Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-546/2014 ~ М-467/2014 от 20.06.2014

Дело № 2 – 546

18 августа 2014 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Шумихинский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Леоновой Л.А.

при секретаре Двизовой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумиха 18 августа 2014 года

гражданское дело по иску ТО Управления Роспотребнадзора *** в интересах неопределенного круга лиц к Администрации *** сельсовета *** о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по приведению водоснабжения в соответствии с требованиями санитарных правил,

У С Т А Н О В И Л :

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора *** ( далее – Территориальный отдел) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации *** сельсовета *** о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по приведению водоснабжения в соответствии с требованиями санитарных правил.

В ходе рассмотрения дела истец изменил исковые требования, указывая, что специалистами Территориального отдела в <Дата> проведена плановая выездная проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации водопровода и водопроводных сооружений ( скважины) ***, *** и обеспечения населения питьевой водой на территории муниципального образования *** сельсовет.

Питьевой водой из водопроводов в ***, *** пользуется население этих деревень. Кроме того, вода из скважины поступает в социально – значимые объекты – фельдшерский пункт *** и группу кратковременного пребывания *** детского сада.

В ходе проведенной проверки было установлено, что:

1. Проект зон санитарной охраны источников водоснабжения на водопроводах ***, *** отсутствует, что не соответствует требованиям п.п. 1.4,1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 « Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; п.2.4 СП 2.1.5.1059-01 « Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».

2. Территория зоны санитарной охраны первого пояса скважины, подающей питьевую воду населению ***, частично ограждена, что не соответствует п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 « Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

По выявленным нарушениям Администрации *** сельсовета было выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил № *** от <Дата>.

В отношении должностного лица – главы *** сельсовета было возбуждено дело об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ, вынесено постановление по делу об административном правонарушении в виде штрафа.

<Дата> проведена проверка предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил № *** от <Дата>, пункты 1,2 предписания не выполнены, проект зон санитарной охраны источников водоснабжения на водопроводах ***, *** отсутствует. Территория зоны санитарной охраны первого пояса скважины, подающей питьевую воду населению *** не огорожена.

В соответствии со ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические ( профилактические) мероприятия.

Ст. 19 вышеуказанного закона устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. Так, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил на объектах централизованного и нецентрализованного водоснабжения создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний ( отравлений).

Упомянутые выше источники централизованного водоснабжения ( водопровод в ***, ***) расположены на территории муниципального образования *** сельсовет ***.

В силу ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.4 ст. 6 Устава *** сельсовета ***, организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения.

Администрацией *** сельсовета не решены вопросы по организации водоснабжения населения ***, *** в соответствии с установленными санитарным законодательством РФ требованиями, что создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку могут повлечь вспышки массовых инфекционных заболеваний, отравлений.

Территориальный отдел просит признать незаконным бездействие Администрации *** сельсовета *** по эксплуатации и содержанию водопровода ***, ***, а также по обеспечению соответствия питьевой воды из водопровода ***, ***. Обязать Администрацию *** сельсовета *** обеспечить содержание водопровода ***, ***, соответствие питьевой воды из водопроводов ***, *** в соответствие с требованиями законодательства РФ: разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения ***, ***; огородить территорию зоны санитарной охраны первого пояса скважины, подающей питьевую воду населению ***.

Представитель истца – ТО Управления Роспотребнадзора ***Иванова Н.Г. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – глава Администрации *** сельсовета Забродин А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что водопровод не является собственностью сельсовета. Ограждение территории водонапорной башни будет сделано после ее ремонта. Разработка проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения требует больших денежных средств. Кроме того, сельсовет не может заниматься хозяйственной деятельностью.

Судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация ***.

3 лицо – Администрация *** извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о вручении судебной повестки.

Выслушав доводы участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 2 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических ( профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические ( профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических ( профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Статьей 19 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002г. № 10, утверждены Санитарные правила и нормы « Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами ( далее Правила).

В соответствии с п. 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.

Указанными Правилами обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, возлагается на организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения.

Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально ( п.1.11 Правил).

П.3.2.1.1. этих же Правил предусмотрено, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, огорожена и обеспечена охраной.

Согласно п. 2.4 Санитарных правил СП 2.1.5.1059-1 « Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 16.10.2001г., система мер, обеспечивающих санитарную охрану подземных вод, предусматривает, в том числе организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны ( ЗСО) источников централизованного питьевого водоснабжения и округов санитарной ( горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Судом установлено, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что на территории *** сельсовета *** : в ***, *** водоснабжение населения данных деревень осуществляется из водопроводного сооружения ( скважины) в отсутствие документов, подтверждающих разработку проекта зоны санитарной охраны указанного источника водоснабжения. Питьевой водой из водопроводов в ***, *** пользуется население, здравпункт в ***, группа кратковременного пребывания *** детского сада.

Специалистами Территориального отдела в <Дата> проведена плановая выездная проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации водопровода и водопроводных сооружений ( скважины) ***, *** и обеспечению населения питьевой водой на территории муниципального образования *** сельсовет.

В ходе проведенной проверки установлено, что проект зон санитарной охраны источников водоснабжения на водопроводах ***, *** отсутствует, а также территория зоны санитарной охраны первого пояса скважины, подающей питьевую воду населению *** не огорожена, что не соответствует действующему законодательству.

Согласно акту приема-передачи объектов из собственности муниципального образования « ***» *** в собственность муниципального образования « *** сельсовет» *** от <Дата>, в собственность *** сельсовета передан водопровод в ***, водопровод в ***, водохранилище и гидротехническое сооружение в ***.

Администрацией *** сельсовета водопровод и водопроводные сооружения ( скважина) не передавались на обслуживание эксплуатационной организации.

<Дата> Территориальным отделом в адрес Администрации *** сельсовета выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил № ***.

Постановлением № *** по делу об административном правонарушении от <Дата>, глава Администрации *** сельсовета привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

<Дата> Территориальным отделом проведена проверка выполнения предписания № *** от <Дата>, пункты 1,2 предписания не выполнены, проект зон санитарной охраны источников водоснабжения на водопроводах ***, *** отсутствует. Территория зоны санитарной охраны первого пояса скважины, подающей питьевую воду населению *** не огорожена.

Федеральным законом от 27.05.2014г. № 136-ФЗ внесены изменения в ст. 14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу п.3, 4 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,10,12,14,17,19 и т.д.

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Таким образом, пункт 4 ч.1 ст. 14 гласящий о том, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к полномочиям муниципального района.

Однако, согласно п. 5 ст. 4 ФЗ от 27.05.2014г. № 126-ФЗ « О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона « Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( с изменениями и дополнениями), до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, в силу п.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ ( старая редакция), п.4 ст. 6 Устава *** сельсовета ***, организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения.

С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Доводы представителя ответчика о том, что сельсовет не может заниматься хозяйственной деятельностью и водопровод не является собственностью *** сельсовета, суд находит необоснованными.

Согласно п.1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах правового пояса зон санитарной охраны должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.

Как следует из п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемыми настоящими СанПиН, в том числе требований п.1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 об обязательной разработке зон санитарной охраны водопроводных скважин.

Из материалов дела следует, что водопровод ***, *** МО « ***» передан в собственность *** сельсовета, Администрацией *** сельсовета вышеуказанный водопровод не передан на обслуживание организации, которая бы занималась его обслуживанием и эксплуатацией.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд:

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора *** удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации *** сельсовета *** по организации эксплуатации и содержанию водопровода ***, ***, а также организации обеспечения соответствия питьевой воды из водопровода ***, *** требованиям санитарных норм и правил.

Обязать Администрацию *** сельсовета *** организовать содержание водопроводов ***, ***, а также соответствие питьевой воды из водопроводов ***, *** в соответствие с требованиями законодательства РФ:

- организовать разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевой назначения ***, ***;

- организовать ограждение территории зон санитарной охраны первого пояса скважины, подающей питьевую воду населению ***.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд.

Судья: Л.А.Леонова

2-546/2014 ~ М-467/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ТО Управление Роспотребнадзора
Ответчики
Администрация Каменского с/с
Суд
Шумихинский районный суд Курганской области
Судья
Леонова Л.А.
Дело на странице суда
shumihinsky--krg.sudrf.ru
20.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2014Передача материалов судье
20.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2014Судебное заседание
04.08.2014Судебное заседание
15.08.2014Судебное заседание
18.08.2014Судебное заседание
18.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее