Дело № 2-248/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Канск Красноярского края 29 августа 2012 года
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Беликова С.В.,
при секретаре - Манерной И.В.,
с участием:
- представителя истца - Машталлера В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярощук <данные изъяты> к МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Канского района Красноярского края" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Ярощук И.С., в лице своего представителя Машталлера В.В., обратился в суд с иском к МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>", в котором просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, общей площадью 28,0 кв.м. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец от ЗАО "Зеленолужское" получил квартиру, общей площадью 28,0 кв.м., расположенную по указанному. Однако. между собственником жилья и истцом не был заключен договор социального найма жилого помещения. В настоящее время в указанной квартире проживает и зарегистрирован только истец и он решил приватизировать жилье, в котором проживает. Своим правом на приватизацию жилья истец ранее не пользовался. Квартира, в которой истец проживает, не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации. В связи с чем, истец обратился к ответчику Однако руководитель МКУ "КУМИ администрации Канского района" отказал приватизации квартиры, мотивируя тем, что в реестре муниципального образования Канского района жилое помещение, в котором проживает истец, не значится. В связи с чем, по мнению МКУ "КУМИ администрации Канского района" разрешить приватизацию данного жилого помещения не представляется возможным.
Данное помещение принадлежало ЗАО "Зеленолужское" и было предоставлено истцу на законных основаниях. Однако свои права на жилое помещение в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ЗАО "Зеленолужское" не зарегистрировало. В последствии ЗАО "Зеленолужское" было реорганизовано, а все права на жилье переданы не были, т.е. процедура передачи жилого помещения в муниципальную собственность не была соблюдена.
Несмотря на отказ МКУ "КУМИ администрации Канского района", истец считает, что он обладает правом на получение в собственность занимаемого жилого помещения в порядке приватизации.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по изложенным в иске доводам, суду пояснил, что истцу данную квартиру предоставил совхоз, который потом стал ЗАО "Зеленолужское". В настоящее время ЗАО "Зеленолужское" ликвидировано, квартира в муниципальную собственность не передана.
Представитель ответчика МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Канского района Красноярского края" в судебное заседание не явился, направил в суд заявление в котором согласились с исковыми требованиями, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Представитель третьего лица администрация Чечеульского сельсовета в судебное заседание не явился, в своем ходатайстве просил дело рассмотреть в его отсутствие, против иска не возражал.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда РФ" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Статья 2 названного Закона предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - личное подсобное хозяйство, общей площадью 1100 кв.м., по адресу <адрес>. На данном земельном участке расположена квартира, которую истец получил от сельскохозяйственной организации "Зеленолужское" в 1979 году.
Согласно выписке из домовой книге Ярощук <данные изъяты>, зарегистрирован в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанное жилое помещение в реестре муниципального образования Канский район не значится. Сведения о вышеуказанном объекте капитального строительства в Едином государственном реестре по Красноярскому краю отсутствуют.
То есть, в настоящее время не имеется возможности передать спорную квартиру в собственность истца, так как постановлением администрации Канского района Красноярского края от 18.06.1999 сельскохозяйственное товарищество с ограниченной ответственностью "Зеленолужское" ликвидировано на основании определения Арбитражного суда Красноярского края, дело № А 33-13/97 - СЗ (б) от 28.05.1999., а спорное жилое помещение в муниципальную собственность Чечеульского сельсовета не передано.
Приведенные обстоятельства подтверждаются копией паспорта Ярощук И.С., справкой администрации Чечеульского сельсовета от 03.04.2012 года № 308, выпиской из домовой книги от 03.04.2012, уведомлением об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений от 27.01.2012, справкой МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Канского района Красноярского края" от 06.03.2012 № 46, постановлением администрации Канского района Красноярского края от 18.06.1999 "О ликвидации сельскохозяйственного товарищества с ограниченной ответственностью "Зеленолужское", техническим паспортом жилого помещения по состоянию на 09.02.2012, свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок 24 ЕК № 300243.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 24 августа 1993 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с последующими изменениями), решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ (в редакции от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона, поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
После реорганизации совхоза жилищный фонд совхоза в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1, независимо от того на чьем балансе он находится, передается в муниципальную собственность городов и районов. Однако спорная квартира оказалась не переданной в муниципальную собственность, что является нарушением права истца на бесплатное приобретение в собственность квартиры в порядке приватизации.
По смыслу Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Поскольку государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно и обеспечивает реализацию этого права.
Следовательно, если жилое помещение, предоставленное гражданам по договору социального найма, фактически не передано в муниципальную собственность, то право собственности на указанное жилое помещение может быть признано за гражданином в судебном порядке.
Отсутствие документов о принятии жилых помещений в муниципальную собственность не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателей жилого помещения по договору социального найма, не может служить основанием к отказу в иске и ущемлению конституционных прав граждан, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, за истцом подлежит признанию право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ярощук И.С. удовлетворить.
Признать за Ярощук <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженцем <адрес>, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу <адрес>, общей площадью 28,0 кв.м., жилой площадью 20,2 кв.м.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий С.В. Беликов