО4не зарегистрированы.
В настоящее время, ФИО1 является <данные изъяты> и был временно зарегистрирован, до ДД.ММ.ГГГГ, по месту пребывания по <адрес> (л.д.8,9).
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).
Как указано частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 №147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Предоставление жилых помещений данной категории лиц осуществляется при условии, что лицо проживает в Пермском крае; не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 «Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
По смыслу вышеуказанных норм социальная гарантия по предоставлению жилья должна быть обеспечена по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Регистрации по постоянному месту жительства ФИО1 не имеет. Вместе с тем, в очередь на получение жилья он был включен на территории Очерского муниципального района (л.д.16), где и проживал ранее (л.д.22), а затем <адрес> (л.д.21).
В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 3 Закона Пермского края от 07.09.2007 №107-ПК (ред. от 29.02.2012 г.) "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края. Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. №1194-п фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений.
Таким образом, требования прокурора о предоставлении ФИО1 жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения основаны на законе и подлежат удовлетворению, но с возложением такой обязанности на Правительство Пермского края, поскольку нормами действующего законодательства в области обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, территориальные органы Министерства социального развития не наделены полномочиями по предоставлению жилья, а лишь осуществляют формирование соответствующих списков.
Доводы Министерства социального развития Пермского края о нарушении прав других лиц, имеющих наравне с ФИО1 право на получение жилья из специализированного жилого фонда, в случае удовлетворения заявленных требований, являются несостоятельными.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 указанного Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В силу п. 19 ч.1 ст.333. 36 Налогового Кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░1, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░