Дело №2-1289/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2015 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Петровой И.И.,
при секретаре Акимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой Т.В. к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» о взыскании денежной компенсации за проезд,
УСТАНОВИЛ:
Истица Николаева Т.В. обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании расходов по проезду к месту лечения и обратно в общей сумме 10 645руб., в обоснование указав следующее.
По направлению на ВМП дочь истицы - К.Д.К., находилась на стационарном лечении в Больница в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. После проведения оперативного лечения в ДД.ММ.ГГГГ Больница им в ДД.ММ.ГГГГ необходимо было вернуться домой.
Для проезда на лечение и обратно истицей были приобретены билеты (железнодорожный транспорт: № на ДД.ММ.ГГГГ. стоимость -3736 руб., серия № на ДД.ММ.ГГГГ. стоимость - 1306,1 руб. и билеты № на ДД.ММ.ГГГГ. стоимость - 4152 руб., № стоимостью – 1451,5 руб.).
При обращении в соцзащиту истице не выдали спецталоны на проезд, а по возвращении из Москвы не приняли документы на компенсацию денежных затрат на проезд. Отказ в принятии документов был мотивирован тем, что федеральным законодательством не предусмотрена компенсация самостоятельно приобретенных билетов.
Считает, что если ей для выезда не были предоставлены спецталоны на приобретение бесплатных билетов для проезда к месту лечения и обратно, не обеспечен бесплатный проезд, то это не ее вина, а недоработка Министерства и Учреждения, которым переданы полномочия в части обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением.
На основании изложенного истица и обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования, привела в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске, дополнительно суду пояснила следующее. Ее дочери необходимо было уже ДД.ММ.ГГГГ. прибыть в Больница для прохождения лечения и проведения операции. Билеты истицей были приобретены где-то в конце ДД.ММ.ГГГГ. за свой счет, поскольку органы соцзащиты не выдали ей спецталон на приобретение бесплатных билетов из-за отсутствия госконтракта. Обратно ей билеты заказал ее бывший супруг по Интернету где-то ДД.ММ.ГГГГ., поскольку ее дочь выписывали ДД.ММ.ГГГГ. Были ли на тот момент билеты на другие поезда, следующие до г.Ульяновска, истица не знает.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о дне рассмотрения дела извещался.
Выслушав истицу, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что несовершеннолетняя дочь истицы Николаевой Т.В. – К.Д.К., ДД.ММ.ГГГГ является ребенком-инвалидом, дата переосвидетельствования- ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. дочь истицы – К.Д.К. находилась на лечении в Больница что подтверждается выписками из истории болезни.
Истице как законному представителю К.Д.К. выдан талон № на получение специальных талонов на проезд к месту лечения.
Как установлено в ходе рассмотрения дела специальный талон на проезд к месту лечения истице выдан не был.
Согласно проездным документам стоимость проезда ребенка истицы и самой истицы как сопровождающего ребенка-инвалида к месту лечения и обратно составила 10 645 руб., что подтверждается проездными билетами.
ДД.ММ.ГГГГ. истица обратилась в органы социальной защиты с заявлением о возмещении затрат на проезд к месту лечения и обратно. В возмещении понесенных затрат было отказано.
По мнению суда, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично в связи со следующим.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.13 указанного Федерального закона оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии со ст.6.2 «Федерального закона №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» истица имеет право на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно как сопровождающее ребенка-инвалида лицо.
Порядок предоставления этой меры социальной защиты с 2014 года на территории Ульяновской области урегулирован Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.12.2013г. №620-П «О порядке осуществления части переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», которое вступило в силу 05.01.2014г.
Так, согласно Приложению №6 к указанному постановлению Правительства области «Порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» предоставление социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда гражданам на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, с организациями транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные междугородные пассажирские перевозки, в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 5 данного Приложения №6 предоставление гражданам бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется путем предоставления специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее - специальный талон) или именных направлений на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление).
Согласно пункта 7 Приложения №6 обеспечение граждан специальными талонами или именными направлениями осуществляется Ульяновскими областными государственными казенными учреждениями социальной защиты населения Ульяновской области по месту жительства.
В соответствии с п.п. «в» п.8 Приложения №6 для получения специального талона или именного направления для обеспечения бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно гражданин либо его уполномоченный, законный представитель обращаются в УОГКУСЗН с соответствующим заявлением по форме, утвержденной уполномоченным органом:
паспорта либо другого документа, удостоверяющего личность и место жительства гражданина на территории Ульяновской области;
талона N 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи;
направления на высокотехнологичную медицинскую помощь, выданного исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере здравоохранения;
выписки из медицинской организации о прохождении лечения;
документа уполномоченного, законного представителя гражданина, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации его личность и подтверждающего его полномочия.
Согласно п. 11 Приложения №6 УОГКУСЗН в течение 10 дней с даты регистрации заявления письменно уведомляет гражданина о принятом решении для предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно на почтовый адрес (электронный адрес).
Пункт 12 Приложения №6 предусматривает основаниями для отказа в предоставлении бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно являются:
а) отсутствие данных о регистрации гражданина на территории Ульяновской области;
б) отсутствие и (или) истечение срока действия направления на высокотехнологичную медицинскую помощь, выданного исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере здравоохранения;
в) отсутствие талона N 2 на получение специальных талонов или именных направлений на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи, выданного исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере здравоохранения;
г) отсутствие права на получение социальных услуг, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";
д) отказ от набора социальных услуг, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", на очередной финансовый год;
е) неполное заполнение формы заявления на предоставление санаторно-курортного или амбулаторно-курортного лечения (для граждан, обратившихся по электронным каналам связи посредством Портала).
Решение об отказе в предоставлении бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.
Приказом Минздравцосразвития России от 29.12.2004 №328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, предусматривающий норму о том, что для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе, фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности (пункт 4.2.).
Как пояснила истица в судебном заседании, спецталон органы соцзащиты ей для приобретения проездных билетов на железнодорожном транспорте для поездки на лечение дочери не выдали на том основании, что государственный контракт с перевозчиком заключен не был (такой контракт был заключен только 01.02.2015г.). Также истице отказано в компенсации понесенных ею расходов на проезд к месту лечения и обратно в виду изменения порядка предоставления такой услуги с 2014г.
Между тем, суд считает данный отказ незаконным, поскольку право ребенка истицы вместе с сопровождением на предоставление бесплатного проезда к месту лечения и обратно, предусмотрено вышеназванными федеральными законами и не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела.
То обстоятельство, что к моменту поездки (ДД.ММ.ГГГГ.) не был заключен государственный контракт с железнодорожным перевозчиком и поэтому истице не выданы спецталоны для бесплатного приобретения билетов, не является основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании фактически понесенных истицей в связи с невыдачей спецталонов на приобретение проездных билетов, поскольку невыезд ребенка истицы на лечение в определенное установленное врачами время могло бы негативно сказаться на его здоровье, что является недопустимым.
Таким образом, по мнению суда, истица в данном случае имеет право на возмещение понесенных ею расходов на проезд к месту лечения и обратно.
Между тем, при определении денежной суммы, подлежащей компенсации, суд исходит из следующего.
Истицей представлены билеты о проезде к месту лечения и обратно на фирменном поезде Ульяновск-Москва на общую сумму 10 645руб.
Суд учитывает, что согласно п. 4.2 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе, фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности).
При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с Распоряжением ОАО «РЖД» от 20.03.2008 № 537р «О классификации пассажирских вагонов повышенной комфортности и требованиях к предоставлению пассажирам платного сервисного обслуживания в вагонах повышенной комфортности» обычные купейные вагоны в пассажирских поездах не относятся к вагонам повышенной комфортности, в связи с чем суд полагает возможным при возмещении затрат на проезд исходить из стоимости проезда в пассажирском поезде в купейном вагоне на поезде без признаков фирменности.
Согласно справке, выданной заместителем начальника Куйбышевского железнодорожного агентства железной дороги, стоимость проезда в нефирменном скором поезде №116Й (№115Й) по маршруту Ульяновск-Москва и Москва-Ульяновск в купейном вагоне на дату отправления ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. составляла 2359,80 руб. на одно место.
То есть, на две поездки (туда и обратно) по полному билету составила – 4719,60 руб., а на две поездки по детскому билету – 2359,80руб., а всего стоимость составит – 7079,40руб.
Истица фактически же затратила на проезд туда и обратно на 4 поездки сумму 10 645 руб. При этом, в материалы дела истицей в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлены доказательства невозможности приобретения билетов на поезд без признаков фирменности.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, а также установленные судом по делу обстоятельства, не оспариваемые ответчиком (факт нахождения дочери истицы на лечении, наличие у нее права на оплату проезда к месту лечения и обратно), суд приходит к выводу о том, что в пользу истицы с ответчика за счет средств бюджета подлежат взысканию понесенные ею расходы на проезд к месту лечения и обратно в размере 7079,40 руб., т.е. за проезд в купейном вагоне поезда без признаков фирменности.
Соответственно, в остальной части иска истице следует отказать.
На основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 27.04.2010 № 239-пр было создано ОГКУ СО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске».
Согласно абзацу 5 п.1.1 Устава ОГКУ СО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации…» учреждение является правопреемником прав и обязанностей Министерства труда и социального развития Ульяновской области в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (включая выплату компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, изделия и (или) оказанную услугу, определение размера и информирования граждан о размере указанной компенсации), предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение (далее – СКЛ) и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предоставления путевок на реабилитацию гражданам пожилого возраста, не являющимся инвалидами, бесплатного обеспечения отдельными видами ПОИ и бесплатного осуществления их ремонта лицам, не являющимся инвалидами, но по медицинским показаниям нуждающимися в обеспечении ПОИ.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о том, что ОГКУ СО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» является надлежащим ответчиком по данному делу.
Руководствуясь ст. 199, 193- 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 079 ░░░. 40 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░